Диалектические аспекты профессионального становления специалиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 20.11.2018

Статья просмотрена: 259 раз

Библиографическое описание:

Дуреева, Т. В. Диалектические аспекты профессионального становления специалиста / Т. В. Дуреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 343-347. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53934/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор задаёт и рассуждает на ряд вопросов, связанных со становлением личности как специалиста, предпосылок, приводящих к активной деятельности человека в профессиональной сфере или разрушающих его, жизненных и педагогических аспектов заставляющих стремиться к профессиональному росту, к развитию и углублению своих знаний, накоплению опыта, мастерства, к стремлению к высшей степени профессионализма?

Ключевые слова: амбициозность, профессионализм, движущие силы профессионального роста.

Работая уже несколько лет со студентами Педагогического колледжа, я наткнулась на такую проблему: почему многие молодые специалисты, довольствуясь полученным в учебном заведении «багажом знаний», постепенно деградируют как специалисты и уходят из профессии? Другая же категория, профессионально развиваясь, удовлетворяется внутренним самосовершенствованием — сама профессия и ощущения себя в профессии для них приносит моральное удовлетворение. Вектор профессионального развития в их случае направлен во внутренний мир личности, развивая и совершенствуя его. Такой специалист может достичь высокого уровня профессионализма, не претендуя на общественное признание, продвижение по карьерной лестнице, научной стезе. Здесь можно говорить о профессиональном альтруизме.

И третья категория выпускников — я их определяю, как профессионалы, — это целеустремленные и деятельные люди, которые стремятся к завышенным целям и достигают высоких уровней профессионализма, так называемого профессионального мастерства, быстро продвигаются по карьерной лестнице. В этом случае можно говорить о тщеславных или амбициозных личностях, стремящихся не только к профессиональному совершенствованию, но и к общественному признанию, достижению достойного положения в обществе и в профессии. В данном случае вектор профессионального развития направлен во вне, то есть во внешний мир.

Так что же является той побудительной движущей силой что толкает человека к профессиональному росту, к непрерывному совершенствованию и развитию в профессии, в чем истоки или гносеологические корни этого явления?

Анализ литературных источников показал, что в отечественной психологии и педагогике отсутствует единая точка зрения относительно источников или побудительных мотивов профессионального развития. Но практически все авторы выделяю оценочно-мотивационный компонент как главную движущую силу в профессиональном росте человека. Так, по мнению А. С. Богинской, движущей силой профессионального роста специалиста является взаимодействие личностно-мотивационный факторов и оценочно-рефлексивных свойств личности (Рис.1) [1]. Их циклическое взаимодействие образует новое качественное состояние личности и тем самым обеспечивает профессиональный рост человека.

Так, касаясь проблемы становления профессионализма, А. С. Богинская в своей диссертации «Педагогические предикторы становления готовности студентов ВУЗа к профессиональной педагогической деятельности» отмечает: «Компоненты готовности к профессионально-педагогической деятельности, относящиеся к сфере направленности, составляют круговой цикл, обеспечивающий профессиональное развитие: при этом личность не просто, адаптируется к выполнению профессиональных требования, а стремится к развитию, поиску новых способов решения и выходу за границы заданных условий. Иными словами, круговой цикл сферы направленности (интерес к деятельности, постоянная оценка результатов деятельности и рефлексия) обеспечивает прирост элементов операциональной сферы, что способствует движению в направлении профессионализма» [1].

Таким образом А. С. Богинская и другие авторы в качестве основной движущей силы в профессиональном становлении определяют мотивационную компоненту структуры готовности. Но достаточно ли простой мотивации и рефлексии для того, чтобы раскрутить маховик цикличности в профессиональном становления и развития личности, и если так то, что в мотивационной компоненте обеспечивает такое действие? И что же означает движение по циклу с постоянным приростом элементов операциональной сферы, т. е. количественных и качественных показателей, переводящих профессионализм на очередном этапе на более высокий уровень как ни движение по спирали? То есть развитие профессионализма идет не по замкнутому циклу, а по спирали. Таким образом развитие профессионализма, как и все развитие в мире подчиняется законам диалектики.

