Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Казань, сентябрь 2018)

Дата публикации: 31.08.2018

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Богданов, Р. А. Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля / Р. А. Богданов, С. П. Боруруев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 39-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14476/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и нравственные ценности современной молодежи, развитие интереса к выбираемой профессии. Отображаются психолого-педагогические условия развития интереса к профессии, анализируется психофизическая пригодность контингента СПО.

Ключевые слова: профессиональная направленность студента, потребностно-мотивационная сфера, чувство долга, ответственность за успех, стрессоустойчивость, развитие интереса к профессии.

Отсутствие или недостаточное развитие профессиональной направленности впоследствии негативно отражается на будущей профессии студента. В течение трех лет нами проводится изучение динамики формирования профессиональной направленности личности обучающихся студентов, сравнительная характеристика изменений в потребностно-мотивационной сфере личности в процессе подготовки молодого специалиста.

Психолого-педагогические условия развития интереса к профессии являются дают возможность продуктивного решения возрастных проблем, с психологической корректировкой нравственных ценностей обучающегося, формирования и закрепления интереса к содержанию профессиональной деятельности, особенностям ее освоения и реализации. Обеспечить превращение студентов из объектов педагогического воздействия в субъекты профессионального образования возможно только при достаточных ресурсах психолого-педагогического воздействия на развитие личности.

Суть психолого-педагогических условий развития интереса к профессии у студентов колледжа должна состоять в выявлении исследовательских позиций в различных проблемных ситуациях образовательного процесса, решение которых позволит с одной стороны вывести студента на цели, направления и способы активности при формировании интереса к выбранной профессии, а с другой — на формирование душевной самооценки и способности, через целеполагание и творчество.

Формирование психолого-педагогических условий развития интереса к профессии у студентов колледжа с учетом их индивидуально-психологических особенностей невозможно без выявления компонентов, критериев и показателей их профессионального самоопределения.

В нашем исследовании мы попытаемся выявить социально-педагогические проблемы развития интереса к профессии. В ходе исследования мы планируем выявить и обосновать следующие закономерности:

– проявление профессиональных намерений у студентов;

– психофизическая пригодность контингента СПО и требования к профессии, прописанные в ФГОС;

– осмысление осваиваемой профессии.

На момент поступления в колледж профессиональные намерения, связанные с получением избранной профессии, были обнаружены только у 37 % опрошенных студентов. Причиной этого послужили несостоявшиеся планы студентов, связанных с поступлением на другие профессии, настойчивые советы родителей и друзей.

Психофизиологическая пригодность контингента СПО определенным специальностям и профессиям не всегда соответствует действительности, по нашему мнению, образовательные учреждения могут игнорировать данное обстоятельство, по причине явного недобора на открытые специальности. Помимо этого, мы заметили, что в процессе обучения происходит осмысление осваиваемой специальности, в результате которой студент принимает решение или покинуть учебное заведение, или перевестись на другую специальность. С нашей стороны хотелось бы отметить, что решения подобного рода не часты, и проявляются в редко.

В проведенном нами анализе педагогической литературы (А. С. Борцова, Е. А. Климов, Л. А. Йовайша, Н. С. Пряжников, Л. М. Митина) было установлено, что основные трудности при формировании профессиональных компетенций заключаются в неумении обучающихся осуществлять психологическое саморегулирование своего поведения и деятельности, поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях, нежелание или неспособность воспринимать новую окружающую действительность. Данные трудности, на наш взгляд, различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят чисто субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой, проблемами воспитания в семье или детском доме. Данные обстоятельства неизбежно замедляют развитие личности обучающегося, препятствуют становлению его личностной и профессиональной адаптации. Мы считаем, что для успешного развития профессиональной направленности студентов колледжа необходимо решить следующие задачи:

–укрепить профессиональную направленность студента, развить необходимые способности;

–развить или повысить чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, укрепить индивидуальность студента;

–используя передачу социального и профессионального опыта, сформировать общую зрелость и устойчивость личности обучающегося в контексте компенсирующего обучения;

–укрепить профессиональную самостоятельность и готовность к будущей практической деятельности.

Основными функциями педагогических условий развития интереса к профессии у студентов колледжа выступают так называемые смысловые установки, направленные к осознанному и самостоятельному построению перспектив личностно — профессионального развития, поведенческих реакций, выработка свойств и черт личности, характерных для определенного вида профессиональной деятельности. С. А. Борцова пишет: «В процессе профессионального самоопределения личность выступает как субъект самоопределения, что естественно, предопределяет особенности поиска педагогических условий, при которых личность студента должна занять активную позицию в любой ситуации учебной деятельности» [1, С. 26].

