Тенденции изменений структур управления организациями в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 21.01.2019

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Крикливец, А. А. Тенденции изменений структур управления организациями в России / А. А. Крикливец, П. С. Сухомыро. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 182-183. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55848/ (дата обращения: 16.12.2024).



При переходе России к рыночной экономике в качестве образца была взята англо-американская модель корпоративного построения. Она подразумевает не прямую продажу собственности, а её перераспределение через фондовый рынок. Но создание соответствующих финансовых рынков не удалось. Корпорации ввиду высоких налогов начали уходить «в тень». Наши корпорации при выборе модели считали, что сама корпорация абсолютно универсальна и нет необходимости учитывать культурные и национальные ценности. Однако, опыт таких высокоразвитых стран как Япония и Германия показывает, что эти особенности должны стать основополагающим звеном при выборе модели управления корпорацией для её успешного функционирования. Поэтому опыт других стран следует перенимать, так сказать «в меру», адаптируя под особенности культуры и менталитета России.

В результате борьбы экономических интересов, а также национальных и исторических особенностей в России сложились некоторые признаки, которые характеризуют корпоративное управление в стране:

1) Появление олигархических структур на основе соединения промышленного и банковского капиталов.

2) Отсутствие чётких границ между политикой и экономикой, значительная роль государства (во многих корпорациях у государства имеется некоторое количество акций, но в связи с тем, что оно не хочет брать на себя соответствующие функции, эти акции переходят к генеральным директорам, возникает феномен власти. Политическое лидерство приравнивается к возможности распоряжаться собственностью, а собственность подразумевает наличие политического авторитета)

3) Вывоз капитала за границу

Несмотря на то, что страна испытывает нехватку финансовых инвестиционных ресурсов, каждый месяц из страны вывозят сотни миллионов американских долларов через фиктивные сделки.

4) Неэффективная структура собственности и слабое развитие корпоративной демократии (Максимизация менеджерами собственной выгоды в ущерб интересам акционеров; отсюда и недоверие со стороны населения, что порождает обострение социального аспекта)

5) Усиление монополистических тенденций в экономике (Если раньше монополизм был отраслевым, то теперь он стал олигархическим, то есть даже усилился, несмотря на то что планировалось развитие конкуренции, предпринимательства и частной инициативы. Существует мнение, что основной причиной неэффективности экономики России является неразвитость малого и среднего бизнеса и преобладание «олигархического» капитала.)

6) Неопределённость статуса собственности (Она порождает собственников, которые заинтересованы не в развитии корпорации, а преследуют лишь свои интересы. Последствиями такого отношения являются разворовывание активов и бесконтрольный вывоз капитала.)

Но несмотря на всё это современный мир ставит нашу страну в условия рынка, который не волнуют все эти проблемы, и нам нужно с ними справляться. Для этого в российских корпорациях начинают вводить меры по совершенствованию системы управления организациями, которые должны существенно приблизить наши компании к уровню западных. Общие изменения управления заключаются в следующем:

‒ Минимизация иерархических уровней, переход к горизонтальным структурам управления (практически нет средних звеньев);

‒ Увеличения уровня горизонтальной интеграции между персоналом (то есть делается акцент на необходимость взаимодействия со всеми группами людей: как вне, так и внутри организации)

‒ Полицентрическое руководство (характеризуется не одним центром принятия решений, а их множеством)

‒ Уменьшение количества формальных процессов между руководством и исполнителями, использование более гибких методов в работе (гибкий график, вместо письменных записок — устные предупреждения и т. д.)

Если же говорить о взаимоотношениях между менеджерами компаний и акционерами, то следует отметить, что в России напрочь отсутствуют все основные принципы корпоративного управления несмотря на то, что они уже продекларированы на данный момент. Российским корпорациям необходимо осуществлять внедрение следующих принципов на практике, а не только на бумаге, особенно в сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации:

  1. Прозрачность и открытость структуры собственности и хозяйственных операций для акционеров
  2. Ответственность и подотчётность менеджеров акционерам
  3. Одинаковое отношение ко всем группам акционеров (в России же на данный момент всё работает по правилу «у кого больше, тот и прав»)
  4. Этика бизнес-процессов.
  5. Защита интересов всех вовлечённых сторон, или «stakeholders» (Это понятие включает в себя всех, кто так или иначе вовлечён в работу корпорации — это и государство, и собственники, и акционеры, и потребители.)

В заключение, хотелось бы сказать, что система управления корпорацией — это очень сложный и своеобразный механизм. Его выработка и внедрение требуют большого количества времени и работы. По сравнению с западными странами бизнес-среда в России находится на ранней стадии формирования и сейчас необходимо выбрать верное направление развития, чтобы в ближайшем будущем выступать достойными конкурентами нашим западным партнёрам.

Литература:

  1. Воронцова, А. Н. Управление контролем в системе менеджмента качества / А. Н. Воронцова, Ю. Н. Полянчиков, А. Г. Схиртладзе. — М.: ТНТ, 2016. — 300 c.
  2. Угрюмова, Н. В. Теория организации и организационное поведение. Учебник / Н. В. Угрюмова, А. О. Блинов. — М.: Питер, 2015. — 288 c.
  3. Али-Заде, А. А. Научный менеджмент — стратегический фактор инновационного развития: моногр. / А. А. Али-Заде, В. Н. Логин. — М.: ИНИОН РАН, 2017. — 120 c.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, корпоративное управление, корпорация.


Задать вопрос