Управление тренировочным процессом является достаточно эффективным, если средства, составляющие его, обладают полноценным тренирующим эффектом и приводят к значимым адаптационным изменениям [1].
Как показывает анализ мнений авторов на систему организации тренировочного процесса в пауэрлифтинге, количество подходов и число повторений отдельных упражнений в пауэрлифтинге могут принимать различные значения в зависимости от:
– возраста спортсменов;
– квалификации спортсменов;
– этапов и направленности спортивной подготовки[2–4].
В основном авторы рекомендуют регулировать силовую нагрузку в соответствии с возрастом, спортивной квалификацией и цикличностью соревновательной деятельности спортсменов. При этом они не берут в расчет то, что при одинаковом возрасте спортсмены могут иметь разные темпы биологического созревания, соответственно различный уровень функциональной готовности организма к нагрузкам, что требует внесения корректировок в нагрузочную стоимость силовых тренировок для адекватной адаптации, повышения функциональной готовности.
Как одним из основных факторов всестороннего и гармоничного формирования личности выделяют учет возрастных особенностей физического развития. В педагогике эти проблемы активно исследовались на протяжении последнего полувека. Изучение закономерностей физического развития юношей были в центре внимания многих физиологов, врачей, гигиенистов, тренеров [5–7].
Каждому человеку присущ собственный темп индивидуального развития. Юноши, имеющие одинаковый календарный возраст, могут реально находиться на разных этапах возрастного развития. Несоответствие календарного и биологического возраста позволяет оценить темп индивидуального развития [8].
Ранее проведенными исследованиями нами было определено, что:
– — юные спортсмены — пауэрлифтеры акселераты превосходят спортсменов медиантов по величине антропометрических данных (в росте на 2,6 %, в весе на 15,1 %, ОКГ на 11,3 %) и в значительной степени превосходят в указанных данных ретардантов (в росте на 8,8 %, в весе на 27,6 %, ОКГ на 22,6 %);
– спортсмены — пауэрлифтеры акселераты значительно превосходят ретардантов в физиологических показателях кардио-респираторной системы (в ЖЕЛ на 41,9 %, МВЛ 10,5 %, СОК 30,1 %, МОК 20,7 %) в, различия в данных показателях между акселератами и медиантами менее выражены (в ЖЕЛ на 23,3 %, МВЛ 3,3 %, СОК 22,9 %, МОК 17,24 %), ЧСС в покое у акселератов ниже чем у медиантов на 5,6 %, и ниже чем у ретардантов на 12,7 %;
– характеристики собственно-силовых способностей достоверно выше у спортсменов медиантов по сравнению с юношами акселератами (в подтягивании на перекладине на 21,4 %, в отжиманиях на 12,5 %) и ретардантами (в подтягивании на перекладине на 42,8 %, в отжиманиях на 31,3 %);
– ретарданты опережают акселератов по уровню скоростных способностей в упражнениях ОФП на 9,8 % в челночном беге 4× 9 м, на 3,7 % в беге на 60 м. Различия между медиантами и ратардантами менее выражены [9].
Нами был проведен педагогический эксперимент с участием двух групп контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ). В КГ применялась общепринятая методика тренировок без разделения испытуемых в зависимости от темпов биологического созревания организма, в ЭГ напротив данное разделение было применено соответственно биологическому созреванию и распределялась тренировочная нагрузка. Методика распределения тренировочной нагрузки подробно представлена в учебно-методическом пособии [10].
При определении корреляционной зависимости (взаимосвязи силовых показателей в трех соревновательных упражнениях и морфофункциональных показателей юношей было выявлено следующее (таблица 1):
- Силовые показатели в сумме тех упражнений имеют тесную положительную взаимосвязь с показателями экскурсии грудной клетки, систолического объема крови, специальной физической работоспособности (по адаптированному тесту Кармана В. Л.) и показателями специальной силовой выносливости, как в КГ так и в ЭГ. В ЭГ отмечается тесная положительная взаимосвязь силовых показателей и жизненной емкости легких. В КГ отмечается тесная положительная взаимосвязь силовых показателей и окружности грудной клетки, а также максимальной вентиляции легких.
- Силовые показатели в сумме трех упражнений в КГ и ЭГ имеют среднюю взаимосвязь с показателями массы тела, максимального потребления кислорода, минутного объема крови, показателями тензометрии (по силе разгибателей плеча, разгибателей и сгибателей бедра). Средняя взаимосвязь в КГ отмечается по таким показателям как ЖЕЛ, в экспериментальной группе ОКГ и МВЛ.
- Слабая взаимосвязь в КГ и ЭГ отмечается между силовыми показатели и показателями общей физической работоспособности (по тесту PWC170).
