В статье рассматривается проблема формирования здоровьесберегающего поведения старших дошкольников средствами театрализованной деятельности, обосновывается педагогические условия формирования театрализованной деятельности.
Ключевые слова: ФГОС, здоровьесберегающее поведение, познавательная активность, познавательный интерес, театрализованная деятельность, старший дошкольник.
Одной из задач современного дошкольного образования, отраженной в Федеральном государственном образовательном стандарте, является задача сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Современная ситуация социально-экономического развития, гуманизация образования, ориентирована на поиск и разработку новых условий для развития резервов физического и духовного становления личности, формирование ценностного отношения к здоровью, формирование здоровьесберегающего поведения.
Здоровьесберегающее поведение — активная деятельность личности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, включающая отношение к здоровью как к ценности; мотивацию здорового образа жизни, формирование умений, навыков и поведенческих стратегий, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, воспитания культуры здоровьесбережения.
Работа по формированию здоровьесберегающего поведения должна начинаться с детского возраста, так как именно в этот период формируются основы двигательной и умственной деятельности, рациональной организации режима дня, питания, закаливания, отношение к вредным привычкам и пр. Эффективность этой работы можно оценить по уровню успешности применения знаний, умений и навыков в жизненных ситуациях, в проявлении индивидуальной способности ребенка к работе над сохранением здоровья. Резервы здоровья ребенка, установка на здоровьесбережение формируются, развиваются и укрепляются в процессе воспитания.
Дошкольный возраст является периодом, в ходе которого у детей формируются жизненно важные социальные умения и навыки, в том числе и навыки здоровьесбережения. В соответствии с этим, формирование здоровьесберегающего поведения в данный период является основой для дальнейшего укрепления и развития здоровьесберегающего поведения и использование потенциала данного возрастного этапа является необходимым.
Старший дошкольный возраст рассматривается как благоприятный период для формирования здоровьесберегающего поведения, это связано с теми достижениями психического развития и ее результатами, которые наблюдаются на данном этапе у ребенка и обеспечивают усвоение норм и правил здоровьесберегающего поведения. В тоже время, эффективность этого процесса зависит от используемых средств воспитания и обучения. Как отмечают исследователи, в частности, Л. С. Гончарова, одним из таких средств может выступать театрализованная деятельность, поскольку посредством нее его ребенок более эффективно усваивает социальный опыт, эта деятельность отвечает специфике возрастного развития ребенка, создает условия для формирования навыков здоровьесберегающего поведения.
А. М. Прохоров указывает, что в научной литературе содержится много определений здоровья, среди которых можно выделить три наиболее распространенных вида определений:
- Состояние полного физического, психического и социального благополучия;
- Совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность;
- Это многомерное, динамическое состояние, которое позволяет человеку в разной степени осуществлять его биологические и социальные функции [1].
Всемирная организация Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие болезней физических дефектов. По мнению Р. И. Айзман, здоровье человека определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций [2].
А. И. Киеня, Ю. И. Бандажевский рассматривают здоровье как процесс сохранения и развития комплекса функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при наибольшей продолжительности жизни [3]. В работе И. И. Брехмана под здоровьем понимается способность человека сохранять в соответствии со своим возрастом устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров, потока информации, включающую в себя сенсорную, вербальную и структурную информацию [4].
Поскольку здоровье определяют как сложное явление, то в его структуре А. И. Киеня, Ю. И. Бандажевский выделяют целый ряд компонентов здоровья. Они включают в себя:
- Соматическое здоровье. Это текущее состояние организма человека, основанное на биологической программе индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями, проявляющимися в соответствии с этапами развития
- Физическое здоровье. Это уровень роста и развития органов и систем организма, в основе которого лежат морфологические и функциональные резервы, которые обеспечивает адаптационные реакции.
- Психическое здоровье. Это состояние психической сферы, в основе которой лежит общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватные поведенческие реакции.
- Нравственное здоровье. Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности человека, базирующейся на системе ценностей, установок и мотивов поведения [3].
В научной литературе здоровьесберегающее поведение рассматривается исследователями по-разному. В. Н. Ирхин определяет здоровьесберегающее поведение как систему действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни. Данные авторы в определении здоровьесберегающего поведения ставят акцент на самосохранении и недостаточно внимания уделяют мотивации личности и способам функционирования человека в отношении сохранения своего здоровья [4].
По мнению Т. Л. Богиной, здоровьесберегающее поведение представляет собой акты, действия, поступки, которые помогают человеку жить в гармонии с собой, с природой и другими людьми на основе общечеловеческих норм и правил поведения [5]. В данном определении на наш взгляд явно выражен социальный аспект проблемы здоровьесбережения.
Т. С. Овчинникова называет здоровьесберегающим любое поведение, которое реально оказывает влияние на состояние здоровья человека или признаваемое таковым на уровне общества. Он считает, что направление здоровьесберегающего поведения имеют персонифицированный характер и зависят от самой личности, ее потребностей мотивации интересов, планов и т. д. Необходимо отметить, что в данном определении также акцент сделан на множественности проявлений здоровьесберегающего поведения.
С. Л. Гончарова определяет здоровьесберегающее поведение, как активную деятельность личности, мотивацию здорового образа жизни, формирования умений навыков и поведенческих стратегий сохранения своего здоровья. В этом определении автором акцентируется внимание на том, что составляет здоровьесберегающее поведение [6].
