Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на функциональные характеристики физического развития юношей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 08.03.2016

Статья просмотрена: 695 раз

Библиографическое описание:

Авсиевич, В. Н. Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на функциональные характеристики физического развития юношей / В. Н. Авсиевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 852-855. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26743/ (дата обращения: 19.12.2024).



Цель исследованияустановить опытным путем степень влияния тренировочных занятий пауэрлифтингом на функциональные характеристики физического развития юношей специализирующихся в данном виде спорта по общепринятой методике тренировок и дать сравнительный анализ с данными полученными в результате применения разработанной методики управления тренировочным процессом юношей на основе учета биологического возраста.

Организация исследования. Нами были сформированы 3 группы из учеников 8–9 класса в количестве 67 человек. (КГ1–19 чел, КГ2–21 чел и ЭГ- 27 чел). Группы были сформированы с полным соблюдением процедур рандомизации [1].

Двухлетний педагогический эксперимент заключался в определении на протяжении указанного времени показателей физического развития школьников 14–16 лет, не занимающихся спортом (КГ1) и экспериментального обоснования эффективности разработанной нами методики развития силовых способностей у юношей с учетом биологического возраста на этапе начальной подготовки в пауэрлифтинге (КГ2 и ЭГ). Испытуемые КГ2 и ЭГ имели общий стаж занятий пауэрлифтингом от 10 до 12 месяцев. При этом следует отметить, что формирование групп носило случайный характер.

Испытуемые КГ1 получали физическую нагрузку в объеме школьной программы по предмету «Физическая культура» (объем –2 ч 15 мин в неделю, т. е. 3 урока по 45 мин).

Полученные на протяжении 2-х лет данные позволяют выявить особенности физического развития юношей 14–16 лет на всех трех этапах педагогического эксперимента (1 этап — исходный уровень, 2 этап — данные, зафиксированные по окончанию первого года эксперимента, 3 этап — данные, зафиксированные по окончанию второго года эксперимента). Для определения динамики возрастного развития юношей был проведен анализ показателей физического развития испытуемых КГ1, и прирост интенсивности данных показателей, выраженной в процентном соотношении.

Испытуемые КГ2 имели общий объем тренировочной нагрузки — 330 часов (80 часов — ОФП, 250 часов — СФП). В ЭГ годовой объем тренировочных нагрузок согласно разработанной нами методики составил у акселератов — 320 часов, у медиантов — 300 часов, у ретардантов — 250 часов, у всех испытуемых соотношение ОФП и СФП 50 % / 50 %. В ЭГ был применен методраспределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом с учетом биологического возраста [2].

Для оценки физического развития испытуемых определялись важнейшие антропометрические показатели: рост и масса тела, ИМТ, ЖЕЛ, ОКГ в паузе между вдохом и выдохом, экскурсия грудной клетки, а также МВЛ, ЧСС, СОК, МОК.

Результаты иобсуждение. Результаты показателей физического развития испытуемых КГ1 (19 чел) на всех трех этапах возрастного развития представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели ФР испытуемых КГ1 на трех этапах возрастного развития (Р<0,05)

Показатель

В начале эксперимента

Через год

В конце эксперимента

S

S

S

рост (см)

160,5

2,6

167,9

2,9

172,6

3,7

масса тела (кг)

47,4

2,4

53,2

2,6

58,1

1,9

индекс массы тела

18,34

1,3

18,80

0,9

19,42

1,1

жизненная емкость легких (л)

2,2

0,1

2,5

0,1

2,7

0,1

окружность грудной клетки (см)

85,2

1,5

87,5

1,5

89,6

2,3

экскурсия грудной клетки (см)

3,4

0,1

3,5

0,1

3,6

0,2

максимальная вентиляция легких, (л/мин)

131,17

2,6

133,97

3,6

140,99

4,9

частота сердечных сокращений, (уд/мин)

82,2

2,7

80,1

3,8

78,9

2,7

систолический объем крови, (мл)

46,4

2,9

47,3

3,5

50,9

4,1

минутный объем крови, (л)

1,6

0,90

1,7

0,30

1,9

0,50

динамометрия:

левая кисть

правая кисть, (кг)

16,95

17,34

1,55

1,56

18,07

19,99

1,32

1,56

20,01

21,78

1,99

2,09

В результате эксперимента определено, что величины прироста данных составили:

1) рост 7,5 % (Р<0,01);

2) масса тела 22,6 % (Р<0,01);

3) ЖЕЛ 22,7 % (Р<0,01);

4) cнижение ЧСС в покое за время эксперимента составило 4,0 % (Р<0,01);

5) ОКГ за время эксперимента увеличилась на 5 % (Р<0,01);

6) МВЛ увеличилась за время эксперимента на 7,5 % (Р<0,01);

7) СОК увеличился за время эксперимента на 9,7 % (Р<0,01);

8) МОК увеличился за время эксперимента на 18,8 % (Р<0,01);

9) ИМТ увеличился с 18,34 до 19,42, что в соответствии с рекомендациями ВОЗ находится в пределах нормы (N=18,5–24,99);

10) экскурсия грудной клетки увеличилась на 5,9 % (Р<0,01).

