Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Поделиться в социальных сетях
1139 просмотров
Библиографическое описание

Кочерова, Т. М. Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков / Т. М. Кочерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 581-583. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37403/ (дата обращения: 04.08.2021).



Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Не маловажную роль в этот период играют тренинги.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения по — разному:

− тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны (образец, шаблон; форма, модель; схема) поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

− тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

− тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

− тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

− принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

− принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а воспитатель лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

− принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т. п.);

− принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников;

− принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту.

Форма проведения тренинга — групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий — один раз в неделю.

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика.

Предлагаю несколько актуальных тем для подростков, которые могут быть положены в основу групповой дискуссии:

«Симпатия и любовь»(почему нам нравятся именно те, кто нравится; как добиться взаимности).

«Как выбрать дорогу в жизнь»(психологические основы выбора профессии).

«На экзамен — без страха»(повышение эффективности подготовки к экзаменам, стратегия поведения на экзамене, методы снятия экзаменационной тревожности).

«Детки и предки»(проблемы взаимоотношений с родителями; пути конструктивного решения конфликтных ситуаций в отношениях с родителями).

В ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т. д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.

В ролевой игре упор делается на межличностное взаимодействие. Участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

Каждый тренинг состоит из трех частей:

  1. Вводная часть (разминка).

Создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы.

Повышение сплочённости группы.

Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно -два разминочных упражнения.

В качестве разминки используются различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас».

УПРАЖНЕНИЯ РАЗМИНКИ:

«Печатная машинка».

«Сигнал».

«Посылка».

«Меняющаяся комната».

«Ревущий мотор».

«Волшебный ключ».

  1. Основная часть (рабочая).

Раскрытие темы занятия.

Решение задач поставленных перед участниками тренинга.

Приведу несколько тем тренингов.

Тренинг «Пойми себя».

Цель: создание условий для личностного роста подростков.

Тренинг «Умей сказать «Нет».

Цель:формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции. В этом тренинге используется упражнение «Отказ».

Группа делитсяна три микрогруппы. Каждая микрогруппа получает одну ситуацию и должна будет в течение 5 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая группа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой «отказывающегося».

Проблемные ситуации.

  1. Приятель предлагает попробовать спиртные напитки за компанию, утверждая, что это безвредно, и поможет тебе снять напряжение.
  2. Знакомые предлагают тебе закурить, утверждая, что, когда куришь ты, выглядишь взрослее.
  3. Приятели предлагают попробовать наркотик, утверждая, что, приняв дозу, ты избавишься от всех проблем, что наркотики помогают преодолеть жизненные трудности, найти решение проблемы.

Обсуждение.Было ли сложно отказываться, не обидев приятеля. Что было самым сложным в выполнении этого упражнения.

Чтобы в будущем Вам было легче сказать человеку «нет», если Вы не хотите выполнять его просьбу, сейчас я познакомлю Вас с упражнением «5 шагов отказа»:

  1. Сразу твердо сказать «нет».
  2. Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но…».
  3. Если давление продолжается, можно перейти в наступление.
  4. «Я не хочу больше говорить на эту тему».
  5. Предложите компромисс. «Давай лучше…».

Наиболее высоко оцениваются тонкость, оригинальность, реальность эффективность придуманного действия. Нельзя допускать одновременно смешения ситуаций и выхода из них «лишь бы отстали».

Чаще всего люди употребляют алкоголь или наркотические вещества, ложно считая, что они, таким образом, справятся с плохим настроением, раздражением, переутомлением. Хотя в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, не прибегая к употреблению вредных для нашего организма веществ. Для этого можно использовать простые приемы, которые помогают почувствовать себя комфортнее и спокойнее. Это:

Цветотерапияэто использование цвета для восстановления организма.

Релаксациярасслабление организма.

Музыкотерапияэто использование музыки для расслабления и восстановления организма.

Например, когда у тебя плохое настроение с помощью мелодии можно поднять себе настроение.

Тренинг «Творческие способности ипути их развития».

Цель: обеспечение продуктивного, психического и личностного развития обучающегося, необходимого для творческой самореализации, формирование коммуникативных, организаторских умений и лидерских черт.

Используем упражнение «Рисуем сказку»

Цель: развивать умение творческого воображения, интуиции и сотрудничества.

