Библиографическое описание:

Дробышева О. А. Этапы развития креативных черт личности студентов [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 99-102.

Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных и творчески самореализующихся специалистов педагогического профиля является ведущей задачей среднего профессионального образования и требует создания ряда психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности студента.

Определяя студенчество как социальную группу молодежи, объединенную учебой, системой ценностей, стремящуюся к самореализации в профессии, социологи и философы (И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др.) [1; 105] наделяют данную группу общностью психологических признаков: любознательностью, эмоциональностью, интеллектуальной и когнитивной активностью, творческостью и многими другими признаками, свидетельствующими о потенциале творческого развития личности

На основе анализа теоретических положений, концепций, направлений автором определены основополагающие идеи нового подхода к профессиональному обучению студентов в педагогическом колледже:

  • совершенствование педагогического процесса на основе личностно- ориентированного подхода;

  • единство и взаимосвязь тематического содержания образования с видами профессиональной деятельности специалиста;

  • реализация принципов многоуровневости и непрерывности в структуре профессиональной подготовки;

  • профессиональная направленность [4, с. 20–21].

Исходя из вышесказанного, прикладной задачей нашего исследования является развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа.

Система работы по развитию творческого потенциала студентов педагогического колледжа позволит сформировать у них творческую направленность, вербальную креативность, дивергентное мышление, любознательность, ориентацию на ценности самоактуализирующейся личности, гибкость поведения, рефлексивность, развить мотивы творческой деятельности.

Психологическое сопровождение складывалось из нескольких последовательных этапов.

Первый — теоретический — преследовал цель, которая состояла в теоретической подготовке студентов к развитию творческого потенциала. В учебный план педагогического колледжа в рамках регионального компонента был введен авторский курс «Психологические основы творческого развития студентов колледжа». Основу содержания данного спецкурса составляли знания о личности студента как субъекте творческой деятельности, творческом потенциале, теоретических подходах к решению задач творческого развития. Это позволило, с одной стороны, подготовить студентов к реализации следующей ступени данного этапа, а с другой стороны, стало основой для более глубокого осмысления студентами результатов диагностики развития их творческого потенциала. Изучение данного спецкурса предполагало использование большого разнообразия видов и форм обучения (лекции, семинары, практические занятия, творческие задания).

Изучая курс «Психологические основы творческого развития студентов колледжа», будущие педагоги приобретали опыт творческой деятельности и творческого взаимодействия с окружающими. Данный курс ориентирован на:

  • теоретическую и методическую подготовку студентов (усвоение психолого-педагогических знаний по проблеме творческого развития личности; изучение методов и технологий творческого развития личности и применение этих методов в работе со студентами; применение различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы, направленных на творческое развитие личности);

  • развитие и саморазвитие личностных качеств будущего педагога, которые помогут ему успешно сотрудничать со всеми детьми (способность принять другого человека как личность, имеющую право на свою точку зрения; инициативность, общительность; интерес к интеллектуальной деятельности; потребность постоянно учиться и совершенствоваться; гибкость, открытость новым идеям);

  • формирование профессионально-личностных качеств будущего педагога (умение вести, направлять ребенка; умение быть демократичным, а не авторитарным; стремление к новаторству, экспериментам, а не к подражанию образцам; способность понимать проблемы учеников и воспитанников и помогать в их разрешении; способность содействовать развитию личности, интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту каждого ребенка);

  • развитие и саморазвитие поведенческих черт, способствующих выявлению и развитию творческого потенциала каждого студента (умение создать теплую, эмоционально безопасную, творческую атмосферу в группе или классе; умению создать условия и ситуации, способствующие формированию положительной самооценки каждого ученика; активизации деятельности учащихся, создание таких условий, при которых ученики сами добывают знания; вовлечение детей в исследовательскую, поисковую деятельность).

Курс предполагает не только расширение и углубление знаний по проблеме творчества, развивает профессиональные умения и навыки, но и способствует развитию интеллектуальной активности, творческой мотивации, предоставляет возможность каждому студенту выстраивать индивидуальное творческое образовательное пространство.

В соответствии с требованиями личностно-ориентированного подхода работа по развитию творческого потенциала студентов начиналась с психологического изучения личности студента. Изучению и оценке подвергались такие психологические характеристики личности, как мотивы поступления в колледж, мотивы учебной деятельности, ценностные ориентации, уровень развития умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, нравственные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера. Полученные данные способствовали дифференцированному подходу к студентам при организации учебных и внеучебных занятий, практической и исследовательской работы.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что не более половины из опрошенных студентов колледжа понимают и обосновывают объективную значимость и необходимость развития творческого потенциала. Поэтому в ходе поискового эксперимента было организовано изучение таких категорий как педагогическая деятельность, творчество в педагогической деятельности, творческий потенциал, креативность.

