Работа школьного психолога по профилактике компьютерной зависимости у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Фаталиева Н. М. Работа школьного психолога по профилактике компьютерной зависимости у подростков // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 24-26. — URL https://moluch.ru/archive/148/42030/ (дата обращения: 16.10.2018).



Компьютерные игры сегодня — это реальный повод задуматься о негативном влиянии его на психическое здоровье ребенка. Школа, семья, одноклассники — являются одним из факторов, которые не всегда адекватно реагируют на потребности ребенка. Виртуальная жизнь позволяет нашим детям убежать от реальности, погрузив себя в мир жестоких сражений, войн, в которых он пытается стать главным, сильным и непобедимым. Данная статья является попыткой рассмотреть: какое влияние оказывают компьютерные игры на эмоциональную сферу школьника.

Ключевые слова: агрессия, игры, зависимость, замкнутость, стресс, тревожность.

Сегодня, когда почти в каждом доме имеется компьютер, перед психологами весьма остро встает вопрос о влиянии его на психическое развитие ребенка. На каждом возрастном этапе ребенок сталкивается с определенными трудностями, преодоление которых способствует переходу его на более высокую ступень развития. Среди трудностей, которые возникают у школьников, особое место занимают компьютерные игры, которые влияют на их психоэмоциональное состояние.

Само понятие «компьютерная зависимость» появилось еще в 1990 г., что послужило толчком для более широкого обсуждения причин, способствующих формированию у подростка данного вида зависимости, которая иногда учеными сравнивается с наркотической тягой. Подростковый период итак граничит своеобразным отношением к сверстникам, учителям, родителям. А появление данных игр смягчает на первый взгляд конфликтные взаимоотношения с социумом, позволяя погрузиться в свой собственный мир, уйти от проблем. Безусловно, с одной стороны происходит снижение развития индивидуально-личностных качеств учащегося, а с другой, способствует появлению новых психологических проблем, усугублению уже имеющихся в наличие.

Отдельные аспекты интересующей нас проблемы были объектом изучения таких ученых, как: Буровой В. А. [2], Бухановского А. О. [3], Евстигнеевой Ю. М. [4], Керделан К. [6], Юрьевой, Л. Н. [8] и др.

Как было отмечено в статье Калининой Т. В.: «выделяют три основных вида компьютерной зависимости, исходя из интересов субъекта: познавательная — интерес в сфере программирования, телекоммуникаций или хакерства; игровая — интерес к компьютерным играм, а также онлайн играм; коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией, интернет — аддикция» [5, с.823].

Физические аспекты компьютерной зависимости, как отмечала Бабаева Ю. Д., «характеризуются общим истощением организма — хронической усталостью» [1, с. 47]. Именно это в дальнейшем является причиной многочисленных заболеваний, возникающих в столь молодом возрасте.

Анализ литературы позволил нам выделить наиболее основные виды интернет-зависимости:

Безусловно, это неполный перечень интернет-зависимости, который постоянно изменяется и пополняется. Не осознавая тот факт, что именно в подростком периоде происходит процесс социализации личности, разработчики компьютерных игр создали условия для утраты подростком связи с реальностью, уход их в мир фантазий, носящих виртуальную окраску. Герои, с которыми подросток знакомиться в процессе игры заменяют ему недостаток внимания, ласки, взаимопонимания, общения, которые так нужны ему и отсутствуют со стороны близких и родных. Таким образом, он самоутверждается, компенсируя свою закомплексованность и одиночество.

Настораживает тот факт, что родители не всегда вовремя замечают возникновение тяги к компьютерным играм. Работа в школе позволила выделить признаки, которые мы могли бы отнести к явным признакам начальной стадии зависимости от игр:

Все это, безусловно, способствует формированию агрессии, эмоциональной неустойчивости у подростков. Для того, чтобы проверить насколько негативно влияние, оказываемое компьютерными играми на подростка (выборку составило 78 учащихся 7 классов), мы разработали опросник, на основании которого сделали выводы о том, насколько вредно влияние, оказываемое компьютерными играми на подростка.

Далее, мы попытались выявить связь между зависимостью от компьютерной игры и агрессивным поведением у подростков. С этой целью нами была применена проективная методика «Несуществующее животное» [7]

Результаты поразили нас наличием высоких показателей по параметру агрессия. Так из 78 человек данный показатель был зафиксирован у 38 учащихся, что составило 48,7 %, причем именно у тех подростков, кто достаточно много времени уделял игре за компьютером. Хотелось бы остановиться и на положительных моментах: в рисунках, представленных подростками, имело место наличие хорошей фантазии, творческого воображения, что можно отметить как позитивное влияние компьютерных игр на познавательную активность подростков.

В ходе проведения исследования, мы постарались ответить и на другой вопрос, какова роль родителей в формировании компьютерной зависимости у учащихся. Беседа с классным руководителем и учителями-предметниками, а также наблюдая за взаимоотношениями между учащимися и их родителями, мы отметили тот факт, что подростки, которые попали в группу «риска», имели явно натянутые отношения с родителями. Проведя индивидуальное консультирование родителей, имеющих трудности в общении со своими детьми, мы убедились в необходимости разработки коррекционной программы для данной группы подростков, с обязательным продолжением работы с родителями.

