Анализируется проблема разрозненности лечения больных с заболеваниями комплексной психоневрологической природы, недостаток профильных специалистов в этом контексте, лишь временная эффективность лечения пациентов сугубо средствами неврологии. Рассматривается влияние стрессовых состояний и негативных психологических установок на развитие неврологических симптомов и заболеваний; способы комплексного лечения.
Ключевые слова: психология, психиатрия, психолог, психотерапевт, неврология, невропатология, диагностирование, лечение, психосоматия, невроз, ВСД (вегето-сосудистая дистония), панические атаки, тревожные состояния, навязчивые состояния.
The problem of fragmentation of treatment of patients with diseases of the complex psychoneurological nature, the lack of specialized specialists in this context, and only the temporal efficiency of treatment of patients with exclusively neurological means are analyzed. The significance of stress states and negative psychological settings on the development of neurological symptoms and diseases is considered. Methods of complex treatment.
Keywords. psychology, psychiatry, psychologist, psychotherapist, neurology, neuropathology, diagnosis, treatment, psychosomatics, neurosis, vegetovascular dystonia, panic attacks, anxiety states, obsessive states.
Введение. На практике часто бывает, что человек болен определенными нервными заболеваниями, однако не может их правильно интерпретировать. В нашем консервативном обществе чаще всего за помощью он в первую очередь обращается к неврологу, невропатологу. У данного врача он получает курс лечения (например, стандартные мексиприм, луцетам и т. п.), который чаще всего помогает лишь на время. В силу внутренних установок, главным образом переживаний, нередко заболевания возвращаются, и всё повторяется по кругу.
Конечно, грамотный невролог интересуется образом жизни и мыслями пациента, однако в силу непрофессионального подхода происходит это поверхностно, часто благодаря опыту врача.
Врачи психотерапевтического профиля при этом часто остаются в стороне либо решают проблемы со своими пациентами так же обособленно.
При этом врачи признают, что, говоря обывательским языком, одни лечат «программу», а другие ремонтируют «техническую оснастку», тогда как одно без другого в данном контексте не работает.
Затронутая тема — это проблема наличия в медицинской практике врачей-диагностов, каких рядовой обыватель привык видеть в образе всеведущего доктора Хауса из одноимённого сериала. Функциональный диагност — это врач, специализацией которого является проведение глубокого комплексного обследования пациента. В отечественной медицине такой практике уделено меньшее внимание. Психоневрология отлично вписывается и при диагностировании как комплексная проблема. Психоневрология — это раздел медицины, включающий психиатрию и неврологию и изучающий пограничные их разделы — неврозы, психопатии и т. п., а также психогигиену и психопрофилактику. Существуют и психоневрологические отделения в больницах. Главная цель — сделать уже доказанные взаимосвязи применимыми для лечения на практике повсеместно. Ведь еще в предвоенные годы В. М. Бехтеревым был создан Психоневрологический институт, проблема уже тогда рассматривалась комплексно. В начале ХХ века им было организовано новое научное направление, названное им психоневрологией, которое соответствует всем запросам, предъявляемым сегодня наукой к междисциплинарному изучению нервной системы пациента.
По словам Бехтерева, «к неврологии, понимаемой в том обширном значении этого слова, которое мы придаем ему в настоящее время, примыкают самым теснейшим образом те отделы знания, которые ставят своею задачею изучение духовного или внутреннего мира и его болезненных нарушений. Эти отделы знания, известные под названием психология и психиатрия…» [3].
Так, при обособленном обследовании у невролога на ранних этапах заболеваний нередко в анализах может быть относительная норма, в то время как психотерапевт заметит отклонения. Поэтому при совмещении психологии и неврологии мы имеем отличные прогностический и предупредительный эффекты, не говоря уже о более эффективном диагностировании и лечении.
Однако прежде чем рассуждать об этом, проследим связь между психологическими и неврологическими компонентами заболевания, оценим, как часто такое можно проследить.
Самыми популярными можно назвать неврозы, дисфункции вегетативной нервной системы (термин «вегето-сосудистая дистония» является устаревшим и обывательским, он отсутствует в современной Международной классификации болезней, в данном контексте рассматривается как полиэтиологический синдром) и вообще любые симптомы неврологического профиля [1].
Факторами риска здесь нередко являются хронические и острые стрессовые ситуации, депрессии. Однако стандартные рекомендации невролога относительно приведения в порядок режима дня, образа жизни и питания могут не сработать: человек часто страдает изматывающими навязчивыми состояниями, которые не отпускают его по абсолютно разным причинам. Таким образом, смена образа жизни (являясь и у психотерапевта одной из главных рекомендаций) может не помочь, не будучи подкрепленной дополнительной психологической работой с пациентом. Некоторые люди чрезмерно мнительны, у других слабая от природы нервная система, третьи перенесли большие переживания в жизни (в том числе по поводу своего здоровья, ухудшения которого и боятся).
В данном случае, когда человек испытывает неврологические симптомы (головокружения, тремор, онемения, шаткость походки, невнятность речи, бросание в жар или в холод, заторможенность, снижение концентрации, растерянность, снижения зрения), вызванные переживаниями, из-за этого он начинает переживать ещё больше, что в свою очередь вновь усиливает неврологические симптомы. Таким образом человек загоняет себя в депрессивно-неврологическую яму, что сопровождается снижением продуктивности и общего самочувствия, тревожными состояниями разной силы (вплоть до панических атак), сбоями различных систем организма, например зрения, где вегетативно-сосудистый фактор имеет большое значение.
