Метод языкового погружения на уроках английского языка в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 10.02.2019

Статья просмотрена: 5280 раз

Библиографическое описание:

Вебер, И. С. Метод языкового погружения на уроках английского языка в современной школе / И. С. Вебер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56402/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современном мире все быстро меняется. Меняются и методики изучения английского языка. Все больше центров образования используют в своей работе видеоматериалы, мультимедиа, ролевые игры. Считается, что изучение языка будет эффективным только при условии, что человек получает удовольствие от самого процесса, а не мотивирует себя только тем, что изучение языка является необходимостью. Основной целью изучения английского языка является не только формирование и развитие коммуникативной культуры людей, изучающих язык, а и их обучение практическому овладению английским языком. Сейчас преподавания языка стало более прикладным, в то время как раньше оно носило больше теоретический характер.

В настоящее время всё больше и больше преподавателей используют новые методы изучения иностранного языка, которые могут быть более эффективны. Одним из наиболее продвинутых методов изучения иностранного языка является метод языкового погружения.

Программа языкового погружения как экспериментальный метод обучения.

Зачатки идеи метода языкового погружения использовал немецкий преподаватель Берлиц, который специально избегал употреблять родной язык в обучении [2]. На своих занятиях он настаивал, чтобы учащиеся больше беседовали именно на изучаемом языке, и таким образом усваивали лексику и грамматику без заучивания правил и слов.

Термин погружение (анг. immersion) появился в 60х годах прошлого века в Канаде. Из-за двух официальных языков в этой стране, многие канадцы испытывали трудности при приеме на работу или повседневном общении. Так, в школах англоговорящих детей обучали на французском языке и наоборот. Как результат, возник метод погружения в языковую среду, когда учитель обучает или озвучивает инструкции на уроке на неродном языке. Иностранный язык начинает восприниматься как родной.

Метод языкового погружения — это метод обучения второму языку (не обязательно «иностранному» для учеников), при котором учитель озвучивает задания на уроке на втором языке учащихся [4].

В соответствии с методикой «погружения», английский язык должен быть единственным средством общения между преподавателем и учащимися. Основной первостепенной целью этой программы является развитие языковых навыков у детей, чьим родным языком не является английский.

Характерными чертами метода погружения являются следующие особенности:

– направленность на овладение устной иностранной речью;

– создание обстановки погружения в атмосферу;

– активизация резервных возможностей личности;

Различают несколько степеней погружения в языковую среду, в зависимости от возраста учащихся и времени, которое отводится на изучение языка.

  1. Полное погружение, где учащиеся 100 % своего времени, посвящают иностранному языку. При таком типе появляется умение вести спонтанные диалоги.
  2. Частичное погружение, где 50 % учебного времени используется на изучение языка. Много внимания отводится на знание о стране изучаемого языка.
  3. Двустороннее или двуязычное погружение, где половина группы учащихся состоит из носителей одного языка, остальные являются носителями другого языка. Преподавание ведётся попеременно на двух языках.

Таблица 1

Типы языкового погружения

Тип языкового погружения

Краткая характеристика

урочный

Проведение занятий на изучаемом языке

воспитательный

Мероприятие и поездки, направленные на изучение культуры страны изучаемого языка

исследовательский

Индивидуальные, парные и групповые проекты

Применение метода погружения на практике: методы иприемы

Основа метода погружения состоит в использовании лексики и восприятии речи на слух — это и является главным барьером для учеников в современной школе. Поэтому необходимо применять различные приемы, помогающие создать комфортную обстановку в классе и коллективе.

Как известно окружающая обстановка сильно влияет на состояние человека, его настроение, работоспособность, уверенность в себе, творческую генерацию идей. Чтобы создать комфортную обстановку для общения, необходимо позволить ученикам самостоятельно выбрать себе место, а так же все классное пространство должно располагать к открытости: красочное оформление, круговая постановка посадочных мест и т. д.

На практике метод языкового погружения отличается по массе параметров от других методов обучения иностранным языкам, которые используются в настоящее время. При таком методе должны быть применены новые принципы отбора и организации речевого и языкового материала, из которых ведущими являются деятельностный, личностно-ролевой, ситуативно-тематический принципы [1].

В процессе обучения иностранному языку необходимо показывать учащимся, как можно использовать имеющиеся у них компетенции в родном языке при изучении иностранного, нужно формировать и совершенствовать общие для родного и иностранного языков учебные умения, связанные с выполнением устных и письменных заданий по учебнику, грамматическому справочнику.