Учебные занятия в рамках авторского курса позволяли студентам изучать дополнительную психолого-педагогическую литературу, освещающую проблемы творчества в профессиональной деятельности педагога и знакомящую с образцами творческой деятельности педагогов. Студенты усвоили систему понятий, соотносили теоретические положения с психолого-педагогическими ситуациями, находили разнообразные способы решения творческих задач.

Таким образом, было раскрыто содержание и место творчества в будущей профессиональной деятельности студента в процессе сочетания традиционных и активных форм обучения.

Второй этап — рефлексивный Его содержание составляет работа по развитию у студентов колледжа рефлексивных умений, посредством анализа моделируемых профессиональных ситуаций и ситуаций из жизненного опыта самих студентов, отличающихся наличием пробелов в учебно-профессиональной деятельности и процессе общения с другими людьми. Конечной целью развития данных умений является сформированность способности студентов профессионально общаться (видеть ошибки в профессиональной деятельности и общении, предлагать разнообразные варианты выхода из создавшихся ситуаций).

На третьем когнитивно-личностном этапе ставились две взаимосвязанные задачи — развитие творческого мышления и креативных свойств личности. Развитие творческого мышления состояло в развитии вербального и невербального мышления. Решение этой задачи осуществлялось путем включения студентов в решение задач, требующих опоры на соответствующие виды мышления. При этом вначале студентам предлагались нетворческие задания, которые у студентов актуализировали нетворческое вербальное или образное мышление, лишь после этого осуществлялся переход к решению творческих задач. Содержание задач менялось таким образом, что вначале оно было разнообразным, взятым из различных областей практики, и лишь на последних этапах развития студенты переходили к решению творческих педагогических и психологических задач.

Развитие креативных свойств личности предполагало развитие любознательности, воображения, готовности идти на риск, отстаивая свои идеи, интереса к анализу сложных идей и готовности браться за решение сложных проблем. Решение данной задачи осуществлялось, главным образом, в ходе тренинга упражнений креативности, который основывался на принципах тренинга личностного роста, но направленного на развитие специфических, связанных с творческими достижениями, личностных свойств [3].

На данном шаге происходило развитие творческого потенциала студентов, а именно — развитие когнитивного и личностного компонентов через включение студентов в решение творческих задач, отстаивание своих идей и их обсуждение. Например, игра «Конкуренция» нацеливала на организацию индивидуально-группового конкурентного взаимодействия, социальное самоопределение, способность к мобильному продуцированию внутреннего состояния. В играх «Маклер», «Планирование будущего» была возможность достаточно четко отследить эффективные и неэффективные стратегии взаимодействия и проанализировать их. Упражнение «Ассоциативный тест» формировало гибкость, образность, оригинальность мышления, развивало умение не пасовать перед трудностями, а быстро принимать задачу и находить пути ее решения. Упражнение «Образ Я» способствовало более глубокому осознанию личностного существования, соединению вербального и невербального в самооценочной позиции. Упражнение «Ответственность» помогало прояснить участникам их точку зрения и осознать степень ответственности за свои чувства, мысли, поступки.

Развитие творческого мышления предполагает его актуализацию, что достигалось с помощью создаваемых проблемных ситуаций, решение которых требовало генерирования множества возможных необычных, выходящих за рамки привычного решений. Это способствовало развитию творческого мышления.

При анализе моделируемых профессиональных ситуаций и решении психологических и педагогических задач особое внимание уделялось поиску возможных ошибок. Этот поиск проводился в форме мозгового штурма. При обнаружении ошибки студенты должны были установить ее причину. После этого им предлагалось найти оригинальные, нестандартные способы предотвращения ошибки. Такая организация коллективной работы способствовала развитию рефлексивности и развитию когнитивного компонентов творческого потенциала.