На очередном этапе работы, мы предполагаем продолжить исследование, основной задачей которого было бы организация коррекционно-профилактической работы с родителями (многие родители слабо информированы по данной теме), а также с подростками по устранению или ослаблению компьютерной зависимости.

Литература:

  1. Бабаева Ю. Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. — М.: Сканрус, 2003. — 336 с.
  2. Бурова В. А. Механизмы формирования интернет — аддикции / В. А. Буров, В. И. Есаулов // Материалы XIII съезда психиатров России.- М., 2000. — С. 290–291.
  3. Бухановский А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика: Пособие для врачей / А. О. Бухановский, А. С. Андреева, А. О. Бухановская. — Ростов н/Д: Изд-во ЛИНЦ Феникс, 2002.
  4. Евстигнеева, Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Дисс. канд. психологических наук Текст. — М.: РГБ, 2003. 171 с.
  5. Калинина Т. В., Ручкина А. А. Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 21. — С. 822–824.
  6. Керделан, К. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / К. Керделан, Г. Грезийон; пер. с фр. А. Лущанова. — Екатеринбург: У — Фактория, 2006.
  7. Музыченко Г. Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы. — СПб.: Речь, 2013. — 556 с.
  8. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. — Днепропетровск: Пороги, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, компьютерная зависимость, подросток, родитель.


Ключевые слова

игры, стресс, зависимость, агрессия, тревожность, замкнутость

Похожие статьи

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

В современном обществе практически каждый родитель подростка сталкивается с такой проблемой, как компьютерная зависимость.

У детей младшего школьного возраста, компьютерная зависимость проявляется в форме интереса к компьютерным играм.

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

В этой связи необходимо регулировать время нахождения ребенка перед монитором, при этом родителям следует контролировать

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра...

Компьютерная зависимость школьников

Особенно подвержены психологической зависимости подростки.

Руководство для родителей: как преодолеть зависимость от телевизора и компьютерных игр.- М.; СПб.: Диля, 2007.

Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного...

В настоящее время увеличивается количество подростков, которые умеют работать с компьютерными программами, а так же играть в компьютерные игры. Несмотря на положительные стороны компьютеризации следует отметить и негативные последствия этого...

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Ролевые компьютерные игры которые мы рассматриваем с точки зрения психологии, в них подросток полностью вживается в образ

возраста и отсутствия должной ответственности родителей за воспитанием детей, компьютерная зависимость это ″болезнь″ возникающая.

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

Ключевые слова:увлеченность, зависимость. Актуальность нашего исследования в России приобретает особую значимость в развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности...

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, интернет, сеть, родитель, игра, компьютер, Всемирная паутина, ваш ребенок, свободное время, поиск информации.

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков.

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

игра, компьютерная зависимость, игровая зависимость, компьютерная игра, виртуальный мир, реальный мир, время, компьютер, игровая деятельность, реальная жизнь.

Особенности эмоциональных реакций подростков...

Доказано, что у подростков с компьютерной игровой зависимостью повышенный уровень агрессивности

справляться с проблемами повседневной жизни, учебой, сложные отношения с родителями, сверстниками - в таких случаях игра является формой реакции на стресс...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

В современном обществе практически каждый родитель подростка сталкивается с такой проблемой, как компьютерная зависимость.

У детей младшего школьного возраста, компьютерная зависимость проявляется в форме интереса к компьютерным играм.

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

В этой связи необходимо регулировать время нахождения ребенка перед монитором, при этом родителям следует контролировать

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, подросток, игровая компьютерная зависимость, игра...

Компьютерная зависимость школьников

Особенно подвержены психологической зависимости подростки.

Руководство для родителей: как преодолеть зависимость от телевизора и компьютерных игр.- М.; СПб.: Диля, 2007.

Игровая компьютерная зависимость как вид аддиктивного...

В настоящее время увеличивается количество подростков, которые умеют работать с компьютерными программами, а так же играть в компьютерные игры. Несмотря на положительные стороны компьютеризации следует отметить и негативные последствия этого...

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Ролевые компьютерные игры которые мы рассматриваем с точки зрения психологии, в них подросток полностью вживается в образ

возраста и отсутствия должной ответственности родителей за воспитанием детей, компьютерная зависимость это ″болезнь″ возникающая.

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

Ключевые слова:увлеченность, зависимость. Актуальность нашего исследования в России приобретает особую значимость в развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности...

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, интернет, сеть, родитель, игра, компьютер, Всемирная паутина, ваш ребенок, свободное время, поиск информации.

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков.

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

игра, компьютерная зависимость, игровая зависимость, компьютерная игра, виртуальный мир, реальный мир, время, компьютер, игровая деятельность, реальная жизнь.

Особенности эмоциональных реакций подростков...

Доказано, что у подростков с компьютерной игровой зависимостью повышенный уровень агрессивности

справляться с проблемами повседневной жизни, учебой, сложные отношения с родителями, сверстниками - в таких случаях игра является формой реакции на стресс...

Задать вопрос