Развитие диалогической речи старших дошкольников при создании речевых ситуаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 10.02.2019

Статья просмотрена: 6715 раз

Библиографическое описание:

Филенко, М. М. Развитие диалогической речи старших дошкольников при создании речевых ситуаций / М. М. Филенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56431/ (дата обращения: 16.12.2024).



Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Актуальность проблемы развития речи и речевого общения в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста актуальна на современном этапе работы ДОО, так как, только владея родным языком, ребенок сможет построить предложение, назвать предмет и рассказать о нем, о событии, поделиться своими впечатлениями от увиденного. Рассказ ребенка должен состоять из нескольких предложений, отражать особенности предмета или явления, события и высказывания должны быть последовательны и связаны логически между собой.

Наиболее сложная форма речевой деятельности — это связная монологическая речь, которая носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Целенаправленное развитие диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях, которые направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения [4].

Нами была организована развивающая речевая среда с целью обогащения речи старших дошкольников, а также образовательная деятельность, направленная на развитие диалогической речи в процессе речевых ситуаций.

Мы опирались на методические разработки В. И. Яшиной, М. М. Алексеевой [1]. Также в своей деятельности мы руководствовались программой «Детство» и «Примерной основной образовательной программой ДОУ» [2].

Речевые ситуации были выбраны нами для всех видов деятельности детей в ДОО и проходили в течение каждой образовательной деятельности, во время экскурсий, а также в режимных моментах: игровой деятельности, беседы.

В данной статье мы представляем содержание речевых ситуаций, цель, методику проведения в условиях ДОО и представляем, как данные речевые ситуации были нами использованы.

Речевая ситуация «Чужой город»

Цель: установление социальных контактов детей друг с другом, развитие диалогической речи старших дошкольников.

Методика проведения: педагог говорит: «Представьте, что вы находитесь в чужом городе. Расспросите прохожих (детей группы), где находится улица, дом, кинотеатр» [3].

Экспериментатор предложил детям следующее: «А теперь, ребята, представьте, что вы оказались в совершенно незнакомом для вас городе и вам нужно найти улицу Ленина (для мальчиков), на которой живёт друг, а девочки должны узнать, где находится кинотеатр. Как вы спросите прохожих, чтобы узнать, где находится данная улица? Кинотеатр? Давайте попробуем это узнать».

В ходе, предложенной речевой ситуации, мы учили детей правильно вести диалог со своим собеседником, умело задавать вопрос, отвечать точно и полным предложением на вопросы, смотреть в глаза собеседнику, говорить чётко и ясно; отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространённо.

Хотим привести пример состоявшегося диалога в ходе данной речевой ситуации:

Вопрос воспитателя: «Как можно спросить, где находится улица Ленина?»

Вопрос Артёма М.: «Скажите, пожалуйста, где находится улица Ленина?»

Ответ Каролины З.: «Улица Ленина находится в центре города».

Ответ Артёма М.: «Спасибо большое!»

Вопрос Ильи З.: «Скажите, пожалуйста, как можно доехать на улицу Ленина?»

Ответ Мирославы Р.: «На улицу Ленина можно доехать на автобусе № 1».

Ответ Ильи З.: «Спасибо большое?»

Вопрос Тихона А.: «Сколько стоит проезд в автобусе?»

Ответ Даши Л.: «15 р».

Ответ Тихона А.: «Спасибо!»

Речевая ситуация «Книжный магазин»

Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов друг с другом.

Методика проведения: «Сегодня открылся книжный магазин, я продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом».

Речевая ситуация «Книжный магазин» была предложена детям в ходе изучения темы: «Книги наши друзья». В начале образовательной деятельности была организована выставка книг с имитацией книжного магазина. Воспитатель предложил такую речевую ситуацию: «Сегодня открылся книжный магазин, я продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом». Дошкольники по очереди подходили к продавцу и выстраивали свой диалог в соответствии с задачей.

Вопрос воспитателя: «Лена, что ты скажешь продавцу книг при входе магазин?»

Ответ Насти Т.: «Здравствуйте!»

Вопрос воспитателя: «Как построите диалог дальше?»

Ответ Насти Т.: «Я хочу приобрести книгу про динозавров».

Продавец: «Очень хорошо. Я вам могу предложить несколько на выбор».

Ответ Насти Т.: «Я выбираю вот эту».

Продавец: «Спасибо за покупку!»

Ответ Насти Т.: «Спасибо вам!»

Мы уделяли большое внимание качеству ответов детей. Учили отвечать в распространенной форме, где нужно и в краткой, не отклоняясь от содержания предложения.

Таким образом, предложенная речевая ситуация приобщала детей охотно вступать в общение со взрослым, употреблять в речи разнообразные формы речевого этикета: «Здравствуйте!», «Скажите, пожалуйста!», «Будьте добры», «Спасибо!», «До свидания!» и т. п. Также уверенно общаться с собеседником, смотреть в лицо, чётко и внятно объяснять свою просьбу.

Речевая ситуация «Магазин овощей»

Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов друг с другом.

Методика проведения: один ребенок «продавец», остальные — «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные овощи.

Воспитатель говорит детям: «Представьте, что вы пришли в магазин овощей. Как вы построите диалог с продавцом? Что будите говорить с начала, что потом?» Дошкольники выбирают себе роли продавца и покупателей.