Очередной вопрос, на который я ищу ответ в своей работе со студентами это то, что же приводит к активной деятельности человека в профессиональной сфере, что заставляет его стремиться к профессиональному росту, к развитию и углублению своих знаний, накоплению опыта, мастерства, к стремлению к высшей степени профессионализма?

Простой созерцательной мотивации для формирования устойчивого стремления к совершенствованию явно недостаточно, здесь нужно что-то еще, чтобы заставляло человека неустанно двигаться в своем развития как профессионала и как личности вперед. Можно сколько угодно любить педагогику свою профессию, с душой относиться к своему любимому делу, поддерживать свой профессионализм на достаточном для осуществления профессиональной деятельности уровне, но не предпринимать никаких действий для своего дальнейшего профессионального и карьерного роста, т. е. удовлетвориться достигнутым уровнем своего развития. Таким образом для раскрутки спирали профессионального развития нужен некий психологический механизм, мобилизующий все ресурсы личности и побуждающий к активной деятельности, к преодолению трудностей в стремлении к поставленной цели. Ведь зачастую даже при наличии всех компонентов психологической готовности: мотивации, знания, компетентности, эмоций т. д., стремления к росту своего профессионализма может и не быть. В этом случае можно говорить о стагнации человека как специалиста, вследствие отсутствия у него здоровых профессиональных амбиций[1]. Таким образом можно сделать вывод, что движителем профессионального роста и развития личности в этом направлении являются профессиональные амбиции, но не просто амбиции как завышенные жизненные цели, жизненное кредо, а неудовлетворенные профессиональные амбиции.

Сам термин амбиции или амбициозность личности в различные периоды принимал различный смысл, от негативного до позитивного. Ранее в сознание амбициозность вкладывался негативный смыл, связанный с необоснованными претензиями человека, карьеризмом и т. д., что противоречило идеологическим установкам государства в то время. В силу этого в отечественной и педагогической и психологической науке в влияние личной амбициозности на формирование психологической готовности остается малоизученным. В настоящее время данное понятие связывают все больше и больше с успешностью в профессии, в науке, в общественном положении.

В отечественной психологической литературе понятие амбициозности рассматривается в двух взаимоисключающих аспектах: здоровой (адекватной) или нездоровой (неадекватной) амбициях. Нездоровые (неадекватные) амбиции контрпродуктивны, они не только не приносят положительных результатов в деятельности человека, но вызывают к нему негативное отношение в коллективе, обществе. И наоборот, адекватные амбиции, — это реальные, соответствующие своим возможностям устремления человека к завышенным, но вполне достижимым при определенных условиях целям. Такие амбиции приносят положительный результат и успех в профессии, помогают достичь поставленных целей, тем самым приносят как моральное, так и материальное удовлетворение.

Амбициозность — как черта характера является приобретенным, обусловленным воспитанием и окружающей средой (обществом) и в той или иной степени присуща всем людям, с той лишь разницей, что у одних она вызывает мобилизацию сил и интеллекта к реализации, у других так и остается в качестве неосознанных желаний. При этом важным фактором в формировании амбиций в целом и профессиональных в частности является мотивационный фактор, психические свойства и личностные качества человека, определяющие его характер (развитые когнитивные и рефлексивные качества, воля, решительность, настойчивость, стремление к саморазвитию и др.).

Амбиции в профессии — это завышенные цели, к которым движется амбициозные человек, мобилизуя при этом свой психический, интеллектуальный и физический потенциал. И заставляет это делать чувство неудовлетворенности, которое порождается несоответствием амбициозных целей, интеллектуальным и физическим возможностям и текущему положения человека в профессии.

