На сегодняшний день на территории России набирает огромную популярность аптечная деятельность. Эти события обусловлены тем, что на протяжении долгих лет спрос на большинство препаратов и лекарственных средств практически не снижается даже вследствие роста цен на медикаменты. Люди продолжают болеть и для лечения им необходимо принимать лекарства. Именно поэтому многие фармацевты или просто предприимчивые личности начинают вести аптечную деятельность, что, в свою очередь подразумевает постановку учёта.
В общих чертах аптечный бухгалтерский учёт схож с классическим учётом в рамках розничных торговых предприятий. Но за счёт специфики предоставляемых товаров, а также принципов работ некоторых аптек, могут возникать определённые нюансы. Поэтому необходимо их рассмотреть и выделить основные особенности учёта в аптеках.
В первую очередь это конечно же непосредственно сам принцип работы аптечных предприятий, то есть как они могут работать. Как правило, для аптеки характеризуются определёнными отличиями от стандартных организаций розничной торговли. К таком относятся:
– Не только продажа готовых лекарственных средств, но и возможность изготовления различных медикаментов в соответствии с рецептами врачей.
Обычно, производство лекарств непосредственно в аптеке развёрнуто не везде, но, в любом случае, такая практика имеет место быть.
– Некоторые аптечные предприятия, специализация которых заключается в продаже разнообразных изделий и устройств медицинского и медикаментозного назначения, занимаются ещё и сдачей некоторых из них в аренду или прокат.
Например, больные могут брать во временное пользование костыли, инвалидные коляски, различные измерительные устройства для прохождения медицинских тестов и многое другое.
– Часть товаров в аптеках должна реализовываться согласно установленным правилам и нормам законодательства.
В первую очередь, это обусловлено различными мерами социальной и государственно поддержки населения страны.
– Категории аптечных предприятий, которые имеют право на работу с веществами ограниченного оборота (ВОО) должны обеспечить ведение дополнительного предметно-количественного учёта и контроля ВОО [1, ст.38].
К такого рода элементам относятся наркотические вещества и психотропные субстанции.
Все вышеперечисленные отличия данной сферы от других классических видов розничной торговли способствуют возникновению определённых особенностей в рамках учётных процессов на аптечных предприятиях [3, ст.55].
- Специфика ведения учёта приготовления лекарственных средств согласно рецепту непосредственно в аптеках.
Создание препаратов в аптечных предприятиях включает в себя:
– Применение имеющихся в наличие элементов и компонентов, которые необходимы для приготовления конечного лекарственного средства.
– Непосредственное создание препарата, то есть обработка и объединение его компонентов.
– Фасовочные работы — взвешивание и упаковка приготовленных лекарств. При необходимости их таблетирование или проведение тому подобных манипуляций.
Кроме того, не стоит забывать, что у покупателя есть возможность принести все необходимые для создания лекарства компоненты и заказать лишь непосредственное его производство. В любом случае, такого рода этапная классификация неслучайна, так как каждый из них находит своё отражение в регистрах бухгалтерского учёта. В рамках стадии создания лекарственного средства необходимо заводить один регистрационный журнал, а для этапа фасовки — другой. Причиной такого рода деления выступает влияние рассматриваемых этапов на налоговый учёт по НДС:
– В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации на работы по изготовлению препаратов собственными силами облагаются 10 % ставкой НДС, так как по сути они являются продукцией собственного производства [2, ст.164].
– Кроме того, услуги по изготовлению медикаментов в аптеке освобождаются от НДС, если заказчик сам предоставил все необходимые компоненты для создания лекарства [6].
– Часть товаров, которые приобретаются заказчиком в рамках оплаты работ по изготовлению лекарственного препарата, например, такие как тара или материал для упаковки, подлежит обложению НДС по полной ставке.
– Если же цена тары или упаковки включается в общую стоимость приготовленного лекарства, то применяется 10 % ставка НДС [5].
Резюмируя всё вышесказанное можно сделать вывод о том, что при наличии возможности изготовления медикаментов и препаратов непосредственно в аптеке, её руководство должно организовать раздельный учёт по продаже готовых препаратов и предоставлению услуг создания лекарственных средств по рецепту на данном аптечном предприятии. Кроме того, с целью правильного ведения налогового учёта, в рамках бухгалтерского разграничивать и идентифицировать следующие категории:
– Собственные компоненты и элементы аптеки, необходимы для создания препаратов.
– Предоставляемые заказчиком компоненты и элементы, необходимые для создания лекарств по его заказу.