Описываемая картина часто свойственна неврозам, которые включают в себя дополнительно целый комплекс вариаций: неврастения, истерия, навязчивые состояния и пр. Невроз — одно из самых часто встречающихся нервно-психических заболеваний. Главная причина неврозов — психические травмы, значимость которых определяется не физическим воздействием, а информационным значением. Другими словами, невроз — это болезнь, которая развивается в результате воздействия информации. Неврозы и невротические состояния причисляют к обратимым нарушениям нервной деятельности. Прогноз при психотерапии неврозов чаще всего положительный.
Часто подобные заболевания сопровождаются психосоматическими недугами (влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных заболеваний). Это те же неврологические симптомы, но имеющие ещё более выраженную психологическую подоплёку, и вариации проявлений могут быть разными. Из распространённого: человек может ощущать сложности с дыханием, может болеть сердце, голова (локализация, как правило, затрагивает наиболее важные системы органов).
По словам З.Фрейда, «если мы гоним какую-то проблему в дверь, затем она в виде симптома болезней проникает через окно».
Человек не избежит заболевания, если избегает самой проблемы. Здесь принят за основу механизм вытеснения, своеобразная психологическая защита. Человек отбрасывает неприятные ему мысли, боясь напрямую взглянуть на них, и поэтому они просто переходят на другой уровень, никуда при этом не пропадая. Все наши проблемы впоследствии преобразуются из социального (то есть межличностных взаимоотношений) или психологического уровня (невыполненных желаний, наших мечтаний и влечений, подавленных эмоций, внутренних конфликтов) на уровень физиологии [4].
Встречается, хоть и реже, и обратная картина, когда не психика провоцирует неврологические проблемы, а наоборот. Например, при недостатке питания мозг будет сигнализировать о своих проблемах с помощью тревог и т. п. Многие врачи отмечают такой эффект при шейных остеохондрозах. Однако, как правило, развитие заболевания идёт одновременно по двум векторам.
Отдельно стоит упомянуть и психоневрологический комплекс расстройств после некоторых тяжёлых заболеваний, поражений сосудистой системы, мозга и т. п.
Встречаются и совсем нетривиальные причины, такие как воздействие токсичных веществ на организм. Так, данные экспериментального исследования выявили влияние малых концентраций ртути на снижение слуховой и зрительной памяти, эмоциональную неустойчивость и снижение контроля над эмоциями (обследовано непосредственно на производстве 107 человек, работающих в условиях воздействия паров ртути) [2].
Как видим, причины могут быть разными, но психические и неврологические проявления очень часто отмечаются вместе.
Лечение же должно строиться следующим образом: пациент, попадая к неврологу, проходит лечение с помочью медикаментозных препаратов (при необходимости) и коррекции образа жизни, после чего направляется к психологу или психотерапевту, где с помощью бесед, специальных тестов и других методик анализируется источник проблемы (например, систематические проблемы на работе, страх перед ответственными задачами, откладывание их в долгий ящик и накапливание, из-за чего пациенту кажется невыполнимой даже простая задача). Формируется правильное отношение к вещам, человек понимает, что источник страха — он сам, что боязнь каких-либо заболеваний безосновательна или преувеличена. (Главная задача психотерапевта — это борьба с иррациональными установками психики, идущими вразрез со здравой логикой). Дополнительно корректируются данные ранее неврологом рекомендации с учётом психогигиены и психопрофилактики; могут использоваться и специфические методы: гипнозы, релаксации, медитации, специальные упражнения.
В то же время медицина не стоит на месте, и всё чаще начинают появляться на рабочих местах врачи, объединяющие две стороны проблемы, — психоневрологи.
Психоневролог — это врач, который разбирается и в неврологии, и в психиатрии. Во-первых, всякое неврологическое заболевание всегда имеет психосоматический компонент, то есть внутренний дискомфорт, беспокойство, страхи, дисфории (форма патологического спада настроения, антоним слова «эйфория»). В организме все эти явления воплощаются вполне материальными болезнями — головной болью, бессонницей, различными болевыми синдромами и др. Задача врача состоит в том, чтобы увидеть за маской соматического заболевания, например гастрита, колита, бронхиальной астмы, цистита, мигрени, вегето-сосудистой дистонии или, например, артериальной гипертензии невроз, скрытую депрессию. Поэтому психоневролог кроме стандартного неврологического статуса принимает во внимание информацию о психологическом состоянии пациента.
Заключение. Ещё древние философы акцентировали внимание на связи здорового духа и здорового тела. Люди замечали, что человек, длительное время находящийся в подавленном состоянии, впоследствии начинает часто болеть, «таять» в телесном и моральном плане. Как видим, современная медицина подтверждает этот феномен. И задачей на данном этапе будет являться комплексное диагностирование и лечение подобных заболеваний, подготовка врачей, разбирающихся в обоих проявлениях проблемы — психоневрологов, а также совмещение медикаментозного и немедикаментозного лечения и их этапности; диалог между врачами двух профилей.
Литература:
1. Абдуева Ф. М., Каменская Э. П. Вегето-сосудистая дистония или соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы сердца? // Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Серия «Медицина». — 2012. — № 23 (998).
2. Гнелицкий Г. И., Кауров Я. В., Артеменко А. Г., Андрюхин В. И. Психоневрологические нарушения при длительном контакте с малыми концентрациями ртути // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2011. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihonevrologicheskie-narusheniya-pri-dlitelnom-kontakte-s-malymi-kontsentratsiyami-rtuti (дата обращения: 26.01.2019).
3. Незнанов Н. Г. и др. Школа В. М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме. СПб., 2007.
4. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. — М.: Медицина, 1986. 384 с.