Таблица 2

Показатели ФР испытуемых КГ2 иЭГ вначале эксперимента

Показатель

КГ2

ЭГ

t

P

S

S

рост (см)

159,4

2,6

160,2

2,5

2,9

>0,05

масса тела (кг)

48,7

2,8

48,6

2,9

0,5

>0,05

индекс массы тела

19,1

1,5

18,9

1,2

2,3

>0,05

жизненная емкость легких (л)

2,2

0,3

2,4

0,4

1,8

>0,05

окружность грудной клетки (см)

85,2

2,3

85,5

2,7

2,0

>0,05

экскурсия грудной клетки (см)

3,7

0,3

3,6

0,2

1,8

>0,05

максимальная вентиляция легких, (л/мин)

147,99

3,91

146,09

2,72

2,5

>0,05

частота сердечных сокращений, (уд/мин)

78,1

2,9

77,3

2,0

4,8

>0,05

систолический объем крови, (мл)

55,9

1,9

55,1

2,3

1,3

>0,05

минутный объем крови, (л)

2,0

0,49

2,1

0,51

1,9

>0,05

динамометрия:

левая кисть

правая кисть, (кг)

24,40

25,99

1,77

1,89

24,60

25,27

2,05

0,99

2,9

>0,05

Таблица 3

Показатели ФР испытуемых КГ2 иЭГ вконце эксперимента

Показатель

КГ2

ЭГ

t

P

S

S

рост (см)

171,5

3,7

174,0

3,6

3,1

<0,01

масса тела (кг)

68,3

2,6

67,6

2,5

1,4

>0,05

индекс массы тела

23,1

0,5

22,2

0,3

1,3

<0,05

жизненная емкость легких (л)

2,88

0,17

3,3

0,19

2,2

<0,05

окружность грудной клетки (см)

96,5

2,7

98,0

2,4

2,1

<0,01

экскурсия грудной клетки (см)

4,2

0,1

5,2

0,1

0,3

>0,05

максимальная вентиляция легких, (л/мин)

150,97

1,99

157,97

2,10

2,0

>0,05

частота сердечных сокращений, (уд/мин)

77,3

2,0

75,3

2,0

4,2

<0,01

систолический объем крови, (мл)

65,3

1,6

68,3

1,6

0,2

>0,05

минутный объем крови, (л)

3,0

0,22

3,4

0,22

1,3

>0,05

динамометрия:

левая кисть

правая кисть, (кг)

34,40

35,17

0,90

0,92

38,30

39,27

0,45

0,42

4,7

<0,01

За время эксперимента рост основных показателей физического развития в КГ2 составил: в росте — 7,5 %, в массе тела — 39,8 %, в МВЛ — 2,0 %, в ЖЕЛ — 27,8 %, в СОК — 16,8 %, в МОК — 50 %, в окружности грудной клетки — 12,8 %, в экскурсии грудной клетки — 13,5 %, в кистевой динамометрии: левая кисть — 40,9 %, правая кисть — 35,3 %. Снижение ЧСС в покое у КГ2 составило — 1 %.

Рост основных показателей физического развития в ЭГ составил: в росте — 8,5 %, в массе тела — 38,7 %, в МВЛ — 8,1 %, в ЖЕЛ — 34,6 %, в СОК — 23,9 %, в МОК — 61,9 %, в окружности грудной клетки — 14,4 %, в экскурсии грудной клетки — 44,4 %, в кистевой динамометрии: левая кисть — 55,7 %, правая кисть — 55,4 %. Снижение ЧСС в покое у ЭГ составило — 2,6 %.

Значительных различий в показателях ФР антропометрического характера (в росте, массе тела, ИМТ и окружности грудной клетки) между КГ2 и ЭГ не выявлено. Значительных различий в ЭГ и КГ2 по показателю ЧСС в покое не зафиксировано.

Контроль указанных функциональных характеристик организма спортсменов имеет большое значение в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге. На этапе отбора юношей для занятий пауэрлифтингом это позволит правильно распределить тренировочную нагрузку, определить средства и методы повышения силовых способностей. В дальнейшем процессе тренировочных занятий систематический контроль функциональных характеристик позволяет производить: 1) корректировку нагрузок с целью оптимизации тренировочного процесса; 2) избежать перенапряжения основных функциональных систем организма (ОДА, ЦНС, ССС); 3) обеспечить высокую результативность соревновательной деятельности; 4) подобрать соответствующие методы восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок.