- Не выявлено положительной взаимосвязи между ростом, индексом массы тела, частотой сердечных сокращений и силовыми показателями по сумме трех упражнений.
Таблица 1
Определение корреляции между силовыми показателями юношей по сумме трех упражнений иосновными морфофункциональными показателями КГ иЭГ
Показатели |
КГ(r) |
ЭГ(r) |
Р |
Рост (см) |
-0,2 |
-0,25 |
< 0,05 |
Масса тела (кг) |
0,39 |
0,3 |
< 0,05 |
Индекс массы тела |
-0,12 |
-0,10 |
< 0,05 |
Жизненная емкость легких (л) |
0,69 |
0,70 |
< 0,05 |
Окружность грудной клетки (см) |
0,71 |
0,67 |
< 0,05 |
Экскурсия грудной клетки (см) |
0,72 |
0,70 |
< 0,05 |
Максимальная вентиляция легких, (л/мин) |
0,70 |
0,66 |
< 0,05 |
Частота сердечных сокращений, (уд/мин) |
-0,20 |
-0,27 |
< 0,05 |
Систолический объем крови, (мл) |
0,73 |
0,71 |
< 0,05 |
Минутный объем крови, (л) |
0,60 |
0,51 |
< 0,05 |
Максимальное потребление кислорода, (мл/мин/кг) |
0,52 |
0,59 |
< 0,05 |
Показатели общей ФРа (тест PWC170) |
0,23 |
0,28 |
< 0,05 |
Показатели специальной ФРа |
0, 85 |
0,88 |
< 0,05 |
Опробовав и протестировав разработанную методику, на основании статистических данных проведенного педагогического эксперимента можем сделать вывод о том, что спортсмены ЭГ, использовавшие ее, показали результат значительно выше КГ. Результат по сумме троеборья в экспериментальной группе превысил результат в контрольной группе на 56,3 кг (15,4 %), при достоверном уровне значимости (Р < 0,05).
Учет биологического возраста позволяет регулировать адекватность воздействия тренировочной нагрузки на метаболизм юных спортсменов. При чрезмерной нагрузки в организме преобладают катаболические процессы, идет усиленный распад белка, значительно повышается нагрузка на гормональную и выделительную систему, что в результате приводит не только к снижению спортивных результатов, но и опасно для здоровья юных спортсменов. Соответственно при адекватной нагрузке метаболические процессы сдвигаются исключительно в анаболическую сторону, что позволяет получать не только положительный тренировочный эффект и высокие спортивные результаты, но и что очень немаловажно сохранять и повышать уровень здоровья.
Вывод. Различия в биологическом созревании должны учитываться при определении уровня содержания общефизической подготовки и специальной физической подготовки в общем объеме тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге, что позволит подготовить юных спортсменов не только к занятиям силовыми видами спорта, но к общей спортивной деятельности, если атлеты через некоторое время занятий примут решение поменять спортивную специализацию.
Литература:
- Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособ. для вузов. — М.: Академия, 2000. — 480с.
- Шейко Б. И. Методика планирования для начинающих пауэрлифтеров // Мир силы. — 2008. — № 4. — С.28–29.
- Остапенко Л. А. Силовое троеборье: особенности тренировочного процесса на этапе отбора и начальной подготовки: учебное пособие. — М.: Физкультура и спорт, 2002. — 150 с.
- Коршунова А. В. Пауэрлифтинг: учеб.-метод. рекомендации. — Хабаровск, 1998. — 22 с.
- Вавилов Ю. Н., Вавилов К. Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С.54–60.
- Кофман Л. Б., Кабачков В. А., Тяпин А. Н., Пузырь Ю. П., Захаров Л. А. Тест-программа физической подготовленности учащейся молодежи»: Руководство по проведению тестирования физической подготовленности учащихся. Стандартные тесты для оценки развития двигательных качеств учащихся 6–17 лет. — М., 1998. — 18 с.
- Вирабова А. Р. Гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения детей и подростков: концепция, структура, здоровьесберегающие педагогические технологии, ресурсы: автореф.... док. мед. наук. — М., 2006. — 47 с.
- Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию.- М., 1997.- 240 с.
- Avsiyevich V. Morpho-functional measures and athletic performance dynamics in male adolescents engaged in powerlifting taking into account biological developmental rate // Middle east journal of scientific research. — 2013. — V. 16- Iss. 9.- Р. 1264–1268.
- Авсиевич, В. Н. Управление тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста: учебно-методическое пособие / В. Н. Авсиевич. — Казань: Изд-во «Бук», 2016. — 100 с.