Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 25.12.2016

Статья просмотрена: 1754 раза

Библиографическое описание:

Кочерова, Т. М. Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков / Т. М. Кочерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 581-583. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37403/ (дата обращения: 02.12.2024).



Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Не маловажную роль в этот период играют тренинги.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения по — разному:

− тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны (образец, шаблон; форма, модель; схема) поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

− тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

− тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

− тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

− принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

− принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а воспитатель лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

− принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т. п.);

− принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников;

− принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту.

Форма проведения тренинга — групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий — один раз в неделю.

Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика.

Предлагаю несколько актуальных тем для подростков, которые могут быть положены в основу групповой дискуссии:

«Симпатия и любовь»(почему нам нравятся именно те, кто нравится; как добиться взаимности).

«Как выбрать дорогу в жизнь»(психологические основы выбора профессии).

«На экзамен — без страха»(повышение эффективности подготовки к экзаменам, стратегия поведения на экзамене, методы снятия экзаменационной тревожности).

«Детки и предки»(проблемы взаимоотношений с родителями; пути конструктивного решения конфликтных ситуаций в отношениях с родителями).

В ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т. д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.

В ролевой игре упор делается на межличностное взаимодействие. Участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга. Их удельный вес меняется в зависимости от специфики целей группы. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.

Каждый тренинг состоит из трех частей:

  1. Вводная часть (разминка).

Создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы.

Повышение сплочённости группы.

Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно -два разминочных упражнения.

В качестве разминки используются различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас».

УПРАЖНЕНИЯ РАЗМИНКИ:

«Печатная машинка».

«Сигнал».

«Посылка».

«Меняющаяся комната».

«Ревущий мотор».

«Волшебный ключ».

  1. Основная часть (рабочая).

Раскрытие темы занятия.

Решение задач поставленных перед участниками тренинга.

Приведу несколько тем тренингов.

Тренинг «Пойми себя».

Цель: создание условий для личностного роста подростков.

Тренинг «Умей сказать «Нет».

Цель:формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции. В этом тренинге используется упражнение «Отказ».

Группа делитсяна три микрогруппы. Каждая микрогруппа получает одну ситуацию и должна будет в течение 5 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая группа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой «отказывающегося».

Проблемные ситуации.

  1. Приятель предлагает попробовать спиртные напитки за компанию, утверждая, что это безвредно, и поможет тебе снять напряжение.
  2. Знакомые предлагают тебе закурить, утверждая, что, когда куришь ты, выглядишь взрослее.
  3. Приятели предлагают попробовать наркотик, утверждая, что, приняв дозу, ты избавишься от всех проблем, что наркотики помогают преодолеть жизненные трудности, найти решение проблемы.

Обсуждение.Было ли сложно отказываться, не обидев приятеля. Что было самым сложным в выполнении этого упражнения.

Чтобы в будущем Вам было легче сказать человеку «нет», если Вы не хотите выполнять его просьбу, сейчас я познакомлю Вас с упражнением «5 шагов отказа»:

  1. Сразу твердо сказать «нет».
  2. Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет». «Я согласен с вами, но…».
  3. Если давление продолжается, можно перейти в наступление.
  4. «Я не хочу больше говорить на эту тему».
  5. Предложите компромисс. «Давай лучше…».

Наиболее высоко оцениваются тонкость, оригинальность, реальность эффективность придуманного действия. Нельзя допускать одновременно смешения ситуаций и выхода из них «лишь бы отстали».

Чаще всего люди употребляют алкоголь или наркотические вещества, ложно считая, что они, таким образом, справятся с плохим настроением, раздражением, переутомлением. Хотя в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, не прибегая к употреблению вредных для нашего организма веществ. Для этого можно использовать простые приемы, которые помогают почувствовать себя комфортнее и спокойнее. Это:

Цветотерапияэто использование цвета для восстановления организма.

Релаксациярасслабление организма.

Музыкотерапияэто использование музыки для расслабления и восстановления организма.

Например, когда у тебя плохое настроение с помощью мелодии можно поднять себе настроение.

Тренинг «Творческие способности ипути их развития».

Цель: обеспечение продуктивного, психического и личностного развития обучающегося, необходимого для творческой самореализации, формирование коммуникативных, организаторских умений и лидерских черт.

Используем упражнение «Рисуем сказку»

Цель: развивать умение творческого воображения, интуиции и сотрудничества.

  1. Завершение (рефлексия).

Осуществление обратной связи о состоянии участников тренинга.

УПРАЖНЕНИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ.

«Аплодисменты по кругу».

«Подарок».

«Спасибо за приятное занятие».

«Сказочный лес».

Литература:

1. «Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами» Лидерс А. Г. Издательство: Этерна, 2009 г.

2. «Психологические игры для старшеклассников и студентов» Грецов А. Г., Бедарева Т. Издательство: Питер. Год: 2008 г.

3. «Психологические проблемы современных подростков» Емельянова Е. В. Издательство: Генезис, 2015 г.

4. «Психологические тренинги каждый день» Бубличенко М. М. Издательство: Феникс 2016 г. — (Психологический практикум).

5. «Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях» Михайлина М. Ю., Павлова М. А. Издательство: Учитель, 2016 г.

Основные термины (генерируются автоматически): тренинг, упражнение, восстановление организма, группа, групповая дискуссия, плохое настроение, реальная жизнь, ролевая игра, ситуация, член группы.


Похожие статьи

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Неформальное образование как средство формирования профессиональных компетенций

Похожие статьи

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Неформальное образование как средство формирования профессиональных компетенций

Задать вопрос