Аналогичного мнения об особой важности контроля физиологического состояния организма спортсменов в пауэрлифтинге придерживается такие авторы как, Таймазов В. А., Дальский Д. Д., Науменко Э. В., Хадарцев А. А., Зверев В. Д., Фудин Н. А., Орлов В. А., Протченко К. В., Викторов В. В., Корешников Д. В., Еськов В. М., Несмеянов А. А. [3–4].

Выводы. При сравнении показателей КГ1 и КГ2, ЭГ в конце эксперимента зафиксировано значительное превосходство групп юношей занимающихся пауэрлифтингом в росте таких результатов как масса тела, ЖЕЛ, ОКГ, МВЛ, СОК, МОК, а также в показателях силы кисти. Результаты указывают на то, что занятия пауэрлифтингом оказали значительное положительное влияние на указанные функциональные характеристики физического развития юношей. В показателях длинны тела и снижении ЧСС в покое достоверного различия между группами юношей занимающихся пауэрлифтингом и группой получающей физическую нагрузку на уровне уроков ФК в школе по завершению эксперимента не зафиксировано.

При этом отмечается значительное превосходство ЭГ в таких показателях как ЖЕЛ на 6,8 %, МОК на 11,9 %, СОК на 7,1 %, МВЛ на 6,1 %, в экскурсии грудной клетки на 23,8 %, что свидетельствует о положительном влиянии разработанной методики на основные физиологические характеристики организма юных спортсменов. Также в значительной степени отмечается превосходство ЭГ над КГ2 в силе кисти: — левая кисть на 14,8 %, — правая кисть на 20,1 %.

Следует отметить, что занятия пауэрлифтингом как в КГ2, так и в ЭГ не оказали отрицательного влияния на физиологическое увеличение роста тела характерного для юношеского возраста.

Литература:

1 Орехов Л. И., Караваева Е. Л., Асмолова Л. А. Мировые стандарты планирования экспериментов и статистической обработки в педагогие, психологии и физической культуре: учебное пособие для студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей кафедр педагоги, психологии и физической культуры. — Алматы: КазАСТ, 2009. — 210 с.

2 Авсиевич В. Н. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста / В. Н. Авсиевич // Молодой ученый. — 2016. — № 3. — C. 1018–1021.

3 Таймазов В. А. Коррекция функционального состояния спортсменов суммированным индексом оперативного контроля / Таймазов В. А., Дальский Д. Д., Науменко Э. В., Хадарцев А. А., Зверев В. Д., Фудин Н. А., Орлов В. А., Протченко К. В., Викторов В. В., Корешников Д. В., Еськов В. М., Несмеянов А. А. // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т.XIX, — № 4. — С. 203–208.

4 Физиологический пауэрлифтинг: Монография / Под ред. В. А. Таймазова, А. А. Хадарцева — Тула: ООО «Тульский полиграфист», 2013.– 120 с.

Основные термины (генерируются автоматически): биологический возраст, физическое развитие испытуемых, возрастное развитие, испытуемый, левая кисть, правая кисть, тренировочная нагрузка, физическое развитие юношей, час, этап.


Похожие статьи

Определение биологического возраста в системе организации тренировочного процесса у юных спортсменов в пауэрлифтинге

Значение дворовых игр для формирования физических качеств дошкольников

Влияние современных методик развития физических качеств на физическую подготовку военнослужащих войск национальной гвардии РФ

Влияние детского фитнеса на полноценное и гармоничное развитие дошкольников, проживающих в условиях Крайнего Севера

Развитие двигательных способностей на уроках физической культуры

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Влияние силовой подготовки с использованием аэробных упражнений на повышение физической работоспособности

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника

Влияние театрализованной деятельности на формирование ключевых компетенций современного дошкольника

Похожие статьи

Определение биологического возраста в системе организации тренировочного процесса у юных спортсменов в пауэрлифтинге

Значение дворовых игр для формирования физических качеств дошкольников

Влияние современных методик развития физических качеств на физическую подготовку военнослужащих войск национальной гвардии РФ

Влияние детского фитнеса на полноценное и гармоничное развитие дошкольников, проживающих в условиях Крайнего Севера

Развитие двигательных способностей на уроках физической культуры

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Влияние силовой подготовки с использованием аэробных упражнений на повышение физической работоспособности

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника

Влияние театрализованной деятельности на формирование ключевых компетенций современного дошкольника

Задать вопрос