Л. С. Гревцова рассматривает здоровьесберегающее поведение, как систему мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей. В этом определении здоровьесберегающее поведение рассматривается относительно деятельности одних субъектов образовательного процесса по отношению к другим субъектам [7].
А. И. Киеня в определении здоровьесберегающего поведения ставит акцент на термин «образ жизни» и рассматривает его как способ рациональной организации образа жизни [3].
А. А. Рахматов определяет здоровьесберегающее поведение, как систему действий и отношений, которые опосредуются здоровье и продолжительностью жизни индивида. Автор указывает, что здоровьесберегающее поведение носит системный характер [8].
Понятие «здоровьесберегающее поведение» тесным образом связывают с понятием «здоровый образ жизни». На наш взгляд, понятие «здоровый образ жизни» и «здоровьесберегающее поведение» отличаются друг от друга, понятие здоровый образ жизни является более широким понятием, отражающий разные стороны и аспекты жизнедеятельности человека, связанные с сохранением и укреплением здоровья.
Понятие «здоровьесберегающее поведение» обращает наше внимание на более узкий аспект проблемы, а именно на те характеристики в отношении нашего здоровья, которые проявляются в поведении, это ценностное отношение к здоровью, знание о способах укрепления и сохранения здоровья, восприятие своего здоровья.
Театрализованная деятельность, согласно определению С. Н. Томчиковой, представляет собой специфический вид художественно-творческой деятельности, в которой участники осваивают доступные средства сценического искусства, участвуют в соответствии с выбранной ролью в подготовке и разыгрывании театрализованных представлений и приобщаются таким образом к театральной культуре [9].
По мнению М. Д. Маханевой, успешная организация театрализованной деятельности базируется на приобщении детей к театральной культуре, обеспечении взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельности, взаимодействии детей и взрослых в рамках театрализованной деятельности [10].
С. Л. Гончарова считает, что огромным потенциалом формирования здоровьесберегающего поведения обладает театрализованная деятельность, потому что она стимулирует развитие психических процессов, помогает познанию окружающего мира, усвоению способов укрепления и сохранение здоровья, развитию самопознания, ориентация детей в разнообразных социальных ситуациях [6].
Также театрализованная деятельность способствует включению ребенка в здоровьесберегающую деятельность с учетом его индивидуальных возможностей. Процесс формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности С. Л. Гончарова рассматривает, как педагогический процесс, в котором организована постепенно и непрерывно реализация воображаемых соответствующих ролей сюжету и реальных ситуаций, происходит осознание ценности здоровья, формирование ответственного отношения к нему, усвоение знаний и представлений о здоровье и способах здорового образа жизни, формирование навыков здоровьесберегающего поведения [6].
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод:
– здоровьесберегающее поведение представляет собой активную деятельность личности, направленную на сохранение и укрепление здоровья, включающую отношение к здоровью, как к ценности, мотивацию здорового образа жизни, формирование умений, навыков и поведенческих стратегий необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, воспитания культуры здоровьесбережения.
– старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования здоровьесеберегающего поведения, потому что у детей развивается мышление, развиваются познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста, у детей сформированы определенные представления о себе, об окружающем мире, формируется система соподчинения мотивов. Все эти предпосылки составляют важную основу для формирования здоровьесберегающего поведения детей старшего дошкольного возраста.
– формированию здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности может способствовать учет следующих педагогических условий: разработка методического оснащения по организации театрализованной деятельности детей ориентированного на формирование у детей знаний и представлений о здоровье и его сохранении, формирование эмоционально-положительного отношения к своему здоровью, формирование ценности здоровья, формирование навыков здоровьесберегающего поведения; организация развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на совместную и индивидуальную театрализованную деятельность детей в пространстве группы с учетом того, что ее содержание отражает составляющее здоровьесберегающего поведения; взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования здоровьесберегающего поведения.
Литература:
1. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. А. М. Прохорова. — М., 2008.
2. Айзман, Р. И. Физиологические основы здоровья [Текст] / Р. И. Айзман, А. Я. Тернер. — Новосибирск: ЛАДА, 2011. — 524 с.
3. Киеня, А. И. Здоровый человек: основные показатели [Текст] / А. И. Киеня, Ю. И. Бандажевский. — Мн.: ИЛ Экоперспектива, 2017. –145 с.
4. Ирхин, В. Н. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. Н. Ирхин, Е. А. Кортюкова. — М., 2006.
5. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Т. Л. Богина. — М.: Мозаика–Синтез, 2006. — 106 с.
6. Гончарова, С. Л. Формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности [Текст]: автореферат дисс... канд. пед. наук / С. Л. Гончарова.- Москва, 2012.- 23 с.
7. Гревцова, Л. С. Педагогические условия воспитания культуры здоровья у детей семи лет [Текст] / Л. С. Гревцова. — М., 2012. — 89 с.
8. Рахматов, А. А. Научные основы здорового образа жизни [Текст] / А. А. Рахматов // Образование и воспитание. — 2016. — № 2. –С. 5–7.
9. Томчикова, С. Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: Учебное методическое пособие /С. Н. Томчикова. — Магнитогорск: МаГУ, 2012. — 90 с.
10. Маханева, М. Д. Театральная деятельность дошкольника [Текст] /М. Д. Маханева. Дошкольное воспитание. — 2014 — № 11. — С.6–14.