Особенности тактики допроса лиц с психическими нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности тактики допроса лиц с психическими нарушениями / Я. Ю. Гостева, Ю. В. Прокофьева, Д. Ф. Мамаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 234-237. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56496/ (дата обращения: 16.11.2024).



В России количество людей, страдающих психическими расстройствами и болезнями, в настоящее время значительно возрос. Психиатры напрямую связывают это с такими негативными явлениями, как алкоголизм, наркомания и социальная напряженность. Естественно, что рост психических заболеваний среди населения приводит к значительному обострению криминальной ситуации. Люди с нарушениями психики часто совершают преступления различной степени тяжести и тем самым становятся участниками уголовного процесса.

Близкими по содержанию к невменяемости в уголовном праве являются понятия «психические расстройства, не исключающие вменяемость» и «аффект». Не всякие психические расстройства ведут к признанию лица полностью невменяемым. На этот случай законодателем предусмотрена такая категория, как «расстройство, не исключающее вменяемости» (ч. 1 ст. 22 УК РФ). Так называемая ограниченная вменяемость характеризуется тем, что лицо, признанное таковым, хотя и не в полной мере, но способно осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, соответственно, может и должно понести наказание за содеянное.

Такое состояние чаще всего не относится судом даже к смягчающим вину обстоятельствам. Так, например, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ, рассматривая кассационную жалобу осужденного Тарана Р. П. на приговор по ст. 228 УК РФ от 26.11.2015 по делу № 18-УД15–84, установив наличие у него эмоционально-волевых нарушений, не исключающих вменяемости, не нашла оснований для признания их смягчающим вину обстоятельством.

Проблема расследования уголовных дел с участием таких лиц является одной из наиболее сложных и актуальных. Одним из аспектов является правильное определение понятия человека с нарушенной психикой. Специалисты, занимающиеся изучением этой проблемы, используют в своей работе разные термины, определяющие состояние лица, совершившего преступление. С. А. Антипова использует понятие «психические дефекты». Среди них она понимает изменения в функциях мозга субъекта, которые влияют на его умственную деятельность и влияют на социально значимое поведение, включая преступное поведение. К психическим дефектам С. А. Антипова относит психические заболевания, а также функциональные и органические изменения в деятельности мозга, которые позволяют человеку осознать свое поведение и направлять свои действия [1, 31].

Л. Г. Татьянина, отождествляет термины «психический дефицит» и «психическая аномалия» и относит их ко всем психическим расстройствам, которые могут вызвать личностные изменения, которые могут иметь криминальное значение и влиять на поведение человека в данной ситуации [4, 12].

Эксперты в области судебной психиатрии придерживаются терминов «психические расстройства» или «психические заболевания». В их понимании, это является результатом сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека с преимущественным поражением головного мозга, особенно высших отделов [3, 91].

Таким образом, нет никаких существенных различий в приведенных выше определениях, поскольку все они, так или иначе, характеризуют состояние психики человека, отличное от здорового. Тот факт, что у правонарушителя есть психическое отклонение, приводит к проблемам расследования преступления. В частности, этот факт обязывает поддерживать определенное поведение по отношению к такому человеку, что в первую очередь связано с тактикой допроса. Поэтому проблема организации и проведения допросов предполагаемых (обвиняемых) лиц, страдающих психическими расстройствами, представляется актуальной, так как это расследование предполагает прямой контакт между правонарушителем и лицом, проводящим предварительное расследование.

Подготовка и опрос этой категории лиц имеет ряд тактических характеристик. Чтобы получить основную информацию о характеристиках опрашиваемого, следователь должен сначала собрать данные о психическом здоровье человека, чей планирует допрос. Знание психического состояния позволяет прогнозировать возможное поведение допрашиваемого на основе рефлексии и выбирать тактику, необходимую для достижения целей допроса. Информация о психическом состоянии подозреваемого может быть получена из любых источников, таких как его история болезни, в психиатрических учреждениях, если подозреваемый (обвиняемый) был госпитализирован или лечился амбулаторно. Важными являются показания родственников и близких лиц подозреваемого (обвиняемого), потерпевших и свидетелей преступления, характеристики с места жительства, работы или учебы. Особый интерес представляют предметы и документы, которые свидетельствуют о событиях личной жизни: дневники и письма, информация о переписке в социальных сетях в Интернете, видеозаписи, показывающие события частной жизни. Такие источники информации могут быть предоставлены следователю добровольно родственниками или другими близкими лицами как во время содержания под стражей, так и в ходе обыска подозреваемого (и по требованию обвиняемого).

Для определения психического состояния подозреваемого (подсудимого), по предложению М. В. Бочкарева, необходим осмотр психиатром до первого допроса в порядке, установленном статьей 179 Уголовно-процессуального кодекса [2, 107].

Необходимо обследовать подозреваемых (обвиняемых), по которым имеется информация о наличии умственной отсталости во время допроса, и тех, чья внешность и поведение побуждают следователя сделать вывод о наличии психического расстройства. Эти внешние признаки включают, прежде всего, диспропорцию тела, явные нарушения координации движений, нарушения речи, патологическую злобу, агрессивность и демонстративность (театральность) поведения.

