Ключевые слова: многодневные биологические ритмы, бег на средние дистанции, индивидуализация тренировочного процесса.
В настоящее время учет индивидуального состояния организма спортсмена во время того или иного воздействия, в том числе физической и соревновательной нагрузки, имеет большое значение для сохранения здоровья и работоспособности, а также предупреждения травм. На занятиях по легкой атлетике тренер не всегда может определить функциональное состояние каждого занимающегося для планирования тренировок. Это неизбежно приводит к перегрузкам, хроническому утомлению, травмам, различным заболеваниям у спортсменов. Одними из главных задач тренера являются: укрепление здоровья, улучшение подготовленности спортсменов, а также определения оптимальных периодов для планирования больших тренировочных нагрузок. Успешное осуществление подготовки спортсменов во многом зависит от правильного и своевременного контроля над состоянием подготовленности и готовности занимающихся
Актуальность. В современных условиях соревнований, когда плотность спортивных результатов высока, приходится учитывать косвенные факторы, которые при прочных условиях могут сыграть решающую роль. С нашей точки зрения, такими факторами могут быть биологические ритмы.
Теоретическое значение. Знания индивидуальных особенностей биоритмов необходимы тренеру для начального планирования процесса спортивной тренировки и составления длительных прогнозов в спорте.
Практическое значение. Применения многодневных биологических ритмов позволит повысить эффективность тренировочного процесса, правильно подобрать нагрузку и упражнения индивидуально для каждого легкоатлета в соответствии с его фазами и днями биоритмов и, следовательно, состоянием здоровья, что позволит получить высокие результаты, сохранить при этом здоровье и долголетие спортсмена.
Научная новизна. Втренировке в беге на средние дистанции при планировании и построении тренировочного процесса впервые используется учет многодневных биоритмов.
Для достижения высоких результатов на соревнованиях спортсмены должны быть в наилучшей своей форме, но не верно предполагать, что такие факторы как физическая подготовка, тренировки и наставления тренера способствуют победе. Порой различие между успехом и поражением есть результат взаимодействия трех фиксированных ритмов спортсмена. И получается, что под влиянием всех этих факторов спорт является трудно предсказуемым. (Ужегов Г. Н., 1997).
Предмет исследования. Методика тренировки на основе учета многодневных биологических ритмов в подготовительном периоде у девушек 14–15 лет в беге на средние дистанции.
Цель исследования. Определить значение индивидуальных биологических ритмов при планировании тренировочного процесса у девушек 14–15 лет в беге на средние дистанции.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
1) Определить современные представления о биологических ритмах и их влияние на работоспособность в целом.
2) Изучить планирование тренировочных занятий в различных видах спорта с учетом многодневных биологических ритмов.
3) Разработать и экспериментально проверить методику тренировки с учетом влияния многодневных биоритмов на развитие специальной выносливости у девушек 14–15 лет и без его учета.
Расчеты индивидуальных биологических ритмов осуществлялись по данным, включающим в себя точную дату рождения спортсменов (число, месяц и год) Эти данные обрабатывались с помощью программы «Биоритмы для windows».
Результаты исследования.
Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях тренерской работы бегуний на средние дистанции в период с сентября по ноябрь 2018 года. Перед началом эксперимента испытуемым было предложено выполнить контрольное упражнение (бег на 600 м) для оценки исходного уровня специальной выносливости. В итоге было выявлено, что уровень специальной выносливости испытуемых не отличается по вариативности результатов, что облегчит их обработку на последнем этапе исследования для оценки влияния разработанной программы на развитие скоростной выносливости в беге на средние дистанции. Принимаем предположение о равенстве генеральных дисперсий.
Средний результат группы испытуемых после первого этапа исследования равен 126,8. Что говорит о положительном динамике прироста результатов. Также было вычислено значение T — критерия Стъюдента, которое равно 2,69, что является не достоверным на уровне значимости P<0,05. На первом этапе положение фазы физического ритма не учитывалось. Если посмотреть индивидуально по каждой испытуемой, то можно увидеть неравномерное распределение прироста результатов. У испытуемых 5 и 9 результаты контрольного упражнения даже ухудшились на 0,5, 0,3 секунды. Что говорит об отрицательной динамике прироста результатов. У остальных испытуемых 1; 2; 3; 4; 6; 7; 8; 10 результат контрольного упражнения улучшился, соответственно на 2; 0,1; 1; 1,5; 1,6; 0,3; 0,9; 0,8 секунды.
Таблица 1
Результаты первого и второго обследований
№ |
Первое обследование 600 м (с) |
Второе обследование 600 м (с) |
1 |
117,0 |
115,0 |
2 |
119,0 |
117,5 |
3 |
120,1 |
119,2 |
4 |
118,0 |
117,0 |
5 |
121,0 |
122,5 |
6 |
117,5 |
116,0 |
7 |
116,6 |
115,0 |
8 |
120,2 |
121,0 |
9 |
123,2 |
120,5 |
10 |
122,9 |
122,0 |
Среднее арифметическое (x) |
119,6 |
118,6 |
Стандартное отклонение (Sx) |
0,77 |
0,85 |
Ошибка среднего арифметического |
0,24 |
0,42 |
T–критерий Стьюдента |
2,69 Р<0,05 |
|
Подводя итог, можно сделать вывод о неравномерном распределении прироста результатов после первого этапа проведения педагогического эксперимента. У одних испытуемых 5, 7 ухудшился результат в беге на 600 м, а у остальных наблюдался прирост результатов. По представленной таблице 2 видно, что средний результат группы испытуемых после второго этапа исследования равен 125,7. Что говорит о положительном динамике прироста результатов.
