Треугольник осознанности в смешанной реальности ребенка XXI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 21.01.2019

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Анянова И. В. Треугольник осознанности в смешанной реальности ребенка XXI века // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 374-377. — URL https://moluch.ru/archive/242/55826/ (дата обращения: 20.06.2019).



Мы живем в мире все возрастающего количества стартап-компаний, которым остро требуются специалисты нового типа. Это не только генераторы идей, но и специалисты, которые будут эффективно интерпретировать эти идеи, одновременно интенсивно интегрирующие эти идеи в реальное производство и инновационные продукты, особенно продукты инновационных цифровых технологий. Подготовка таких специалистов должна вестись с начальной ступени школьного образования и продолжаться в университетах.

На этом пути ребенку, живущему в смешанной реальности, встречаются разные партнеры: учитель-партнер, родитель-партнер, ученик-партнер, директор-партнер, тьютор-партнер. Как поддержать ребенка на этом пути, чтобы он стал осознанным, делал выбор на основе разных возможностей, нес ответственность — в итоге стал самостоятельным, чтобы ученик на протяжении всей школьной жизни мог осознанно управлять своей ответственностью.

Ключевые слова: ребенок, осознанность, сотрудничество, обучение, смешанная реальность, реабилитация компьютерной зависимости.

We live in a world of an increasing number of start-up companies that are in dire need of a new type of specialists. These are not only generators of ideas, but also specialists who will effectively interpret these ideas, while intensively integrating these ideas into real production and innovative products, especially products of innovative digital technologies. The training of such specialists should start at the primary school level and continue at universities.

On this way the child living in mixed reality meets different partners: teacher-partner, parent-partner, student-partner, Director-partner, tutor-partner. How to support the child on this path, so that he became conscious, made choices based on different opportunities, was responsible — eventually became independent, so that the student throughout the school life could consciously manage his responsibility.

Keywords: child, awareness, cooperation, learning, mixed reality, rehabilitation of computer addiction.

Мы живем в мире все возрастающего количества стартап-компаний, которым остро требуются специалисты нового типа. Это не только генераторы идей, но и специалисты, которые будут эффективно интерпретировать эти идеи, одновременно интенсивно интегрирующие эти идеи в реальное производство и инновационные продукты, особенно продукты инновационных цифровых технологий.

Подготовка таких специалистов должна вестись с начальной ступени школьного образования. Что неизбежно повлечет за собой постоянный длительный контакт с компьютерной техникой. В свою очередь такого рода контакт может оказать достаточно негативное влияние на неокрепшую детскую психику, что уже сегодня вызывает необходимость поиска эффективных решений в области профилактики и реабилитации так называемой компьютерной зависимости.

Профессиональные предложения, изложенные в монографии Марии Некрасовой «Комплексный учебный процесс с элементами реабилитации компьютерной зависимости» дают эффективные решения, позволяющие в значительной степени смягчить негативное влияние компьютерной зависимости. При этом внедрение этих решений в учебный процесс сохраняет максимальную производительность и восприимчивость к новым творческим решениям во всех областях, а также служит инициации у учащихся процесса генерирования идей и решений в областях так или иначе являющихся ключевыми в современной инновационной экономике.

Ребенок цифрового поколения, обучающийся в едином цифровом окне, живущий в смешанной реальности (соединение физического и виртуального мира), свободно говорящий о хайпе, о гифках, мемах, понимающий инфографику лучше, чем художественный текст. Вот такая смешанная реальность, в которой живут современные дети, заставляя взрослых (родителей и учителей) выбирать позицию «воспитываю по старинке или воспитываю по новинке». Транслировать во внешний мир прожитый опыт или прислушиваться к детям, учась доверять им, видя в них не дневник с отметками, устный ответ у доски как понятную стратегию «кнута и пряника», а личность, партнера, в чьи силы, возможности и уникальность изначально верим!