По результатам обследования подозреваемого (обвиняемого) психиатром следователю в порядке ч. 3 ст. 80 УПК, целесообразно получить заключение по следующим моментам:

– есть ли основания для проведения судебно-психиатрической экспертизы и если да, какие вопросы следует адресовать эксперту?

– может ли подозреваемый (ответчик) самостоятельно участвовать в допросе;

– может ли он самостоятельно участвовать в расследовании.

Дальнейшая тактика следователя при допросе конкретного лица, участвующего в уголовном процессе, зависит от выводов психиатра. Непосредственно перед допросом следователь должен обеспечить, чтобы расследование проводилось в спокойной обстановке. Ничто не должно беспокоить допрашиваемого. С самого начала важно, чтобы следователь установил психологический контакт с допрашиваемым лицом. В связи с этим С. А. Антипова предлагает ряд тактических рекомендаций для установления психологического контакта с человеком с психическим расстройством [1, 37].

Опрос должен проводиться в спокойной обстановке, без пренебрежения допрашиваемым. Следователь не должен выражать свое эмоциональное отношение к тому, о чем говорит допрашиваемый. Следователь должен вести себя так, чтобы оппонент чувствовал его моральное превосходство, эмоциональную стабильность и готовность к неадекватному поведению допрашиваемого. Кроме того, существуют отдельные тактические методы допроса, которые определяются типом психического расстройства, от которого страдает подозреваемый (обвиняемый).

Е. М. Толтолужинская отмечает, что целесообразно проводить допрос людей, перенесших травму головы, в проветриваемом, прохладном помещении без сильных запахов. Консультации возбудимых и астенических психопатов, эпилептиков, пациентов с органическими нарушениями головного мозга не следует начинать с высоких высот, чтобы не способствовать их слабостям (повышенная агрессия, беспокойство), в противном случае последует реакция эмоционального взрыва или субъект замкнется в себе. Опрос пациентов, страдающих наркоманией и алкоголизмом, должен быть более активным, потому что они характеризуются в постинтоксикационном состоянии неспособностью сосредоточиться и снижением деятельности интеллекта. При опросе людей с эпилепсией следователь должен помнить, что эти люди характеризуются вязкостью мышления. В результате рассказ допрашиваемого может быть затянут за более длительный период времени. В этом случае рекомендуется выслушать историю подозреваемого (обвиняемого), не прерывая ее. Нельзя торопить эпилептика с ответами или переключаться с одной темы на другую [5, 27].

Из-за патологического состояния подозреваемого (ответчика) во время допроса часто возникает конфликтные ситуации, в которых допрашиваемый отказывается подписывать протокол, давать показания и грубит следователю. Одной из основных тактик, позволяющих разрешить конфликт, является допустимое тактическое и психологическое воздействие на собеседника. С. А. Антипова считает, что подобное влияние включает в себя психологический результат организации следователя, а также допрашиваемого для определения истинности дела. Тактические и психологические эффекты связаны с влиянием личности подозреваемого (обвиняемого) на его смысловую сферу, потребности, мотивы, цели и установки. Примером таких тактических и психологических эффектов является эмпатия — проникновение во внутренний мир человека с помощью сочувствия, эмпатии [1, 37]. Представляется, что приведенные выше тактические рекомендации должны быть включены в практическую работу следователей, чтобы повысить эффективность расследования преступлений, совершаемых людьми с психическими расстройствами. Следует отметить, что тактические методы, которые следователь использует при допросе подозреваемого (ответчика), страдающего психическим расстройством, должны соответствовать требованиям законности, допустимости и избирательности.

Таким образом, уголовная ответственность наступает в любом случае совершения общественно опасного деяния, которое запрещено Уголовным кодексом Российской Федерации отдельным лицом или определенными лицами. Допрос подозреваемого, страдающего психическими расстройствами, имеет свои тактические характеристики, которые необходимы следователю для проведения полного, всестороннего и объективного расследования уголовных дел.

Литература:

  1. Антипова С. А. Особенности тактики допроса лиц с дефектами психики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. — 41 с.
  2. Бочкарев М. В. Тактика участия специалиста-психиатра в допросе подозреваемого (обвиняемого), страдающего нарушениями психики // Судебная экспертиза. 2008. № 4. — С. 107.
  3. Судебная психиатрия / под ред. Г. В. Морозова. М., 2001. — 251 с.
  4. Татьянина Л. Г. Процессуальные проблемы производства по уголовным делам с участием лиц, имеющих психические недостатки (вопросы теории и практики): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Ижевск, 2004–32 с.
  5. Толстолужинская Е. М. Особенности предъявления обвинения и допроса лиц с психическими аномалиями // Адвокатская практика. 2007. № 1. — С. 47
Основные термины (генерируются автоматически): психическое расстройство, следователь, обвиняемый, расстройство, время допроса, допрос подозреваемого, психическое состояние подозреваемого, психологический контакт, спокойная обстановка, уголовный процесс.


Задать вопрос