Таблица 2
Результаты второго и третьего обследований
№ |
Результат второго обследования бег 600 м (с) |
Результат третьего обследования бег 600 м (с) |
1 |
115,0 |
114,0 |
2 |
117,5 |
115,0 |
3 |
119,2 |
114,5 |
4 |
117,0 |
114,2 |
5 |
122,5 |
117,3 |
6 |
116,0 |
113,5 |
7 |
115,0 |
112,0 |
8 |
121,0 |
116,0 |
9 |
120,5 |
118,0 |
10 |
122,0 |
114,0 |
Среднее арифметическое (x) |
118,6 |
114,9 |
Стандартное отклонение (Sx) |
0,85 |
0,73 |
Ошибка среднего арифметического |
0,42 |
0,33 |
T–критерий Стьюдента |
2,89 Р<0,05 |
|
Также было вычислено значение T — критерия Стъюдента, которое равно 2,89, что является достоверным на уровне значимости P<0,05.
На представленном рисунке 1 видно, что в беге на 600 метров после первого и второго этапа эксперимента результаты улучшились по средним показателям. После первого на 0,84 %, после второго на 3,12 %. Прирост результатов после второго этапа эксперимента на 2,28 % больше прироста результатов после первого этапа.
Рис. 1. Средние значения результатов в беге на 600 м у испытуемых исходного уровня, после первого и второго этапов эксперимента
Выводы:
1) Установлено, что многодневные биоритмы (физический, цикл 23 дня) оказывают определенное воздействие на двигательную деятельность человека, на эффективность процесса тренировки спортсменов, на работоспособность организма, обеспечивают ее волнообразный характер. Любой из циклов состоит из двух полупериодов, положительного и отрицательного. В течение первой половины физического цикла человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности. Во второй половине цикла энергичность уступает вялости. Каждый из ритмов на половине своей длины достигает наивысшей фазы. Затем он резко опускается вниз, достигает исходного пункта (критической точки) и переходит в фазу спада, где достигает низшей точки. В критический день следует быть особенно внимательным и осторожным. Потому что именно в этот день работоспособность функциональных систем и организма вцелом снижена. Есть большая вероятность, что при выполнении больших и максимальных нагрузок получить травму или переутомление. В критические дни и дни отрицательной фазы физического биоритма необходимо снижать тренировочные нагрузки или давать их частями, распределяя равномерно с большим отдыхом до восстановления ЧСС и общего функционального состояния организма.
2) Многолетние биологические ритмы с успехом применяются в тренировке лыжников, штангистов, гребцов, футболистов, а также в легкой атлетике в таких видах как толкание ядра, спортивной ходьбе, прыжках в длину. В этих видах тренеры в положительной фазе 23 — дневного биологического ритма рекомендуют большие нагрузки, а в фазе перехода — малые и в отрицательной фазе — средние, что в процентном отношении соответствует 100, 40 и 60 % по объему и интенсивности выполнения упражнений.
3) Экспериментально доказано, что после первого этапа эксперимента (тренировки без учета многодневных биоритмов) результат средних значений бега на 600 м равен 118,6 секунд, T — критерий Стъюдента равен 2,69, что является достоверным на уровне значимости P<0,05. После второго этапа (с учетом многодневных биоритмов) средний результат равен 114,9 секунд, T — критерий Стъюдента равен 2,89, что является достоверным на уровне значимости P<0,05.
После первого и второго этапа эксперимента результаты улучшились по средним показателям. После первого на 0,84 % (1 с), после второго на 3,12 % (4,3с). Прирост результатов после второго этапа эксперимента на 2,28 % больше прироста результатов после первого этапа. Исследование показало, что учет индивидуальных многодневных биологических ритмов спортсмена оказывают положительное влияние на эффективность процесса тренировки девушек 14–15 лет в беге на средние дистанции.
Литература:
- Высочин, Ю. В. Значение хронотипа человека при занятиях физической культуры и спорта / Ю. В. Высочин., В. А. Чуев, В. И. Шапошникова // Физическая культура и спорт в современном образовании. –1993. — № 6. — С. 48–51.
- Карпенко, В. И. Исследование индивидуальной многодневной динамики различных показателей у спортсменов / В. И. Карпенко, В. И. Шапошникова //Теор. и практ. физич. культ. — 1976. — № 4. — С.14–17.
- Кузнецов, Ю. Ф. Биоритмы человека. Физический, эмоциональный, интеллектуальный / Ю. Ф. Кузнецов. — М.: Амрита-Русь, 2006. — 384 с.
- Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту; сост.В. В. Ивочкин. Ю. Г. Травин, Г. Н. Королев, Г. Н. Семаева. — М.: Советский спорт, 2004. — 108 с.
- Ужегов, Г. Биоритмы на каждый день / Г. Ужегов. — М.: Агентство ФАИР, 1997. — 608 с.
- Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филин. — М.: ФиС, 1987. — 128 с.
- Шапошникова, В. И. Индивидуализация и прогноз в спорте / В. И. Шапошникова. — М.: Физкультура и спорт, 2005. — 286 с.