При применении метода языкового погружения современный учитель должен рассматривать на своих уроках такой аспект как языковой барьер — не умение говорить на иностранном языке. Чтобы применить свои знания на практике, ученики должны много тренироваться, постепенно преодолевая волнение, мешающее им сконцентрироваться. Учитель же должен создать комфортные условия для общения и восполнить отсутствие естественной иноязычной среды.

На уроках необходимо применять коммуникативный метод, который обеспечивает активное участие в уроке каждого ученика, стимулирует речевое общение, способствует формированию интереса и стремление изучать иностранный язык. Самыми распространенными средствами являются — игра, ситуация, стихи и песни.

Коммуникативный метод настроен на преодоление проблемы языкового барьера, так как он совмещает в себе перевод и грамматические упражнения с упражнениями речевыми. Основная особенность заключается в том, что у учащихся возникает максимальная мотивация к проговариванию всего, что изучается.

Ученики должны чаще наблюдать живое общение, чтобы понимать, что язык, который они учат, живой, что на нем общаются такие же люди, В этом могут помочь аудиовизуальные средства обучения — фильмы, кинофрагменты, записи радио- и телепередач и др. Они могут познакомить учащихся с историей и культурой страны изучаемого языка, помогают наглядно представлять и осмысливать явления природы и общественной жизни. Рациональное применение аудиовизуальных средств помогает восполнить недостаток иноязычной среды на уроках английского как на начальном, так и на продвинутом уровне. Систематическое внедрение видеоматериалов в процесс обучения позволяет детям больше практиковать свою речь, способствует созданию комфортных условий для преодоления «языкового барьера».

Плюсы иминусы использования метода языкового погружения

Многочисленных исследований показали, что двуязычные дети, в общем, имеют более высокие показатели интеллекта по сравнению с моноязычными сверстниками. У таких детей гораздо лучше развиты память, внимание, мышление, они обладают большими математическими способностями. Языковое погружение приводит к тому, что дети становятся двуязычными. Учащиеся классов языкового погружения преуспевают по другим учебным предметам также успешно, как и ученики обычных классов. К тому же усвоенный в раннем возрасте второй язык помогает изучать новые иностранные языки.

Метод языкового погружения часто относят к категории интенсивных методов изучения языка. Можно в короткие сроки научиться владеть основной лексикой, но возможен психологический дискомфорт, так как на протяжении урока учащийся обязан отказаться от использования родного языка.

Метод погружения помогает достичь ощутимых результатов. Постепенно исчезает страх начала коммуникации, процесс обучения становится более увлекательным, у школьников возникает мотивация научиться всем тонкостям языка. Педагоги, использующие данный метод, отмечают, что метод погружения является эффективным только при наличии у учащихся стремления к познанию языка. Этот метод обеспечивает всевозрастающую уверенность человека в своих силах и облегчает ему переход от обучения к самообучению.

Литература:

  1. Закирьянов К. В условиях активного билингвизма / К. Закирьянов // Народное образование. — 1998 — № 5 — С. 74–75.
  2. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение. Теория и практика. — М.: Высшая школа, 2009. — 280с.
  3. Лисичкина Т. А., Плотникова Л. А., Сельментова Ю. В., Колосс Н. М. Использование инновационных технологий на уроках английского языка: Материалы НПК «Совершенствование качества обучения иностранному языку в контексте реализации концепции модернизации образования». — Казань: РИЦ «Школа», 2007.
  4. Малкина Н. А. Коммуникативные трудности на занятии английским языком и пути их преодоления — Сборник научно-методических статей. СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2004,, с. 49–63.
  5. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика / Р. К. Миньяр-Белоручев // Иностр. яз.вшк. — 1996. — № 1. — С. 25–34.
  6. Шатилов С. Ф. Методика обучения английскому языку в средней школе. — М.: Просвещение, 1996. — 203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): языковое погружение, иностранный язык, язык, английский язык, изучение языка, метод погружения, родной язык, процесс обучения, учащийся, коммуникативный метод.


Похожие статьи

Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода на уроках английского языка

Метод проектов на уроках иностранного языка

Особенности преподавания математики в современной школе в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Игровая технология при изучении английского языка

Дедуктивный подход и методы обучения на уроках английского языка

Похожие статьи

Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода на уроках английского языка

Метод проектов на уроках иностранного языка

Особенности преподавания математики в современной школе в рамках концепции личностно ориентированного обучения

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Игровая технология при изучении английского языка

Дедуктивный подход и методы обучения на уроках английского языка

Задать вопрос