Нейропсихологическая диагностика как инструмент определения состояния больных, перенесших инсульт | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Общественно значимое исследование Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 25.02.2023

Статья просмотрена: 585 раз

Библиографическое описание:

Мешихина, А. В. Нейропсихологическая диагностика как инструмент определения состояния больных, перенесших инсульт / А. В. Мешихина, И. А. Сидоренко, Н. А. Серебрянская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3532/ (дата обращения: 16.12.2024).



«Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, изучающее связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ» (А. Р. Лурия).

Нейропсихология считается одной из наиболее разработанных областей научной психологии. Как самостоятельный раздел биологической психологии нейропсихология изучает мозговые механизмы сложной психической деятельности, связывая представления о структуре и механизмах высших психических функций, психологических процессов и эмоциональной регуляции поведения человека с данными о строении и функциональной организации отделов больших полушарий головного мозга.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, но основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли принадлежит А. Р. Лурия. Именно он обратился к исследованию изменений, возникающих в высших психических функциях при локальных поражениях мозга. Им было начато изучение роли различных отделов мозга в осуществлении разных форм психической деятельности.

Чаще всего нейропсихологи сталкиваются с постинсультными пациентами. Инсульт (мозговой удар) — это группа заболеваний, обусловленных острой сосудистой патологией мозга. При этом происходит внезапное исчезновение или нарушение мозговых функций. Для диагностики инсульта первостепенную важность имеют симптомы нарушения или выпадения мозговых функций, нередко независимо от того, обнаруживаются или нет признаки инсульта при проведении компьютерной томографии [1].

К основным нарушениям относятся:

1) нарушение восприятия (агнозия);

2) нарушение произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими параличами и парезами (апраксия);

3) нарушение уже сформировавшейся речи, возникающей при локальных поражениях коры и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности (афазия) [3].

В основе синдромного анализа лежит изучение симптомов, возникающих при различных локальных поражениях головного мозга.

Любая высшая психическая функция человека (ВПФ) — это функциональная система из взаимосвязанных звеньев. Например, речь как высшая психическая функция включает такие звенья: звено фонематического анализа, отвечающее за переработку звуков речи в осмысленные слуховые стимулы, при несформированности речевого звука различения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал; кинестетическое звено (способность к артикуляции) — при поражении данного звена возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков речи другими из-за сложностей выполнения близких артикуляционных движений, необходимых для произнесения звука и слова; кинетическое звено (возможность выполнение ряда артикуляционных движений), а также другие, без которых понимание или создание членораздельной речи невозможно.

Все перечисленные звенья являются функциями определенного участка мозга. Таким образом, в осуществлении любой ВПФ, в том числе и речи, принимают участие различные механизмы, звенья, мозговые структуры, внося свой специфический вклад в работу всей функциональной системы.

Одно и то же звено может быть включено в работу различных ВПФ. Это значит, что при поражении одного участка мозга могут быть нарушены разные ВПФ, но нарушены они будут по одному принципу, у них будет один механизм нарушения. Но одна и та же психическая функция может нарушаться при поражении различных участков мозга, только в этот раз специфика нарушения этой функции каждый раз будет различной (например, понимание речи при поражении височных, лобных и теменно-затылочных отделов коры левого полушария).

Схема нейропсихологического синдромного анализа включает: а) выявление симптомов при обследовании; б) качественную квалификацию симптомов (определение формы нарушения психической функции, ответ на вопрос — какой характер носит дефект и почему он появился); в) выявление основного нейропсихологического фактора (деятельности определенной мозговой структуры); г) определение возможной локализации.

Симптом — непосредственное нарушение психической функции, то есть то, что мы видим (нарушение письма, понимания, произношения и т. д.). Нейропсихологический синдром — сочетание нейропсихологических симптомов (нарушений психических функций), основой которых является нарушение (выпадение) определенного нейропсихологического фактора.

Так, например, у человека наблюдаются следующие симптомы: трудности ориентации во внешнем зрительном пространстве; нарушаются понимание карт, схем, чертежей; двигательно-пространственные нарушения (трудности письма; трудности в понимании логико-грамматических конструкций речи; непонимание разрядного строения числа; трудности решения наглядно-образных задач — складываются в синдром поражения зоны ТРО (височно-теменно-затылочных отделов коры больших полушарий). При данном синдроме локализация поражения: зона ТРО левого полушария.