В ходе речевой ситуации происходит следующий диалог:

Даша Т. (продавец): «Здравствуйте! Приходите покупать у нас свежие овощи!»

Даша Л. (покупатель): «Очень хорошо, я куплю три апельсина для своей сестры».

Руслан Т. (покупатель): «Добрый день! Взвесьте мне 2 кг бананов».

Даша Т.: «Да. Хорошо. С вас 75 р».

Руслан Т.: «Спасибо! До свидания!»

Лёня И. (покупатель): «Взвесьте мне, пожалуйста, 3 кг яблок»

Даша Т.: «Хорошо. С вас 300р».

Лёня И.: «Спасибо! До свидания!»

Данная речевая ситуация позволила детям проявлять инициативу в общении. Дети учились говорить в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога, пользоваться речевым этикетом: обращением, привлечением внимания, просьбой, благодарностью. И словами речевого этикета: «Здравствуйте! Будьте любезны! Спасибо! Пожалуйста!» и т. д. и т. п.

Речевая ситуация «Кафе»

Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов детей друг с другом, закрепление правил этикета.

Методика проведения: дети выбирают себе роли официанта и посетителей кафе.

Вопрос Артёма М.: «Здравствуйте! Я обслуживаю ваш стол. Что вы будите заказывать?»

Ответ Максим М.: «Мне, пожалуйста, пиццу и салат»

Вопрос Артёма М.: «Вам салат «Оливье» или просто овощной?»

Ответ Максима М.: «Да салат «Оливье» и ещё сок».

Вопрос Антона Ч.: «Подскажите, какая пицца не острая?»

Ответ Артёма М.: «Я вам посоветую пиццу с грибами».

Виолетта Г.: «А мне, пожалуйста, пиццу «Мясную» и сок»

Ответ Артёма М.: «Спасибо! Ваш заказ принят!»

Речевая ситуация «Признаки наступающей весны»

Цель: учить детей диалогической речи, вступать в разговор, соблюдать правила этикета, поговорить о празднике 8 марта.

Методика проведения: данная речевая ситуация проводится при экскурсии в парк.

Воспитатель: «Сегодня мы пришли на экскурсию в весенний лес. Посмотрите вокруг себя, что вы интересного заметили?»

Артёма М.: «Я заметил, что вокруг деревьев тает снег»

Воспитатель: «Назовите весенние месяцы»

Руслан Т.: «Март, апрель, май»

Воспитатель: «Посмотрите на небо, чем оно отличается от зимнего?»

Виолетта Г.: «Зимой небо низкое, серое, а весной голубое светлое лёгкое».

Воспитатель: «На овражках скоро появятся первые цветы. Какие?»

Леня И.: «Подснежники»

Воспитатель: «А какой праздник к нам придёт в марте?»

Мирослава Р.: «8 марта»

Воспитатель: «А что это за праздник?»

Артём М.: «Это праздник всех женщин».

Наряду с вышеописанным, развитие диалогической речи посредством речевых ситуаций, происходило и в повседневном общении экспериментатора с детьми. Так как это наиболее распространённая, общедоступная форма речевого общения педагога с детьми в повседневной жизни.

Мы старались предлагать детям мини речевые ситуации по любому удобному поводу, в разное время. Например, Каролина З. принесла в группу лошадку Литл Пони. Мы подошли к ней и спросили: «Из какого мультфильма этот герой?», «Как её зовут?», «Какие ещё там есть лошадки? Как их зовут?», «Почему ты любишь этот мультфильм?».

Также происходили коллективные речевые ситуации. Например, воспитателю группы на 8-ое марта подарили тюльпаны и однажды вечером, уходя домой Тимур Л. подошёл к тюльпанам, посмотрел на них, удивился и позвал других детей: «Смотрите тюльпаны закрылись». «Это они спать захотели!» — сказала Каролина З. «Нет, это они уже завяли» — сказал Руслан Т. Так возникла речевая ситуация с тюльпанами и мы поддержали этот диалог, объяснив детям, почему тюльпаны закрылись.

В ходе представленной работы мы старались научить детей более точно отвечать на вопросы, объединять в общем ответе замечания друзей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и широко. Речевые ситуации были направлены на расширение возможностей установления контактов в различных ситуациях общения; отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; активизации процесса самопознания и самоактуализация; расширение спектра творческих способностей; устранение коммуникационных барьеров.

Литература:

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. заведен. [Текст]/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  3. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н. А. Стародубова. — М.: Издательство ACADEMIA, 2008.
  4. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Ф. А. Сохин. — М.: Просвещение, 2002.-159с.
  5. Успех. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. В. Фединой.- М.: Просвещение, 2015.-235с.
Основные термины (генерируются автоматически): речевая ситуация, диалогическая речь, методика проведения, ребенок, артем, воспитатель, речевой этикет, книжный магазин, образовательная деятельность, речевая ситуация были.


Похожие статьи

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Значение дидактической игры в развитие речи младших дошкольников

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников

Развитие речевых и коммуникативных навыков старших дошкольников в певческой деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Похожие статьи

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Значение дидактической игры в развитие речи младших дошкольников

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Развитие связной речи на уроках литературного чтения у младших школьников

Развитие речевых и коммуникативных навыков старших дошкольников в певческой деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Задать вопрос