Основываясь на это суждение, можно сделать предположение, что степень неудовлетворенные профессиональных амбиций и является тем движителем, который приводит в движение весь интеллектуальный и психологический потенциал человека в достижении вершин профессионального мастерства. И чем больше неудовлетворенность человека, тем больше он будет прилагать усилий в достижении поставленных целей, используя для этого все возможности своей операциональной сферы. В своем движении при достижении промежуточных целей и, казалось бы, удовлетворении профессиональных амбиций, на базе новых возможностей появляются все более новые цели, и начинается новый виток в развитии человека в профессии, но на более высоком уровне. Т. е. развитие человека как профессионала идет по спирали от уровня к уровню, постепенно обогащаясь новыми знаниями, опытом, компетентностью. Таким образом, развитие профессионализма, как и все движение в мире подчиняется законам диалектики Гегеля:

1) Закон единства иборьбы противоположностей (в борьбе противоположностей заключается источник развития);

2) Закон преобразования количественных отношений вкачественные (при достижении определенной стадии накопления количественных изменений происходит качественное изменение);

3) Закон отрицания (любая стадия процесса развития непременно сменяется новой стадией, на смену которой приходит еще более новая стадия). Иллюстрацией закона отрицания отрицания является спираль.

Так в чем же источник развития? Несомненно, это чувство неудовлетворенности, которое порождается двумя противоположностями, желанием и возможностями человека в профессиональном плане. С одной стороны личностные амбиции «Я хочу быть», а с другой стороны рефлексия и оценка своих возможностей «Я могу быть». В единстве и борьбе этих противоположностей, и проявляется диалектика интеллектуального и профессионального развития личности, скрытая в таком понятии как амбициозная неудовлетворенность. Это и есть проявления первого закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей. При этом следует понимать, что амбициозная неудовлетворенность может иметь два вектора направленности: во внутрь системы (личности) и во вне, т. е. в окружающую среду, общность. В первом случае это вызывает чувство неудовлетворенности собой, уровнем знаний, опыта т. е. своей профессиональной подготовкой и стремление к своему развитию в профессии, без претензий на общественное признание. Во втором случае это также вызывает стремление к профессиональному развитию, но с обязательным признанием в обществе и достижению определенных моральных и материальных благ.

Согласно второму закону диалектики количественные изменения, произошедшие в личности педагога (накопление знаний, опыта, навыков, расширение профессионального кругозора и прочее) на новом витке переходят в качественные, т.е в более высокий уровень профессиональной компетентности. При этом психо-конструктивные способности личности вырабатывают новую стратегическую цель в профессиональной направленности специалиста и решение новых тактических задач по продвижению к поставленной цели. Таким образом педагог в своем развитии переходит на более высокий уровень компетентности. Следует отметить, что в случае необоснованных амбиций неудовлетворенные амбиции могут привести к озлоблению, замкнутости человека, и конфликтным отношениям с коллегами по педагогическому цеху и как итог уход из профессии.

И, наконец, согласно третьему закону диалектики достигнутая стадия процесса развития личности как профессионала сменяется новой, более высокого уровня. Т. е. процесс развития личности в профессиональном плане идет по спирали, а не по замкнутому циклу.

На рисунке 2 представлена спиралевидная схема профессионального развития человека. Здесь спираль — это накопленные изменения в профессионализме на психологическом и операциональном уровнях. Размах спирали определяется степенью рассогласования между желаемым и действительным, т. е. уровнем удовлетворенности амбиций личности. Чем больше степень профессионального удовлетворения достигнутым уровнем, тем меньше движущая сила и меньше наклон оси профессиональной направленности к оси профессиональной удовлетворенности, т. е. дольше будут достигаться уровни профессионализма и профессионального мастерства. В предельном положении, при отсутствии профессиональных амбиций, точка профессионального роста сводиться к нулевому, т. е. к начальному уровню. В зависимости от степени неудовлетворенности движущие силы будут изменяться. Чем больше амбиции, тем энергичнее будет стремление осуществить честолюбивую цель, замысел, идею.