  1. Завершение (рефлексия).

Осуществление обратной связи о состоянии участников тренинга.

УПРАЖНЕНИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ.

«Аплодисменты по кругу».

«Подарок».

«Спасибо за приятное занятие».

«Сказочный лес».

Литература:

1. «Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами» Лидерс А. Г. Издательство: Этерна, 2009 г.

2. «Психологические игры для старшеклассников и студентов» Грецов А. Г., Бедарева Т. Издательство: Питер. Год: 2008 г.

3. «Психологические проблемы современных подростков» Емельянова Е. В. Издательство: Генезис, 2015 г.

4. «Психологические тренинги каждый день» Бубличенко М. М. Издательство: Феникс 2016 г. — (Психологический практикум).

5. «Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях» Михайлина М. Ю., Павлова М. А. Издательство: Учитель, 2016 г.

Похожие статьи
Криволесова Татьяна Александровна
Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии
Психология
2018
Антонова Ольга Петровна
Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»
Спецвыпуск
2014
Королькова Наталья Владимировна
Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы)
Педагогические науки
2017
Адилова Наргиза Фармановна
Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения
Педагогика
2011
Полозова Ирина Владимировна
Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья
Педагогические науки
2014
Громова Дарья Александровна
Настольные игры как современный инструмент работы психолога в сопровождении подростков
Психологические науки
2016
Мурзин Андрей Равильевич
Развитие коммуникативных навыков у подростков
Спецвыпуск
2016
Ковалева Анна Викторовна
Социализация вялотекущей шизофрении посредством тренинговой работы
Медицина
2015
Рындина Юлия Валерьевна
Из опыта применения ролевых игр на занятиях по иностранному языку
Педагогика
2016
Криволесова Татьяна Александровна
Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии
Психология
2018
Антонова Ольга Петровна
Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»
Спецвыпуск
2014
Королькова Наталья Владимировна
Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы)
Педагогические науки
2017
Адилова Наргиза Фармановна
Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения
Педагогика
2011
Полозова Ирина Владимировна
Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья
Педагогические науки
2014
Громова Дарья Александровна
Настольные игры как современный инструмент работы психолога в сопровождении подростков
Психологические науки
2016
Мурзин Андрей Равильевич
Развитие коммуникативных навыков у подростков
Спецвыпуск
2016
Ковалева Анна Викторовна
Социализация вялотекущей шизофрении посредством тренинговой работы
Медицина
2015
Рындина Юлия Валерьевна
Из опыта применения ролевых игр на занятиях по иностранному языку
Педагогика
2016
дата публикации
декабрь 2016 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Криволесова Татьяна Александровна
Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии
Психология
2018
Антонова Ольга Петровна
Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»
Спецвыпуск
2014
Королькова Наталья Владимировна
Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы)
Педагогические науки
2017
Адилова Наргиза Фармановна
Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения
Педагогика
2011
Полозова Ирина Владимировна
Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья
Педагогические науки
2014
Громова Дарья Александровна
Настольные игры как современный инструмент работы психолога в сопровождении подростков
Психологические науки
2016
Мурзин Андрей Равильевич
Развитие коммуникативных навыков у подростков
Спецвыпуск
2016
Ковалева Анна Викторовна
Социализация вялотекущей шизофрении посредством тренинговой работы
Медицина
2015
Рындина Юлия Валерьевна
Из опыта применения ролевых игр на занятиях по иностранному языку
Педагогика
2016
Криволесова Татьяна Александровна
Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии
Психология
2018
Антонова Ольга Петровна
Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»
Спецвыпуск
2014
Королькова Наталья Владимировна
Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы)
Педагогические науки
2017
Адилова Наргиза Фармановна
Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения
Педагогика
2011
Полозова Ирина Владимировна
Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья
Педагогические науки
2014
Громова Дарья Александровна
Настольные игры как современный инструмент работы психолога в сопровождении подростков
Психологические науки
2016
Мурзин Андрей Равильевич
Развитие коммуникативных навыков у подростков
Спецвыпуск
2016
Ковалева Анна Викторовна
Социализация вялотекущей шизофрении посредством тренинговой работы
Медицина
2015
Рындина Юлия Валерьевна
Из опыта применения ролевых игр на занятиях по иностранному языку
Педагогика
2016