Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 2. Об амбициях в профессии педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 24.01.2019

Статья просмотрена: 1395 раз

Библиографическое описание:

Дуреева, Т. В. Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 2. Об амбициях в профессии педагога / Т. В. Дуреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 388-391. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55850/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор продолжает рассуждать на тему амбиций и амбициозности в профессии педагога (1 часть статьи в журнале «Молодой ученый» (№ 3 (241), январь 2019 г., рубрика «Педагогика»). Автор делает упор на то, что эти качества педагога можно рассматривать в качестве одного из важнейших факторов мотивационной сферы, обеспечивающих становление и развитие личности в профессии, использовать данный фактор в качестве прогнозного критерия разработке научно-обоснованных методик подготовки молодых специалистов.

В наш исторический период, на сломе двух мировоззренческих парадигм- коллективистского и индивидуалистического понятийный дуализм данного термина приобретает все более и более приобретает «здоровый» смысловой оттенок.

Амбициозность, как черта личности, присуще в той или иной степени любому человеку. Эта черта или свойство характера является важнейшей частью мотивационной сферы профессиональной деятельности человека, определяющее в конечном итоге его развитие или стагнацию в профессии. Особенно она актуальна в профессии педагога, профессиональный рост которого в значительной степени зависит от его стремления к завышенным, т. е. к амбициозным целям в профессии. В настоящей статье мы постараемся изложить свой взгляд значение амбициозности в профессиональной деятельности педагога.

В жизни мы имеем многочисленные примеры тому, что в профессии педагога далеко не все достигают высокого уровня профессионализма. И дело здесь не в их профессиональной подготовке, в знаниях предмета, опыте и профессиональных навыках. Многие молодые педагоги, прекрасно образованные и, казалось бы, талантливые довольствуются только полученным в учебном заведении багажом знаний, постепенно деградируют как специалисты и уходят из профессии. Сегодня специалистов с педагогическим образованием можно встретить во многих сферах профессиональной деятельности, от коммерческих менеджеров, страховых агентов до программистов или средней руки бизнесменов. Это объясняется во многом социально-бытовыми условиями, девальвирующих мотивацию к профессии педагога, или ошибками в выборе профессии, но не только в этом.

Мы знаем прекрасных педагогов, знающих свой предмет как говориться «от и до», но занимающих скромное место преподавателя, и не стремящихся к преподавательской ни к научной карьере. Другая категория специалистов профессионально развиваясь, довольствуется внутреннем самосовершенствованием, когда сама профессия и ощущения себя в профессии приносит моральное удовлетворение. Вектор профессионального развития в данном случае направлен во внутренний мир личности, развивая и совершенствуя его. Такой специалист может достичь высокого уровня профессионализма, не претендуя на общественное признание, продвижение по карьерной лестнице, научной стезе. Здесь мы говорим о профессиональном альтруизме. Такое альтруистическое отношение к своей профессии положительно оценивается как в ученической среде, так и среди коллег по работе.

И третья категория профессионалов, — это целеустремленные и деятельные люди, которые стремятся к завышенным целям и достигают высоких уровней профессионализма, так называемого профессионального мастерства, быстро продвигаются по карьерной лестнице. В этом случае мы говорим о тщеславных или амбициозных личностях, стремящихся не только к профессиональному совершенствованию, но и к общественному признанию, достижению достойного положения в обществе и в профессии. В данном случае вектор профессионального развития направлен во вне личности как системы, во внешний мир.