Уже сегодня в Федеральном законе об образовании РФ заявлено не взаимодействие, а сотрудничество субъектов образования. Это участники образовательных отношений (позиция партнера, умеющего сотрудничать со всеми). Поэтому в Федеральных стандартах четко определены виды сотрудничества на каждом этапе взросления и социализации ребенка в школе: учебное сотрудничество — начальная школа, продуктивное сотрудничество — основная школа, индивидуальное сотрудничество в паре, группе, команде — старшая школа. И на этом пути ребенку, живущему в смешанной реальности, встречаются разные партнеры: учитель-партнер, родитель-партнер, ученик-партнер, директор-партнер, тьютор-партнер.

И как поддержать ребенка на этом пути («он-то не смешанный, а целостный»), как выстроить сотрудничество так, чтобы ученик на протяжении всей школьной жизни мог осознанно управлять своей ответственностью. Осознанность — это способность трезво ориентироваться в окружающей реальности и отдавать себе отчет: где я нахожусь, что в данный момент делаю, почему именно так и зачем. Ответственность — это навык, который развивается и не делится пополам. Как поддержать ребенка сегодня, чтобы он стал осознанным, делал выбор на основе разных возможностей, нес ответственность — в итоге стал самостоятельным (самостоятельным человек становится только когда имеет личный опыт осознанных выборов, опыт удач и поражений, опыт проб и ошибок)?

Генеральный директор и соучредитель Европейского Центра Бизнес Коучинга Наталия Долина предлагает взрослым сместить фокус внимания с учебы ребенка, на самого ребенка; не смешивать личность ребенка и его результат по конкретному учебному действию в одно целое.

И все возможности сегодня в школе есть: это и индивидуальные учебные планы, чередование урочной и внеурочной деятельности, индивидуальные, групповые, командные форматы взаимодействия, выбор элективных курсов, предметно-поточное обучение в смешанных потоках с разными взрослыми, методика перекрестного обучения, система формирующего оценивания. В школе есть много возможностей доверстки образования каждого ребенка, исходя из его запросов, потребностей, способностей и возможностей.

В своей практике работы по доверстыванию образования каждого ученика я использую треугольник осознанности Тимоти Голви «Осознанность — выбор — ответственность». Моя педагогическая задача — стать мудрым взрослым, который не дает советы, не раздает готовые решения на все случаи жизни, а содействует осознанию учеником своего результата. Не директивность, безоценочность, опора на факты, доверие к ученику и к себе — вот те принципы коучинга, которые лежат в основе этого взаимодействия.

Треугольник осознанности (рис.1) начинает работать через серию сильных вопросов: «осознанность — и что сегодня? с чем хочешь поработать? почему именно так? с чего хочешь начать? с кем сегодня в команде? с какой целью? в чем моя поддержка? на каком этапе особо важно мне быть тебе поддержкой? как поймешь, что получил результат, достиг цели?»; «выбор — и тогда, что выбираешь? в каком объеме? какие варианты выбираешь?», «ответственность — что нового? что полезного узнал? насколько важно было для тебя освоить в этом объеме? и тогда твое домашнее задание содержит? что хочется тебе из темы урока взять в домашнее задание? как планируешь двигаться по теме дома? в чем я могу тебя поддержать? на каком этапе? насколько необходима моя поддержка?»

Рис. 1. Треугольник осознанности Тимати Голви

Моим ученикам (а многие из них любят часто говорить «не знаю», «не понимаю», то есть ученики с мотивацией «ОТ» к «К») очень нравится использование элементов арт-коучинга на уроке и дома. Не секрет, что ученикам с такой системой координат для быстрого решения учебных проблем необходима максимальная визуализация. Поэтому треугольник осознанности распаковывается при помощи такого инструмента как стикер (автор: Дэвид Стрейкер). Из шести методик для быстрого решения проблем при помощи стикеров используется методика «Афиша» (мозговой штурм, исследование при помощи стикеров — факт, мнение, предположение) и методика «Перестановка» (отсортировка задач на 2 поля координат «что делать?», «что не делать?»).