Таким образом, взаимодействие мотивационной компоненты и оценочно-рефлексивных происходит не по замкнутому циклу, что привело бы к стагнации личности в профессиональном плане, а по восходящей спирали, вокруг оси профессионального роста или оси профессионализма, поднимаясь от простой профессиональной годности к профессиональной готовности и далее к профессиональному мастерству. А так как профессиональному совершенствованию нет предела, то спираль неудовлетворенных амбиций в своем движении также не имеет предела.

Следует отметить, что профессиональное развитие личности может иметь два вектора направленности: во внутрь личности (на повышение внутренней самооценки) и во вне личности (на общественное признание, научный и карьерный рост, материальные благо и т. д.). Но в том и другом случае удовлетворяются личностные амбиции или тщеславие, хотя последний термин мы привыкли воспринимать негативно. В первом случае профессиональное развитие направлено на внутренне самосовершенствование и профессиональный рост, без каких-либо карьерных амбиций или претензий на материальные благо. Во втором случае, превалируют признание общества, карьерный рост и прочие атрибуты успешности.

Идеальная модель педагогической деятельности, создаваемая в процессе профессиональной подготовки, включающая соответствия между личностью и трудом педагога должна содержать полное совпадение объективного содержания профессиональной деятельности и амбициозных ожиданий, что практически недостижимо. Таким образом возникновение противоречий между идеальной моделью и реальностью неизбежны и при определенных условиях, внутренних качеств личности, данные противоречия и становятся источником развития профессиональной направленности.

Законы диалектики распространяются и на психику людей, которая выступает нематериально отраженной сутью объективного мира человеческой деятельности. Понимание этого находит отражение в научных психологических публикациях при описании и анализе как общепсихологических процессов и явлений, так процессов профессионального развития человека. Согласно диалектическому закону «единства и борьбы противоположностей» основным источником профессионального развития является возникновение и разрешение внутренних противоречий личности. Эти противоречия проявляются в форме неудовлетворенных профессиональных амбиций, разрешение которых происходит через отрицание существующего профессионального уровня личности и через накопления новых качеств осуществляется переход на новый цикл развития. На новом этапе возникают новые амбициозные цели и вновь идет циклическое обновление личности как профессионала. Но так как амбициозность человека есть привнесенный из вне фактора (воспитанием, обучением, внешним окружением, мотивацией и др. факторами), то данный компонент может корректироваться в ходе учебного и воспитательного процессов. Воспитывать и прививать здоровые амбиции у студентов, значит нацеливать их на достижение завышенных целей, что приводит к усилению мотивационных компонентов психологической готовности и объективно стимулирует молодых специалистов к профессиональному развитию.

Таким образом, понимание природы и структуры понятия готовности к профессиональной деятельности и процессов становления и диалектику развития личности в профессии позволяет формировать научно-обоснованные подходы к как к формированию готовности студентов к профессиональной деятельности, так и закладывать психологический и интеллектуальный потенциал для его дальнейшего профессионального роста, т. е. непрерывного совершенствования и развития в профессии.

Вычленяя наиболее важные и необходимы качества человека в той или иной профессии, определяя мотивирующие и мобилизующие факторы к профессиональному развитию можно воздействовать на учащихся, закладывая в их сознание определенные целевые установки с целью их устойчивого становления и развития в выбранной профессии, т. е. в развитии профессиональной компетентности от простой профессионально подготовленности в высокому уровню профессионализма или профессионального мастерства. Именно в этом и должна заключаться практическая применимость исследований в области формирования готовности к профессиональной деятельности и профессионального развития личности.

Литература:

  1. Богинская А. С. / Педагогические предикторы становления готовности студентов вуза к профессиональной педагогической деятельности/Дис. на соискание ученой степень кандидата педагогических наук/Москва, 2017
  2. Диалектика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. И 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
  3. Дружилов С. А. Уровни профессионализма, стадии профессиональной компетентности и самосознание: проявление закона диалектического отрицания в профессионализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58815 (дата обращения: 07.06.2018).
  4. Колташов В. Г. Диалектическая психология. URL: http://lit.lib.ru/k/koltashow_w_g/text_0020.shtml
  5. Машин В. А. Проблемы исследования профессионализации операторов АЭС // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 63–71.