Так что же является той побудительной движущей силой, что толкает человека к профессиональному росту, к непрерывному совершенствованию и развитию в профессии, в чем истоки или гносеологические корни этого явления, попробуем разобраться в этом вопросе. Многие авторы педагогической и психологической литературы утверждают, что личностная мотивация к профессии и является той побудительной силой, которая, раскручивая спираль профессионального совершенствования ведет человека к вершинам профессионального мастерства. Но достаточно ли простой созерцательной мотивации для этого, на наш взгляд нет, недостаточно и вот почему. Можно сколько угодно любить педагогику, свою профессию, с душой относиться к своему любимому делу, поддерживать свой профессионализм на достаточном для осуществления профессиональной деятельности уровне, но не предпринимать никаких действий для своего дальнейшего профессионального и карьерного роста, т. е. удовлетвориться достигнутым уровнем своего развития. В этом случае мы говорим о профессионально стагнации человека вследствие отсутствия у него здоровых профессиональных амбиций[1]. Таким образом мы приходим к пониманию того, что движителем профессионального роста и развития личности как специалиста являются профессиональные амбиции, но не просто амбиции как завышенные жизненные цели, жизненное кредо, а неудовлетворенные профессиональные амбиции. Это наше предположение на уровне гипотезы требует более подробных разъяснений.

Сам термин амбиции или амбициозность личности в различные периоды принимал различный смысл, от негативного до позитивного. Ранее в эпоху коллективистской государственной идеологии в понятии амбициозность вкладывался исключительно негативный смыл, связанный с необоснованными претензиями человека, карьеризмом, высокомерием, тщеславием и т. д. И поэтому, на наш взгляд, такое качеств человеческой личности как амбициозность, практически не рассматривалось в качестве мощного мотивационного фактора к профессии в отечественной педагогической литературе. В настоящее время, в эпоху рыночных отношений данное понятие связывают все больше и больше с успешностью в профессии, в науке, в общественном положении,

В отечественной психологической литературе понятие амбициозности рассматривается в двух взаимоисключающих аспектах: здоровой (адекватной) или нездоровой (неадекватной) амбициях. Нездоровые (неадекватные) амбиции контрпродуктивны, они не только не приносят положительных результатов в деятельности человека, но вызывают к нему негативное отношение в коллективе, обществе. И наоборот, адекватные амбиции, — это реальные, соответствующие своим возможностям устремления человека к завышенным, но вполне достижимым при определенных условиях целям. Такие амбиции приносят положительный результат и успех в профессии, помогают достичь поставленных целей, тем самым приносят как моральное, так и материальное удовлетворение. В нашем исследовании мы будем опираться именно на понятие адекватных, т. е. обоснованной амбиций, как стремлении человека к успеху.

Амбициозность — как черта характера является приобретенным, обусловленным воспитанием и окружающей средой (обществом) и в той или иной степени присуща всем людям, с той лишь разницей, что у одних она вызывает мобилизацию сил и интеллекта к реализации, у других так и остается в качестве неосознанных желаний. При этом важным фактором в формировании амбиций в целом и профессиональных в частности является мотивационный фактор, психические свойства и личностные качества человека, определяющие его характер (развитые когнитивные и рефлексивные качества, воля, решительность, настойчивость, стремление к саморазвитию и др.).

Амбиции в профессии — это завышенные цели, к которым движется амбициозные человек, мобилизуя при этом свой психический, интеллектуальный и физический потенциал. И заставляет это делать чувство неудовлетворенности, которое порождается несоответствием амбициозных целей, интеллектуальным и физическим возможностям и текущему положения человека в профессии. Таким образом мы рискнем сделать предположение, что степень неудовлетворенные профессиональных амбиций и является тем движителем, который приводит в движение весь интеллектуальный и психологический потенциал человека в достижении вершин профессионального мастерства. И чем больше неудовлетворенность человека, тем больше он будет прилагать усилий в достижении поставленных целей, мобилизуя все внутренние ресурсы (интеллект, знания, опыт, организаторские способности и т. д.). В своем движении при достижении промежуточных целей и, казалось бы, удовлетворении профессиональных амбиций, на базе новых возможностей появляются все более новые цели, и начинается новый виток в развитии человека в профессии, но на более высоком уровне. Т. е. развитие человека как профессионала идет по спирали от уровня к уровню, постепенно обогащаясь новыми знаниями, опытом, компетентностью.

