Социально-психологический тренинг для педагогов «Развитие креативных способностей педагогов» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 24.01.2019

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина Н. А. Социально-психологический тренинг для педагогов «Развитие креативных способностей педагогов» // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 157-158. — URL https://moluch.ru/archive/242/55910/ (дата обращения: 25.06.2019).



В данной статье представлен социально-психологический тренинг для педагогов, целью которого является развитие креативных способностей. В статье приводятся примеры упражнений, ориентированные на решение проблем с развитием креативных способностей.

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, педагогическая деятельность, творческое развитие педагога.

Данный тренинг разработан из-за необходимости повышения креативных способностей педагогов в образовательной среде. Тренинг предназначен для педагогов, испытывающих трудности в создании различных креативных заданий/мероприятий.

Цель тренинга: развить креативные и коммуникативные способности педагогов.

Задачи тренинга:

– создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности;

– выявить причины, мешающие проявлению творчества;

– создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;

– активизировать индивидуальные и творческие способности;

– преодолеть психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.

Следует выделить некоторые пункты организации занятий:

– форма работы: групповая;

– количество участников: 10–12 человек;

– общее количество часов тренинга: 15 часов.

– продолжительность каждого занятия: 3 часа с одним 10-минутным перерывом.

– частота проведения занятий: проведение тренинга-марафона в выходные дни.

– материалы, задействованные при проведении тренинга: бумага А4, лист ватмана, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты, карточки с цветными кружками, бланки с нарисованными контурами кругов, нитки.

– требования к помещению и оборудованию для благополучного проведения тренинга: кабинет, подходящий для традиционной учебной и игровой аудитории; ковровое покрытие. Материалы для проведения упражнений соответствуют количеству участников.

Далее рассмотрим структуру занятий, включающую в себя пять этапов. Структура занятий:

– Ⅰ этап (организационный; приветствие; знакомство);

– Ⅱ этап (выполнение упражнений);

– Ⅲ этап (выполнение упражнений);

– Ⅳ этап (выполнение упражнений);

– Ⅴ этап (рефлексия изменений; прогнозирование будущих профессиональных планов участников группы).

Тематический план занятий.

На Ⅰ-ом этапе необходимо провести приветствие, используя, например, следующие упражнения [5]: упражнение «Моё имя»; Упражнение-самопрезентация «Формула моего характера»; Упражнение «Общее целое» или любые другие упражнения. Цель: знакомство, налаживание контакта между членами группы, создание в группе атмосферы доброжелательности.

На данном этапе целесообразно будет провести постановку проблемы тренинга: определение понятия творчество; выделение творческих черт личности; выявление причин, мешающие проявлению творчества.

Далее рассмотрим подробнее темы, которые заявляются в постановке проблемы. Перейдем к определению понятий. В словаре дается следующее определение понятия «творчество». Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [4].

Следующее понятие, которое мы разберем будет понятие «творческий потенциал». Творческий потенциал — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности [2].

Педагогическая деятельность — это процесс проявления постоянного разностороннего творчества, что подразумевает наличие у педагога совокупности творческих способностей, которые используются при работе педагога с учениками.

Творческое развитие педагога — это весьма долгий процесс, результатом которого является формирование настоящего профессионала своего дела.

Следует отметить, также, черты творческой личности: независимость суждений; мировоззрение может быть неоднозначным; постоянный интерес к получению различных знаний; схожесть с детьми в том, что может удивляться и восхищаться чему-то новому; мечтатель.

Выделим условия, которые могут мешать выявлению творчества: стереотипное мышление; страх перед ошибкой; узко развитые познания в различных жизненных сферах; страх быть в центре внимания.

Далее кратко рассмотрим следующие этапы тренинга и приведем примеры упражнений для проведения тренинга. Упражнения были найдены на просторах интернета и подобраны специально под данный тренинг.

Ⅱ этап тренинга. Цель этапа: стимулировать творческие способности и улучшить уровень развития творческих наклонностей. Примеры упражнений для данного этапа [3]: Процедура «Приветствие». Упражнение «Мои ожидания». Упражнение «Молекулы». Упражнение «Мое видение творческого воспитателя». Упражнение «Что нарисовано?». Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы…». Упражнение «Рисуночная история». Процедура «Спасибо за приятное занятие».

Ⅲ этап тренинга. Цель этапа: развитие познавательных процессов; развитие умения мыслить нестереотипно. Примеры упражнений для данного этапа [3]: Процедура «Снежный ком». Упражнение «Моя минута». Упражнение «Мы похожи?». Упражнение «Сказочный вернисаж». Упражнение «Нарисуй». Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы…». Упражнение «Словесная ассоциация». Процедура «Спасибо за приятное занятие».

Ⅳ этап тренинга. Цель этапа: развитие оригинальности. Примеры упражнений для данного этапа [3]: Процедура «Приветствие». Упражнение «Пересядьте те, кто.»... Упражнение «Всеобщее внимание». Упражнение «Мои ассоциации». Упражнение «Сочиняем стихи». Упражнение «Креативный круг». Упражнение «Клякса». Процедура «Спасибо за приятное занятие». Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Ⅴ этап тренинга (рефлексия). Цель этапа: закрепление и повторение полученных знаний. На данном этапе целесообразно провести беседу на выявление эффективности тренинга. Беседа может заключать в себе следующие вопросы: какие ощущения у вас были при посещении тренинга? Что мешало вам раннее быть творческой личностью? Чего боялись при прохождении тренинга? Какие условия мешают творческим личностям? Примеры упражнений для данного этапа [1]: Упражнение «Твое лучшее качество». Тренинговая процедура «Сочинение на заданную концовку». Упражнение группового тренинга «Тонкие нити».