Свои результаты (осознанности, выбора, ответственности) на основе «Афиши» и «Перестановки вопросов» ученики размещают на стене размышлений (признательна за идею Дмитрию Лазареву, фасилитатору, тренеру, издателю). Идею стены позаимствовали у него. Вот так выглядит его стена (рис. 2):

Описание: https://coachingineducation.ru/wp-content/uploads/2018/01/anyanova-stiker1.jpg

Рис. 2. Стена Д. Стрейкера

Многим детям сегодня намного понятнее инструмент «стикер» и визуализированное поле обучающей коммуникации «стена размышлений», чем надуманные фото портфолио, красивые фразы, цитаты, которые полноценных смыслов для ребенка смешанной реальности не несут. Я не заставляю всех так обучаться, все по выбору. Некоторые дети выбирают традиционный путь — учебник, тетрадь, интернет-ресурсы. Некоторые дети обучаются такой стеной размышлений, гибко решая свои учебные проблемы, расширяя свои горизонты ответственности, выбора. Осознанно делятся в классе, что изменилось на его стене размышлений, каковы осознанные выборы по теме на уроке и в домашнем задании, учебные удачи, пробы, ошибки, куда движемся дальше, и как движемся, с кем в команде, в паре?

Из известных вариантов решения этой важнейшей проблемы, как сформировать устойчивое мотивационное состояние позитивной осознанности ребенка, каковы комплексные методы формирования устойчивого мотивационного состояния позитивной социализации в школе, предлагаются в своих публикациях Марией Некрасовой (Монографии «Школа позитивной осознанности» и «Школа радости или формирование устойчивого мотивационного состояния позитивной осознанности», статья «Комплексные инновационные методы формирования устойчивого мотивационного состояния позитивной осознанности») как готовые методики, применимые к адаптации к особенностям процессов как с сочетанием с методами и приёмами классического коучинга так и с программными требованиями классических методов и обучения и воспитания ребенка.

Вышеизложенное показывает, что в современных условиях, для того, чтобы ответить на вызовы, как показывает практика, стандартных ситуаций, для подготовки специалистов для решения указанных комплексных задач, необходимы новые нестандартные подходы к многоуровневой и вместе с тем целевой подготовке этих специалистов по методам и разработкам, предложенным Доктором Марией Некрасовой и по состоянию на сегодняшний день не имеющих аналогов в мировой практике

И тогда топ устаревших идей, который мы, взрослые, до сих пор вкладываем в головы ребенка смешанной реальности, уходит с педагогической авансцены как список страхов поколений:

– нужно копить знания и во всем разбираться;

– нужно все делать хорошо, качественно;

– нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха;

– вверх по карьерной лестнице, если по горизонтали — то «лоботряс».

Самые ценные вещи, которые взрослые могут подарить детям:

– базовые жизненные ценности;

– уверенность в себе и доверие к самому себе;

– поддержка взрослого-партнера (не директивного, безоценочного, не дающего советы, не раздающего указания, а задающего сильные вопросы);

– свободу выбора, самостоятельность, осознанность.

Литература:

  1. Приоритетные направления развития науки и образования. Комплексный учебный процесс с элементами реабилитации компьютерной зависимости: монография. Некрасова М. В. — МЦНС «Наука и Просвещение», 2018.
  2. Работа как внутренняя игра. Раскрытие личного потенциала. У. Тимоти Голви. — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2018.
  3. Быстрое решение проблем при помощи стикеров. Дэвид Стрейкер. — М.: Издательство Дмитрия Лазарева, 2014.
  4. Инновационные подходы в решении проблем современного общества. Школа позитивной осознанности: монография. Некрасова М. В. — МЦНС «Наука и Просвещение», 2018.
  5. Вопросы современной науки. Школа радости или формирование устойчивого мотивационного состояния позитивной осознанности: монография. Некрасова М. В. — М.: Изд. Интернаука, 2018.
  6. Некрасова М. В. Комплексные инновационные методы формирования устойчивого мотивационного состояния позитивной осознанности. Сборник «Современные проблемы науки и образования», № 3 2018 — М.: Издательский Дом Академии Естествознания, 2018, Том 3
Основные термины (генерируются автоматически): смешанная реальность, треугольник осознанности, ребенок, компьютерная зависимость, ответственность, выбор, ученик, домашнее задание, моя поддержка, какой этап.