Так в чем мы видим источник развития, — по нашему мнению это чувство неудовлетворенности, которое порождается двумя противоположностями, желанием и возможностями человека в профессиональном плане. С одной стороны личностные амбиции «Я хочу быть», а с другой стороны рефлексия и оценка своих возможностей «Я могу быть». В единстве и борьбе этих противоположностей, и проявляется диалектика интеллектуального и профессионального развития личности, скрытая в таком понятии как амбициозная неудовлетворенность. При этом следует понимать, что амбициозная неудовлетворенность может иметь два вектора направленности: во внутрь системы (личности) и во вне, т. е. в окружающую среду, общность. В первом случае это вызывает чувство неудовлетворенности собой, уровнем знаний, опыта т. е. своей профессиональной подготовкой и стремление к своему развитию в профессии, без претензий на общественное признание. Во втором случае это также вызывает стремление к профессиональному развитию, но с обязательным признанием в обществе и достижению определенных моральных и материальных благ.

Таким образом мы установили, что противоречия между «Я хочу быть» и «Я могу быть» при определенных условиях могут принимать форму диалектических и являться источником развития в профессии. Этими условиями является совокупность психофизиологических, интеллектуальных, волевых и морально-этических качеств человека и наличие устойчивой мотивации к профессии. При достижении определенных целей открываются новые, более амбициозные цели и задачи. Таким образом педагог в своем развитии переходит на более высокий уровень компетентности. Следует отметить, что в случае необоснованных (неадекватных) вектор неудовлетворенности также может быть направлен как во внутрь личности, так и во вне, в социум.

В первом случае это приводит к замкнутости человека в самом себе, к порождению чувства пессимизма, отчаяния и постепенному разрушению личности. Во втором случае данный вектор неудовлетворенности будет стимулировать человека к противостоянию с обществом, порождая такие качества как зависть/, ненависть, озлобленность, конфликтность. Это в свою очередь ведет к отчуждению личности от общества и постепенной деградации личности.

Таким образом, поводя итоги вышесказанному, можно отметить, что, по нашему мнению, неудовлетворенные адекватные профессиональные амбиции человека раскручивают механизм профессионального совершенствования. В этом проявляется диалектическая природа движения личности на пути своего профессионального развития. Т. е. в силу несоответствия между ожиданиями (существующим содержанием профессионального труда) и личностными амбициями, который ставит перед собой в момент осознанного выбора своей профессиональной деятельности возникают противоречия, которые имеют характер диалектических и становятся движущей силой развития профессиональной направленности. При отсутствии здоровых амбиций такие противоречия не возникают, и развитие профессионализма сменяется стагнацией.

Идеальная модель педагогической деятельности, создаваемая в процессе профессиональной подготовки, включающая соответствия между личностью и трудом педагога должна содержать полное совпадение объективного содержания профессиональной деятельности и амбициозных ожиданий, что практически недостижимо. Таким образом возникновение противоречий между идеальной моделью и реальностью неизбежны и при определенных условиях, внутренних качеств личности, данные противоречия и становятся источником развития профессиональной направленности.

По мнению ряда авторов профессиональное развитие есть частный случай развития, рассматриваемого в науке как закономерный процесс необратимого, направленного и закономерного изменения объекта при его взаимодействии с действительностью. Особенности и движущие силы процессов развития выражают основные законы диалектики — «единства и борьбы противоположностей», «перехода количественных изменений в качественные», «отрицания отрицания» [1, 2]. Развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта, в данном случае уровня профессионализма) — новым, нового — новейшим, в результате чего развитие сочетает их преемственность и цикличность развития. Таким образом в профессии познавательной деятельности действуют все законы и категории диалектики. В нашем предположении эти противоречия проявляются в форме неудовлетворенных профессиональных амбиций, разрешение которых происходит через отрицание существующего профессионального уровня личности и через накопления новых качеств осуществляется переход на новый цикл развития. На новом этапе возникают новые амбициозные цели и вновь идет циклическое обновление личности как профессионала. Но так как амбициозность человека есть привнесенный из вне фактора (воспитанием, обучением, внешним окружением, мотивацией и др. факторами), то данный компонент может корректироваться в ходе учебного и воспитательного процессов. Воспитывать и прививать здоровые амбиции у студентов, значит нацеливать их на достижение завышенных целей, что приводит к усилению мотивационных компонентов психологической готовности и объективно стимулирует молодых специалистов к профессиональному развитию.