В ходе нейропсихологического обследования также важно выявление других нарушений, а также сохранных звеньев функциональных систем. К примеру, непонимание речи, вследствие нарушения фонематического слуха. Важно отделить истинное нарушение понимания речи (фонематического слуха) от нарушений по причине недостаточности концентрации произвольного внимания, быстрого истощения функции. При поражении определенного звена функциональной системы, возможна ситуация спонтанной перестройки, тогда функциональная система пытается заместить или заменить чем-то пораженное звено.

Выявление сохранных звеньев функциональной системы необходимо для проведения дальнейшей нейрореабилитационной работы. Сохранное звено — важная опора для возможности восстановления нарушенной функции, перестройки функциональной системы.

Синдромный анализ как основной метод нейропсихологической диагностики незаменим в клинике детских расстройств, а также в клинике постинсультных и сосудистых нарушений различного происхождения и травм у взрослых [2].

Сегодня востребованность нейропсихологической диагностики заключается в том, что на основе качественной нейропсихологической диагностики, можно построить нейропсихологическую реабилитацию.

Нейропсихологическая реабилитация больных ведется по трем направлениям: первое — преодоление когнитивного дефицита (восстановление нарушенных звеньев функциональных систем и выработка стратегии компенсации имеющихся нарушений в том случае, когда восстановление оказывается невозможным); второе — работа с эмоционально-личностной сферой, третье — работа с родственниками или близкими пациентов.

В зависимости от дефекта и запроса пациента «мишенью» реабилитации являются такие функции, как память, речь, функции программирования, регуляции и контроля психической деятельности (планирование действий, постановка целей и задач, контроль за их реализацией). [2].

Сейчас инсульт называют болезнью XXI века. Социальное значение инсультов возрастает в связи с высокой распространенностью артериальной гипертензии (повышенное систолическое давление) во всех возрастных группах. Происходит увеличение факторов риска — регулируемых и нерегулируемых. И далеко не все люди относятся с вниманием к появившимся нарушениям здоровья, которые могут быть причиной перенесённого в легкой форме инсульта.

Малый инсульт и ишемический инсульт похожи по симптомам. Причём предварительно микроинсульт человек может даже сам диагностировать, выполнив несколько проб. Это важно потому, что малый инсульт часто предшествует ишемическому. Возможны такие проявления: онемение и обездвиживание одной половины лица, шаткость походки, резкая головная боль, головокружение. В течение короткого времени симптомы проходят и человек может не придать этому значения. Это заболевание все чаще поражает людей в возрасте 20–30 лет. Только молодой организм обычно легче справляется с последствиями, чем организм пожилого человека.

Темпы жизни современного общества ставят перед человеком не только умение работать в режиме нон-стоп, но умение контролировать нагрузку на организм, различать тревожные симптомы, которые могут привести к болезненным последствиям, делающими невозможным трудовую функцию человека, нарушит его физическое, душевное и социальное благополучие.

Литература:

  1. Инсульты // Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры URL: https://www.dzhmao.ru (дата обращения: 15.02.2023).
  2. Нейропсихологическая реабилитация после инсульта // ФГБУ Национальный медико-хирургический Центр имени Н. И. Пирогова URL: https://www.pirogov-center.ru (дата обращения: 11.02.2023).
  3. Хомская Е. Д. Нейропсихология. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2022. — 496 с.


Похожие статьи

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Катетерная терапия как фактор снижения смертности у пациентов с легочной эмболией среднего и высокого риска

Компьютерная томография в дифференциальной диагностике заболеваний сопровождающихся бронхоэктазами

Нейропсихологический подход в развитии речи у детей

Оценка немедикаментозных методов реабилитации у больных дорсопатиями

Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы

Гештальт-терапия как метод работы с психотравмирующим событием

Комплексная лучевая диагностика рака пищевода

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Похожие статьи

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Катетерная терапия как фактор снижения смертности у пациентов с легочной эмболией среднего и высокого риска

Компьютерная томография в дифференциальной диагностике заболеваний сопровождающихся бронхоэктазами

Нейропсихологический подход в развитии речи у детей

Оценка немедикаментозных методов реабилитации у больных дорсопатиями

Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы

Гештальт-терапия как метод работы с психотравмирующим событием

Комплексная лучевая диагностика рака пищевода

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Задать вопрос