Педагогические условия, позволяющие сформировать интерес к профессии и закрепить его, на наш взгляд, должны заключаться в следующем:

  1. Необходимо осуществлять активное становление профессиональной идентичности. С самого начала обучения на первом курсе необходимо проводить не только практические занятия по преподаваемым модулям и дисциплинам, но и организовывать встречу студентов с организациями, занимающимися профессиональной деятельностью, организовывать систематическое посещение выставок, мастер-классов, конференций по профессии.
  2. Необходимо обозначить четкую мотивацию студентов к профессиональной деятельности, подогревать интерес к профессии. Также немаловажным является наряду с учебно-тематическим планированием готовить обучающихся к конкурсам профессионального мастерства (городским, краевым, региональным), а также вовлекать большее число студентов к подготовке данных конкурсов.
  3. Необходимо осуществлять постоянный мониторинг исследования профессиональной направленности и динамики позитивного изменения профессиональных качеств студентов. Проведение контрольного тестирования, предметных олимпиад и кружков профессиональной направленности позволит отследить показатели профессионального становления.
  4. Следует по возможности пресекать психологическое давление в группе однокурсников, искоренять неблагоприятный социально-психологический климат. Проведение классных часов, мероприятий по волонтерству, активное патриотическое воспитание молодежи могут способствовать решению данной проблемы.
  5. Необходимо пресекать конфликтные ситуации со сверстниками и педагогическими работниками колледжа. Проведение спортивно-массовых мероприятий, повышает соперничество между командами, способствует укреплению социальных связей между сверстниками и преподавателями.
  6. Следует минимизировать последствия психологических травм студентов на начальных этапах обучения, связанных с нахождением обучающихся в детских домах, или подверженных влиянию неблагополучных семей. Вовлечение такого контингента студентов в активную профессиональную деятельность, определение в лучшие профессиональные организации в процессе прохождения учебной и производственной практики способны эффективно решать данные проблемы.

Как отмечает С. А. Борцова: «Взаимодействие личности с профессией на всех стадиях профессионального становления сопровождается изменением личности, обогащением ее направленности, развитием личностных структур сознания адекватных профессиональным намерениям, профессиональному самоопределению, профессиональной подготовке, профессиональной адаптации и профессиональному самосовершенствованию» [1, С. 16].

В отечественной педагогике и психологии имеется немалый опыт в области теории профессионального самоопределения. Е. А. Климов, Л. А. Йовайша особенное значение уделяли профессиональной ориентации молодежи для формирования и развития интереса к профессии, делая упор при этом на личностный аспект. е. А. Климовым разрабатывалась схема личностных профессиональных перспектив: ее особенности, принципы реализации и построения [4]. Н. С. Пряжников активно рассматривал и изучал уровни формирования профессиональных интересов личности, при этом самопознание рассматривалось как важная основа профессионального самоопределения [3].

Главным условием развития человека как субъекта деятельности Л. М. Митина [2] считает наличие субъектного отношения к трудовой деятельности обучающегося, которое возникает при трансляции индивидуального опыта, посредством которого организуются собственные усилия на решение различных задач. Мы, в свою очередь, полагаем что субъектное отношение к трудовой деятельности способно не только развить интерес к профессии, но и способствовать субъектной активности студентов в процессе учебно-производственной деятельности.

На этапе профессиональной подготовки педагогические условия развития интереса к профессии содержат учебно-профессиональный аспект деятельности студентов. Суть же реальной профессиональной деятельности может существенно отличаться от учебной. В учебном процессе может сложиться противоречивая ситуация, связанная с несоответствием между целями обучения и результатами профессиональной подготовки. Решить данное противоречие, по нашему мнению, возможно с созданием личностно-ориентированного обучения с компетентностным подходом реализации педагогических идей. Именно компетентный студент в своей профессиональной деятельности сможет проявить как знания, так и способности, которые позволят ему эффективно взаимодействовать с другими сферами профессиональной деятельности.

Таким образом, развитие профессиональной направленности студентов существенным образом может зависеть от наличия устойчивого профессионального интереса к своей профессии, который сопровождается и психологическим содержанием. Студенту важно осознавать значимость своей профессии, во-первых, для себя самого, во-вторых, — значение выбираемой им профессии в обществе, пути ее реализации и дальнейшего развития.

Литература:

1. Борцова, С. А. Профессиональное самоопределение в системе подготовки студентов технологического колледжа [Текст]:/ дисс…канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Борцова; Бурятский гос. ун. — т. -Улан — Удэ, 2009. -180 с.

2. Митина Л. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. [Текст]:/Л. М. Митина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. -336 с.

3. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. — 192 с.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]:/Е. А. Климов. -4 е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 304 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессия, профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое условие развития интереса, профессиональная направленность, профессиональная подготовка, развитие интереса, студент колледжа, профессиональная адаптация, профессиональное становление.

Ключевые слова

стрессоустойчивость, потребностно-мотивационная сфера, профессиональная направленность студента, чувство долга, ответственность за успех, развитие интереса к профессии

Похожие статьи

Профессиональное становление личности юношей и девушек...

профессиональное развитие, социальный педагог, выбор профессии, профессиональная деятельность, профессиональная направленность личности студентов, Митино, профессиональное самоопределение...

Похожие статьи

Профессиональное становление личности юношей и девушек...

профессиональное развитие, социальный педагог, выбор профессии, профессиональная деятельность, профессиональная направленность личности студентов, Митино, профессиональное самоопределение...