Таким образом, амбициозность личности можно рассматривать в качестве одного из важнейших факторов мотивационной сферы, обеспечивающих становление и развитие личности в профессии, использовать данный фактор в качестве прогнозного критерия разработке научно-обоснованных методик подготовки молодых специалистов.

Литература:

  1. Дружилов С. А. Уровни профессионализма, стадии профессиональной компетентности и самосознание: проявление закона диалектического отрицания в профессионализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58815 (дата обращения: 07.06.2018).
  2. Дуреева Т. В. Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста // Молодой ученый. — 2018. — № 43. — С. 62–66.
  3. Дуреева Т. В. Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК // Молодой ученый. — 2018. — № 45.
  4. Дуреева Т. В. Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых // Молодой ученый. — 2019 — № 3
  5. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.

[1] Амбиции (латин. Ambition) — самолюбие, чувство чести (словарь Ушакова)

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, профессиональное развитие, амбиция, профессиональная деятельность, профессия педагога, мотивационная сфера, общественное признание, профессиональная подготовка, профессиональное совершенствование, профессиональный рост.


Похожие статьи

Диалектические аспекты профессионального становления...

профессиональное развитие, профессиональный рост, амбиция, профессия, профессиональная деятельность, развитие, профессиональное мастерство, общественное признание, высокий уровень...

Сущность и условия профессионального становления педагога

В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Профессиональное становление — это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека.

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно...

Мотивация профессионального совершенствования педагогов...

Мотивационные линии выражают содержание жизненных стратегий субъекта профессиональной деятельности. Базовые ценности опредмечиваются в предметах и явлениях профессионального пространства и позиционируются в виде мотивов-целей.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Развитие профессиональной направленности студентов...

1. Борцова, С. А. Профессиональное самоопределение в системе подготовки студентов

стрессоустойчивость, потребностно-мотивационная сфера, профессиональная направленность

профессиональное развитие, социальный педагог, выбор профессии...

Критерии формирования готовности к профессиональной...

Это и есть диалектика профессионального развития. Таким образом личностные амбиции как составная часть мотивационной сферы деятельности

Профессия — это устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Профессиональная направленность: сущность и структура

Отрицательная же профессиональная направленность нередко служит причиной смены специфики профессиональной деятельности, либо, в своей крайней форме, принятия сотрудником решения об увольнении с целью ухода из имеющейся профессии в другую...

Похожие статьи

Диалектические аспекты профессионального становления...

профессиональное развитие, профессиональный рост, амбиция, профессия, профессиональная деятельность, развитие, профессиональное мастерство, общественное признание, высокий уровень...

Сущность и условия профессионального становления педагога

В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Профессиональное становление — это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека.

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно...

Мотивация профессионального совершенствования педагогов...

Мотивационные линии выражают содержание жизненных стратегий субъекта профессиональной деятельности. Базовые ценности опредмечиваются в предметах и явлениях профессионального пространства и позиционируются в виде мотивов-целей.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Развитие профессиональной направленности студентов...

1. Борцова, С. А. Профессиональное самоопределение в системе подготовки студентов

стрессоустойчивость, потребностно-мотивационная сфера, профессиональная направленность

профессиональное развитие, социальный педагог, выбор профессии...

Критерии формирования готовности к профессиональной...

Это и есть диалектика профессионального развития. Таким образом личностные амбиции как составная часть мотивационной сферы деятельности

Профессия — это устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Профессиональная направленность: сущность и структура

Отрицательная же профессиональная направленность нередко служит причиной смены специфики профессиональной деятельности, либо, в своей крайней форме, принятия сотрудником решения об увольнении с целью ухода из имеющейся профессии в другую...

Задать вопрос