Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения имеет огромную социально-экономическую роль в развитии Республики Саха (Якутия). Аграрный сектор является составляющей экономики Якутии. Грамотное и правильное использование земель сельскохозяйственного назначения приводит к увеличению производства продовольственных потребительских товаров, что способствует обеспечению продовольственной безопасности республики. В статье выявлены проблемы рационального использования земель — отсутствие мероприятий со стороны собственников и арендаторов, направленных на улучшение состояния земель сельскохозяйственного назначения, отсутствие надлежащего контроля со стороны государства и общественности по рациональному использованию земель собственниками или арендаторами данных земель. Представлены пути решения проблем: кооперация и создание крестьянско-фермерских хозяйств ужесточение контроля со стороны государства по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения с применением плановых заданий, разработка программ, побуждающих население проводить необходимые для земель мероприятия по повышению плодородия земель, информирование граждан по соответствующим программам.
Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, экономика, продовольственная безопасность, плодородие земель, деградация земель.
Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения является неотъемлемой частью экономики Республики Саха (Якутия). Если использовать земли сельскохозяйственного назначения по требованиям Земельного кодекса, можно добиться существенных результатов: сохранения почв и их плодородия, соответственно и улучшение экономических и сельскохозяйственных показателей республики. Вместе с переходом к рыночным отношениям, мы пришли к тому, что люди относятся к землям расточительно потребительски, с целью получения как можно больше прибыли. Такое отношение вызвало деградацию земель, потерю почвенного плодородия, исчерпанию природно-ресурсного потенциала.
Земли сельскохозяйственного назначения обеспечивают нас жизненно важными продуктами питания, причем экологически чистыми. Мы должны быть стимулированы обеспечить себя продовольственными продуктами, тем более в нынешних условиях кризиса и антироссийских санкций. Таким образом, для развития сельского хозяйства, а также для обеспечения продовольственной безопасностью в республике, необходимо уделить существенное внимание на правильное пользование землями сельскохозяйственного назначения собственниками или арендаторами земель. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения подразумевает собой использование земель по назначению и проведение следующих мероприятий: мелиоративных, агротехнических, агрохимических, фитосанитарных, противоэрозионных. Определение данных мероприятий указаны в Федеральном Законе от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [2]. В целях государственного регулирования, в первой главе статьи 4 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) указываются обязанности собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков по охране земель, где они обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель [1].
Таким образом, обязанности собственников или арендаторов сельскохозяйственных земель определены Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), пунктам которых никто (включая государство) не уделяет должного внимания. В целях исполнения пунктов 4 статьи 1 главы Земельного кодекса РС (Я), со стороны государства необходим тотальный контроль по исполнению своих обязанностей собственниками, землепользователями или арендаторами земель. Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.01.2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы должны осуществлять государственный земельный надзор за соблюдением требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора, также совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами должны осуществлять государственный земельный надзор за соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель [3]. На примере Республики Саха (Якутия), невооруженным глазом видно отсутствие контроля со стороны данных структур. Большая половина земель сельскохозяйственного назначения в Якутии заращены кустарниками, закочкарены, подвержены эрозии, также сильно зависимы от погодных условий. Для устранения данных проблем, несомненно, необходимо финансирование со стороны государства. Основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения являются коренные жители Якутии, простое население, для которых животноводство является единственным источником дохода семьи, условием выживания. Поэтому в первую очередь они должны быть заинтересованы в улучшении своих сельскохозяйственных земель и пытаться найти решения данной проблемы, как нехватка финансирования. Проблему финансирования можно решить самим пользователям земель своей сплоченностью, скооперировавшись и создав группы из заинтересованных лиц крестьянско-фермерские хозяйства. Таким образом, они могли бы вкладывать средства на проведение полезных для земли работ, например, таких как мелиорация и выращивание многолетних сочных трав. Также по программе вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ, сельхозтоваропроизводители имеют возможность возместить свои затраты из республиканского бюджета. Это является стимулом для собственников, землепользователей и арендаторов земель по восстановлению сельскохозяйственных угодий, ведь плодородие их земель приводит к увеличению или экономии бюджета семьи. Но проблемой является неинформированность граждан республики и их неграмотность. Поэтому необходимо органам местного самоуправления тесно взаимодействовать с жителями, занятыми в сфере сельского хозяйства, информировать их обо всех программах, по которым они могут возместить свои расходы, консультировать и помогать им по оформлению документов, информировать их по правам и обязанностям. Необходимо разработать еще другие подобные более эффективные программы, побуждающих население проводить необходимые для земель мероприятия по повышению плодородия земель. Также со стороны государства необходим контроль за вышеуказанными земельными контролерами, предоставлять им плановые задания с указанием суммы административных штрафов, которых они должны предъявить, или с указанием количества выявленных гектаров деградирующей земли, на которых будет наложен административный штраф. Плановые задания, соответственно, должны исходить от тщательного анализа состояния земель определенного субъекта. Для этого необходимо в первую очередь создать базу данных сельскохозяйственных земель, так как в нынешнее время площади имеющихся сельскохозяйственных земель нигде не регистрируются, в том числе и статистически, отсутствуют программы для их учета.
Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения связано с развитием экономики, повышением уровня дохода населения, благосостоянием и качеством жизни населения. В результате улучшения качества сельскохозяйственных земель могут быть достигнуты следующие целевые индикаторы и показатели:
– увеличение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров;
– увеличение поголовья лошадей;
– увеличение валового надоя молока;
– увеличение производства мяса;
– увеличение заготовки грубых кормов;
– увеличение объема заготовки мяса;
– увеличение объема заготовки молока;
– увеличение доли рентабельных предприятий в отраслях АПК;
– повышения уровня обеспеченности населения улуса потребительскими продовольственными товарами местного производства.
Таким образом, государству необходимо уделить большое внимание развитию сельского хозяйства, обеспечить должным финансированием мероприятия по повышению плодородия земель, улучшению качественного состояния земель. Республика Саха (Якутия) богата неосвоенными и слабоосвоенными сельскохозяйственными землями, при правильном использовании и финансировании которых мы могли бы достичь тех показателей, которые были во время Советского союза. Для этого потребуются многие годы, но государство уже должно начать идти по пути развития сельского хозяйства.
Литература:
- Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 г. № 888-З N 673-IV // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
- Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
- Постановление Правительства РФ от 02 января 2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»