Развитию склонности к риску при отстаивании своих идей способствовало обсуждение альтернативных точек зрения в области педагогической практики. Одна точка зрения представлялась современными, принятыми в обществе взглядами, а другая представляла собой либо оригинальную точку зрения, взятую из публикаций СМИ, либо являлась результатом творческого мышления самих студентов. Группе испытуемых предлагалось рассмотреть достоинства и недостатки самостоятельно выполненного исследовательского проекта («Потребности и мотивы поведения», «Дружба в век развития информационных технологий и сто лет назад», «Школа (детский сад) будущего», «Мир современного подростка в зеркале чатов и форумов в сети INTERNET», «Психологические проблемы подростков: от любви и дружбы до зависти и конфликта», «Проблемы взрослых глазами подростков» и др.). Студенты учились высказывать собственную точку зрения, аргументировать свои взгляды, публично отстаивать свои выдвинутые идеи.

Взаимодействие участников группы в процессе обсуждения осуществлялось как столкновение противоположных позиций, в котором одну сторону представлял студент, а другую сторону — вся группа, перед которой необходимо отстаивать свои позиции. Ходом дискуссии управлял преподаватель. Во взаимодействии между участниками дискуссии можно выделить два аспекта. Первый аспект образуется предметным содержанием обсуждаемых идей, а второй — субъект-субъектным взаимодействием. Именно наличие этого второго аспекта порождает у автора той или иной оригинальной идеи страх перед ее неприятием, что она будет осмеяна и подвергнута жесткой критике. Участие в групповом обсуждении предлагаемых идей, позитивный опыт их отстаивания, свой и чужой, позволяет научиться преодолению этого страха, формирует готовность идти на риск, отстаивая свою мысль. Кроме того, опыт субъект–субъектного взаимодействия, раскрывает перед студентами те, личностные качества, которые помогают им адекватно оценивать свои и чужие идеи, отстаивать их в дискуссии, или наоборот, мешают этому. Таким образом, в групповой дискуссии возникает рефлексия ее участниками своего взаимодействия с другими и своей деятельности.

В целом процесс развития креативных качеств личности строился в четыре этапа:

  1. этап формирования представлений о креативных качествах личности и их роли в творческой деятельности;

  2. этап формирования адекватной самооценки креативных качеств личности;

  3. коррекционно-развивающий этап — развитие качеств креативной личности и преодоление качеств, мешающих творческой деятельности;

  4. этап практической отработки и закрепления способов поведения, отвечающих сформированным свойствам личности в ходе решения творческих задач и обсуждения предлагаемых идей.

К концу развивающего этапа у испытуемых улучшились показатели беглости, гибкости, оригинальности, находчивости, творческого мышления; любознательности, воображения, ориентации на сложные идеи, склонности к риску, степени независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне, ориентации на ценности самоактуализирующейся личности, гибкости поведения; сензитивности к себе.

Предпринятое нами моделирование образовательного процесса в педагогическом колледже г. Тамбова показало, что образовательный процесс способствует эффективному развитию творческого потенциала студентов, если:

  • структура целей образовательного процесса включает в себя государственную цель-заказ как обеспечение качественного усвоения на творчески преобразующем уровне обязательного объема знаний, умений и навыков, определенных государственным образовательным стандартом;

  • колледж осуществляет подготовку выпускников, конкурентоспособных на рынке образования и труда, к жизни в обществе, к участию в производстве, предпринимательстве, бизнесе;

  • цель личности обусловлена потребностью в творческом самосовершенствовании и овладении технологией творческой самореализации;

  • обучающиеся готовы к развитию и реализации своего творческого потенциала.


Литература:

        1. Кон И. С. Социализация детей в изменяющемся мире // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал, 2010. № 1(2). C. 18–24.

        2. Семенов И. Н. Междисциплинарное взаимодействие московской и петербургской научных школ психологии творчества и рефлексии // Психология перед вызовом будущего: Мат. научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. М., 2006. С. 61–64.

        3. Смолярчук И. В., Дробышева О. А. Учимся творчеству: метод. пособие. Тамбов: ТРОО, 2012. 155 с.

        4. Шипитко Л. М. Учебно-методический комплекс по математике как средство совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже: дис.... канд. пед. наук. Ярославль, 2005. 243 c.

Основные термины (генерируются автоматически): творческого потенциала, творческого потенциала студентов, развитию творческого потенциала, творческого мышления, творческого развития, творческого развития личности, личности студентов, творческой деятельности, творческого развития студентов, развития творческого потенциала, развитие творческого, развитие творческого потенциала, личности студента, личности студентов колледжа, транспективы личности студентов, основы творческого развития, Развитие творческого мышления, потенциала студентов педагогического, творческого потенциала личности, «Психологические основы творческого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос