Работа школьного психолога по профилактике компьютерной зависимости у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фаталиева, Н. М. Работа школьного психолога по профилактике компьютерной зависимости у подростков / Н. М. Фаталиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42030/ (дата обращения: 07.10.2024).



Компьютерные игры сегодня — это реальный повод задуматься о негативном влиянии его на психическое здоровье ребенка. Школа, семья, одноклассники — являются одним из факторов, которые не всегда адекватно реагируют на потребности ребенка. Виртуальная жизнь позволяет нашим детям убежать от реальности, погрузив себя в мир жестоких сражений, войн, в которых он пытается стать главным, сильным и непобедимым. Данная статья является попыткой рассмотреть: какое влияние оказывают компьютерные игры на эмоциональную сферу школьника.

Ключевые слова: агрессия, игры, зависимость, замкнутость, стресс, тревожность.

Сегодня, когда почти в каждом доме имеется компьютер, перед психологами весьма остро встает вопрос о влиянии его на психическое развитие ребенка. На каждом возрастном этапе ребенок сталкивается с определенными трудностями, преодоление которых способствует переходу его на более высокую ступень развития. Среди трудностей, которые возникают у школьников, особое место занимают компьютерные игры, которые влияют на их психоэмоциональное состояние.

Само понятие «компьютерная зависимость» появилось еще в 1990 г., что послужило толчком для более широкого обсуждения причин, способствующих формированию у подростка данного вида зависимости, которая иногда учеными сравнивается с наркотической тягой. Подростковый период итак граничит своеобразным отношением к сверстникам, учителям, родителям. А появление данных игр смягчает на первый взгляд конфликтные взаимоотношения с социумом, позволяя погрузиться в свой собственный мир, уйти от проблем. Безусловно, с одной стороны происходит снижение развития индивидуально-личностных качеств учащегося, а с другой, способствует появлению новых психологических проблем, усугублению уже имеющихся в наличие.

Отдельные аспекты интересующей нас проблемы были объектом изучения таких ученых, как: Буровой В. А. [2], Бухановского А. О. [3], Евстигнеевой Ю. М. [4], Керделан К. [6], Юрьевой, Л. Н. [8] и др.

Как было отмечено в статье Калининой Т. В.: «выделяют три основных вида компьютерной зависимости, исходя из интересов субъекта: познавательная — интерес в сфере программирования, телекоммуникаций или хакерства; игровая — интерес к компьютерным играм, а также онлайн играм; коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией, интернет — аддикция» [5, с.823].

Физические аспекты компьютерной зависимости, как отмечала Бабаева Ю. Д., «характеризуются общим истощением организма — хронической усталостью» [1, с. 47]. Именно это в дальнейшем является причиной многочисленных заболеваний, возникающих в столь молодом возрасте.

Анализ литературы позволил нам выделить наиболее основные виды интернет-зависимости:

Безусловно, это неполный перечень интернет-зависимости, который постоянно изменяется и пополняется. Не осознавая тот факт, что именно в подростком периоде происходит процесс социализации личности, разработчики компьютерных игр создали условия для утраты подростком связи с реальностью, уход их в мир фантазий, носящих виртуальную окраску. Герои, с которыми подросток знакомиться в процессе игры заменяют ему недостаток внимания, ласки, взаимопонимания, общения, которые так нужны ему и отсутствуют со стороны близких и родных. Таким образом, он самоутверждается, компенсируя свою закомплексованность и одиночество.

Настораживает тот факт, что родители не всегда вовремя замечают возникновение тяги к компьютерным играм. Работа в школе позволила выделить признаки, которые мы могли бы отнести к явным признакам начальной стадии зависимости от игр:

Все это, безусловно, способствует формированию агрессии, эмоциональной неустойчивости у подростков. Для того, чтобы проверить насколько негативно влияние, оказываемое компьютерными играми на подростка (выборку составило 78 учащихся 7 классов), мы разработали опросник, на основании которого сделали выводы о том, насколько вредно влияние, оказываемое компьютерными играми на подростка.

Далее, мы попытались выявить связь между зависимостью от компьютерной игры и агрессивным поведением у подростков. С этой целью нами была применена проективная методика «Несуществующее животное» [7]

Результаты поразили нас наличием высоких показателей по параметру агрессия. Так из 78 человек данный показатель был зафиксирован у 38 учащихся, что составило 48,7 %, причем именно у тех подростков, кто достаточно много времени уделял игре за компьютером. Хотелось бы остановиться и на положительных моментах: в рисунках, представленных подростками, имело место наличие хорошей фантазии, творческого воображения, что можно отметить как позитивное влияние компьютерных игр на познавательную активность подростков.

В ходе проведения исследования, мы постарались ответить и на другой вопрос, какова роль родителей в формировании компьютерной зависимости у учащихся. Беседа с классным руководителем и учителями-предметниками, а также наблюдая за взаимоотношениями между учащимися и их родителями, мы отметили тот факт, что подростки, которые попали в группу «риска», имели явно натянутые отношения с родителями. Проведя индивидуальное консультирование родителей, имеющих трудности в общении со своими детьми, мы убедились в необходимости разработки коррекционной программы для данной группы подростков, с обязательным продолжением работы с родителями.

На очередном этапе работы, мы предполагаем продолжить исследование, основной задачей которого было бы организация коррекционно-профилактической работы с родителями (многие родители слабо информированы по данной теме), а также с подростками по устранению или ослаблению компьютерной зависимости.

Литература:

  1. Бабаева Ю. Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. — М.: Сканрус, 2003. — 336 с.
  2. Бурова В. А. Механизмы формирования интернет — аддикции / В. А. Буров, В. И. Есаулов // Материалы XIII съезда психиатров России.- М., 2000. — С. 290–291.
  3. Бухановский А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика: Пособие для врачей / А. О. Бухановский, А. С. Андреева, А. О. Бухановская. — Ростов н/Д: Изд-во ЛИНЦ Феникс, 2002.
  4. Евстигнеева, Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Дисс. канд. психологических наук Текст. — М.: РГБ, 2003. 171 с.
  5. Калинина Т. В., Ручкина А. А. Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 21. — С. 822–824.
  6. Керделан, К. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / К. Керделан, Г. Грезийон; пер. с фр. А. Лущанова. — Екатеринбург: У — Фактория, 2006.
  7. Музыченко Г. Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы. — СПб.: Речь, 2013. — 556 с.
  8. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. — Днепропетровск: Пороги, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, компьютерная зависимость, подросток, родитель.


Ключевые слова

игры, стресс, зависимость, агрессия, тревожность, замкнутость

Похожие статьи

Психологические концепции формирования самооценки

Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих ...

Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонения трансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее стан...

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Работа школьного психолога с тревожными детьми

Эта статья посвящена проблеме школьной тревожности и влияния ее на школьную мотивацию. Это одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи. Школьная тревожность негативно отражается во всех сферах жизни ребёнка: учёбе, общении, ...

Здоровый образ жизни студента, или Как важно поддерживать свое здоровье в годы учебы

В статье дано описание основных проблем, влияющих на здоровье и здоровый образ жизни современного студента. Представлены их особенности. Автор высказывает предположение о возможных способах решения данных проблем. И высказывается, что описанные решен...

Влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков

Статья исследует влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков. Авторы провели психологическое исследование, чтобы выявить как игровой контент влияет на эмоциональное состояние детей. Значимым для исследования является выявление осо...

Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников к школе

Вопросы школьной адаптации очень остро стоят в наше время. Это связано с тем, что систематически растет количество детей, которые имеют психические нарушения. Увеличивается количество учеников, которые имеют нервные расстройства, склонны к стрессу, ...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Физические упражнения против стресса

Современные люди постоянно испытывают стресс на работе, дома, во время учебы. Это может в конечном итоге привести к заболеваниям как нервной системы, так и всего организма. Функции пищеварительной и сердечно-сосудистой систем могут быть нарушены, а с...

Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекцион...

Похожие статьи

Психологические концепции формирования самооценки

Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих ...

Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонения трансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее стан...

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими с...

Работа школьного психолога с тревожными детьми

Эта статья посвящена проблеме школьной тревожности и влияния ее на школьную мотивацию. Это одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются школьные психологи. Школьная тревожность негативно отражается во всех сферах жизни ребёнка: учёбе, общении, ...

Здоровый образ жизни студента, или Как важно поддерживать свое здоровье в годы учебы

В статье дано описание основных проблем, влияющих на здоровье и здоровый образ жизни современного студента. Представлены их особенности. Автор высказывает предположение о возможных способах решения данных проблем. И высказывается, что описанные решен...

Влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков

Статья исследует влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков. Авторы провели психологическое исследование, чтобы выявить как игровой контент влияет на эмоциональное состояние детей. Значимым для исследования является выявление осо...

Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников к школе

Вопросы школьной адаптации очень остро стоят в наше время. Это связано с тем, что систематически растет количество детей, которые имеют психические нарушения. Увеличивается количество учеников, которые имеют нервные расстройства, склонны к стрессу, ...

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а т...

Физические упражнения против стресса

Современные люди постоянно испытывают стресс на работе, дома, во время учебы. Это может в конечном итоге привести к заболеваниям как нервной системы, так и всего организма. Функции пищеварительной и сердечно-сосудистой систем могут быть нарушены, а с...

Психологическая помощь практического психолога в работе с агрессивным ребенком

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В этой статье говорится о направлениях коррекционной работы, проводимой с агрессивными детьми, указан коррекцион...

Задать вопрос