Похожие статьи

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

При выраженной компьютерной зависимости наблюдается деградация социальных связей

Виртуальная реальность позволяет получить недостающую любовь и эмоциональное тепло, все

Профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников должна быть...

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов

- исследовать уровень компьютерной зависимости учеников 9–10 классов.

компьютерная зависимость, младший школьник, компьютер, школьник, ребенок, виртуальная реальность, младший...

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме компьютерной игровой компьютерной зависимости.

Главным фактором благодаря которому возникает интернет зависимость у подростков, является нехватка живого общения с...

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

Для выявления компьютерной зависимости среди подростков в МБОУ «СОШ» № 2 г. Судогды было проведено исследование среди учащихся

Таким образом, отличительной особенностью игровой компьютерной зависимости является «уход» подростка в виртуальную реальность.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Компьютерная зависимость удетей подросткового возраста. Калинина Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент; Ручкина Анастасия Андреевна, студент. Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского.

Работа школьного психолога по профилактике компьютерной...

Виртуальная жизнь позволяет нашим детям убежать от реальности

На каждом возрастном этапе ребенок сталкивается с определенными трудностями

Далее, мы попытались выявить связь между зависимостью от компьютерной игры и агрессивным поведением у подростков.

Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного...

При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован, или на фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности возможно появление

Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале.

Проблема интернет-зависимости среди подростков

На современном этапе активно обсуждаются актуальные проблемы психологии зависимости, которые

Анализ ведётся на обсуждении проблематики зависимости от Интернета.

Тем не менее, в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для...

Особенности межличностного общения подростков...

2. Выявить особенности развития компьютерной зависимости у детей подросткового возраста. 3. Определить основные стили общения подростков с

Практически у каждого ребенка присутствует компьютерная зависимость. У троих подростков самые высокие показатели...

Похожие статьи

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

При выраженной компьютерной зависимости наблюдается деградация социальных связей

Виртуальная реальность позволяет получить недостающую любовь и эмоциональное тепло, все

Профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников должна быть...

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов

- исследовать уровень компьютерной зависимости учеников 9–10 классов.

компьютерная зависимость, младший школьник, компьютер, школьник, ребенок, виртуальная реальность, младший...

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме компьютерной игровой компьютерной зависимости.

Главным фактором благодаря которому возникает интернет зависимость у подростков, является нехватка живого общения с...

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

Для выявления компьютерной зависимости среди подростков в МБОУ «СОШ» № 2 г. Судогды было проведено исследование среди учащихся

Таким образом, отличительной особенностью игровой компьютерной зависимости является «уход» подростка в виртуальную реальность.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Компьютерная зависимость удетей подросткового возраста. Калинина Татьяна Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент; Ручкина Анастасия Андреевна, студент. Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского.

Работа школьного психолога по профилактике компьютерной...

Виртуальная жизнь позволяет нашим детям убежать от реальности

На каждом возрастном этапе ребенок сталкивается с определенными трудностями

Далее, мы попытались выявить связь между зависимостью от компьютерной игры и агрессивным поведением у подростков.

Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного...

При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован, или на фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности возможно появление

Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале.

Проблема интернет-зависимости среди подростков

На современном этапе активно обсуждаются актуальные проблемы психологии зависимости, которые

Анализ ведётся на обсуждении проблематики зависимости от Интернета.

Тем не менее, в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для...

Особенности межличностного общения подростков...

2. Выявить особенности развития компьютерной зависимости у детей подросткового возраста. 3. Определить основные стили общения подростков с

Практически у каждого ребенка присутствует компьютерная зависимость. У троих подростков самые высокие показатели...

Задать вопрос