Литература:

  1. А. Я. Психология // Тренинги. URL: http://azps.ru/training/indexlo.html
  2. Значение словосочетания «творческий потенциал» // КАРТАСЛОВ.РУ — Карта слов и выражений русского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://kartaslov.ru
  3. Инфоурок // Педагогический тренинг «Развитие креативности у педагогов». URL: https://infourok.ru/pedagogicheskiy-trening-razvitie-kreativnosti-u-pedagogov-680299.html
  4. Творчество // Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/28233
  5. Studfiles // Тренинг на решение конфликтных ситуаций. URL: https://studfiles.net/preview/1664882/page:2/
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, этап, этап тренинга, приятное занятие, выполнение упражнений, педагогическая деятельность, творческая личность, творческий потенциал, творческое развитие педагога, проведение тренинга.


Похожие статьи

Этапы развития креативных черт личности студентов

Система работы по развитию творческого потенциала студентов педагогического колледжа позволит сформировать у них творческую направленность, вербальную креативность, дивергентное мышление, любознательность, ориентацию на ценности самоактуализирующейся...

Развитие творческого потенциала педагогов... | Молодой ученый

Следующим этапом развития творческих задатков человека является контроль качества

Исходная роль в системе развития творческого потенциала личности педагогов относится

Творческий потенциал педагога — это комплекс психических процессов и свойств личности...

Танцевально-двигательная терапия как один из методов...

Творческая деятельность позволяет избежать монотонности, однообразия, снимает психологическое напряжение, способствует определению жизненных перспектив и формированию активной личностной позиции. Танцевально-двигательная терапия определяет...

Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке...

На этапе подготовки тренинга, предназначенного для профессионального обучения студентов, важно

В-четвертых, в процессе участия в занятиях с элементами тренинга через общение с

В-шестых, данная форма обучения позволяет развить творческую активность студентов...

Творчество в деятельности современного педагога

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем...

Программа развития творческого потенциала младших...

Цель занятий: развитие творческого потенциала как основы формирования позиции

Основной этап выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Он включает в себя

Для развития творческого потенциала в программе используется следующие принципы...

Тренинг как технология активного обучения | Статья в журнале...

Среди видов тренинга (социально-психологический, тренинг личного роста и др.), следует отметить актуальность тренинга общения в обучении иностранным языкам. Как следует из названия, для данного тренинга подбираются упражнения и задания на развитие...

Психологический тренинг как одно из средств формирования...

Форма проведения тренинга — групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий — один раз в неделю. Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Предлагаю несколько актуальных тем для подростков, которые могут быть...

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной...

Творческий потенциал человека явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее

Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования...

Использование воспитателем актерских умений в педагогическом...

Педагогическая деятельность, направленная на воспитание каждой личности, помогает педагогу также формировать и межличностные отношения, в систему которых он включает своих воспитанников. Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же...

Похожие статьи

Этапы развития креативных черт личности студентов

Система работы по развитию творческого потенциала студентов педагогического колледжа позволит сформировать у них творческую направленность, вербальную креативность, дивергентное мышление, любознательность, ориентацию на ценности самоактуализирующейся...

Развитие творческого потенциала педагогов... | Молодой ученый

Следующим этапом развития творческих задатков человека является контроль качества

Исходная роль в системе развития творческого потенциала личности педагогов относится

Творческий потенциал педагога — это комплекс психических процессов и свойств личности...

Танцевально-двигательная терапия как один из методов...

Творческая деятельность позволяет избежать монотонности, однообразия, снимает психологическое напряжение, способствует определению жизненных перспектив и формированию активной личностной позиции. Танцевально-двигательная терапия определяет...

Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке...

На этапе подготовки тренинга, предназначенного для профессионального обучения студентов, важно

В-четвертых, в процессе участия в занятиях с элементами тренинга через общение с

В-шестых, данная форма обучения позволяет развить творческую активность студентов...

Творчество в деятельности современного педагога

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем...

Программа развития творческого потенциала младших...

Цель занятий: развитие творческого потенциала как основы формирования позиции

Основной этап выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Он включает в себя

Для развития творческого потенциала в программе используется следующие принципы...

Тренинг как технология активного обучения | Статья в журнале...

Среди видов тренинга (социально-психологический, тренинг личного роста и др.), следует отметить актуальность тренинга общения в обучении иностранным языкам. Как следует из названия, для данного тренинга подбираются упражнения и задания на развитие...

Психологический тренинг как одно из средств формирования...

Форма проведения тренинга — групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий — один раз в неделю. Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Предлагаю несколько актуальных тем для подростков, которые могут быть...

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной...

Творческий потенциал человека явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее

Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования...

Использование воспитателем актерских умений в педагогическом...

Педагогическая деятельность, направленная на воспитание каждой личности, помогает педагогу также формировать и межличностные отношения, в систему которых он включает своих воспитанников. Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же...

Задать вопрос