[1] Амбиции (латин. Ambition) -самолюбие, чувство чести (словарь Ушакова).

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие, профессиональный рост, амбиция, профессиональная деятельность, профессия, высокий уровень, общественное признание, профессиональное мастерство, развитие, карьерный рост.


Ключевые слова

профессионализм, амбициозность, движущие силы профессионального роста

Похожие статьи

Критерии формирования готовности к профессиональной...

Это и есть диалектика профессионального развития. Таким образом личностные амбиции как составная часть мотивационной сферы деятельности

Субъективная оценка личности своей готовности к конкретной профессиональной деятельности осуществляется с учетом таких...

Особенности мотивации профессиональной деятельности...

Средний уровень представляет собой мотивационные комплексы, которые отражают развитие профессиональной мотивации военнослужащей-женщины в различных сферах профессиональной деятельности: профессионального общения...

Личностный рост педагога как основа профессионального...

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками педагогического...

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно...

Развитие профессиональной компетентности как фактор...

Библиографическое описание: Аюпов Р. Г. Развитие профессиональной компетентности как фактор повышения уровня моти-вации

Формирование профессионально-адаптивной системы образовательного коучинга посредством организации комплексного сопровождения...

Особенности формирования профессионального самосознания...

5. Осознание собственного развития во временной связи (развитие человека по таким признакам, как рост профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета, упрочение социального статуса, постановка целей и контроль за их осуществлением.

Управленческие технологии профессионального развития...

Основными критериями оценки эффективности профессиональной переподготовки служащих являются: профессиональный рост кадров; уровень взаимозаменяемости персонала в структурных подразделениях; возможность ротации кадров и осуществления карьерного роста.

Формирование профессионально-личностных качеств...

Проблемы формирования профессионально-личностных качеств выпускников вузов особенно актуализировались в период перехода России на новый экономический курс — курс рыночных отношений.

Похожие статьи

Критерии формирования готовности к профессиональной...

Это и есть диалектика профессионального развития. Таким образом личностные амбиции как составная часть мотивационной сферы деятельности

Субъективная оценка личности своей готовности к конкретной профессиональной деятельности осуществляется с учетом таких...

Особенности мотивации профессиональной деятельности...

Средний уровень представляет собой мотивационные комплексы, которые отражают развитие профессиональной мотивации военнослужащей-женщины в различных сферах профессиональной деятельности: профессионального общения...

Личностный рост педагога как основа профессионального...

Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой сбой, любой спад активности обязательно замечается участниками педагогического...

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования...

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в экономике и обществе, адаптируясь к их меняющимся потребностям, поскольку в условиях замены традиционных технологий принципиально новыми возникают и качественно...

Развитие профессиональной компетентности как фактор...

Библиографическое описание: Аюпов Р. Г. Развитие профессиональной компетентности как фактор повышения уровня моти-вации

Формирование профессионально-адаптивной системы образовательного коучинга посредством организации комплексного сопровождения...

Особенности формирования профессионального самосознания...

5. Осознание собственного развития во временной связи (развитие человека по таким признакам, как рост профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета, упрочение социального статуса, постановка целей и контроль за их осуществлением.

Управленческие технологии профессионального развития...

Основными критериями оценки эффективности профессиональной переподготовки служащих являются: профессиональный рост кадров; уровень взаимозаменяемости персонала в структурных подразделениях; возможность ротации кадров и осуществления карьерного роста.

Формирование профессионально-личностных качеств...

Проблемы формирования профессионально-личностных качеств выпускников вузов особенно актуализировались в период перехода России на новый экономический курс — курс рыночных отношений.

Задать вопрос