– Материалы и тара, которые облагаются полной ставкой НДС.
- Специфика ведения учёта в случаях предоставления аптеками прочих услуг.
Аптечные предприятия, как описывалось выше, могут предоставлять услуги населению по сдаче в прокат различного медицинского оборудования и изделий медназначения. Кроме того, часть аптек имеет право работать в качестве комиссионного магазина и продавать побывавшую в употреблении медтехнику.
Если аптека работает как «комиссионка», тогда продажа таких товаров не облагается НДС. Но нормы, освобождающие аптечное предприятие от уплаты НДС за реализацию комиссионных медицинских изделий, применяются в случае выполнения аптекой следующих обязательных условий:
– Реализуемая медтехника и изделия должны относится к категории жизненно необходимых товаров.
– Реализуемая медтехника и изделия применяются только для жизнеобеспечения или реабилитации больных и инвалидов [2, ст.156].
Получается, что для аптек такого формата, в бухгалтерском учёте необходимо реализовывать возможность пообъектной аналитики принимаемых на комиссию товаров. Это позволит правильно учитывать реализацию и комиссионный от этих изделий, в том числе и для целей налогообложения.
По вопросу проката медтехники в аптеке налоговый кодекс Российской Федерации не описывает никаких льгот. Поэтому, согласно классификатору ОКВЭД 029–2001, прокат и аренда медицинского оборудования происходят на общих условиях [4].
- Особенности учёта препаратов, чья продажа и стоимость регулируется государственными органами власти.
Согласно отечественному законодательству, государство определяет верхний предел для стоимости некоторых категорий лекарственных препаратов в соответствии с утверждёнными перечнями. В качестве критериев попадания лекарства в такие перечни выступает их жизненная необходимость для населения, а также важность в рамках комплексной медицинской помощи. Отсюда и возникают определённые последствия для аптечного бухгалтера. Как правило, это:
– Специалист по бухгалтерскому учёту должен знать действующий перечень лекарств, стоимость которых регулируется законодательно.
– Необходимо обеспечивать обособленный учёт и контроль ценообразования для данных категорий препаратов.
– Убытки от реализации лекарств, цены на которые регулируются государством, должны покрываться прибылью от остальных продаж. Поэтому в бухгалтерский учёт должны быть вплетены принципы управления, за счёт которых можно анализировать информацию по сегментам ценообразования и планировать деятельность всей аптеки.
- Наличие дополнительных регистров учёта в аптечных предприятиях.
Для того, чтобы регистрировать хозяйственные операции в аптеке необходимо вести множество различных специфических форм, часть из которых служат ещё и документами бухгалтерского учёта. К таковым относятся:
– Журнал учета сроков годности лекарств [8].
Порядок ведения утверждается руководством аптеки. Ведется в случае, если не обеспечен компьютерный учет в этом аспекте. На основании данных журнала и первичных документов осуществляется оперативное списание лекарств и изделий с истекшим сроком годности.
– Рецептурный журнал по форме А-2.1 или квитанции по форме А-2.2 [9].
В журнал (квитанцию) вносится информация об изготовлении лекарства по рецепту, включая данные о стоимости и о компонентах, предоставленных пациентом.
– Журнал лабораторно-фасовочных работ [7].
– Акты об уничтожении рецептов [7, приложения 2,3].
– Сигнатура [7, приложение 5]. По сути, обменивается на рецепт, содержит информацию из рецепта и прилагается к выдаваемому лекарству.
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод о том, что все особенности ведения бухгалтерского учёта в аптеке основываются на спецификах налогообложения данных предприятий и государственном регулировании деятельности аптечно-фармацевтической области.
Литература:
- Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17437/ (дата обращения 01.11.2018);
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 01.11.2018);
- Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об обращении лекарственных средств» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения 01.11.2018);
- Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (ред. от 10.11.2015) «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (вместе с «ОК 029–2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности») (Введен в действие 01.01.2003) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34086/ (дата обращения 01.11.2018);
- Письмо УМНС РФ по г. Москве от 10.06.2002 N 24–05/26400 «О порядке исчисления налога на добавленную стоимость аптечными учреждениями» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=41042#049917347012993796 (дата обращения 01.11.2018);
- Письмо УМНС РФ по г. Москве от 21.06.2004 N 24–14/4/41004 «Рекомендации по проведению проверки правомерности предоставления освобождения от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=57055#019323481825342403 (дата обращения 01.11.2018);
- Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 (ред. от 22.04.2014) «О Порядке отпуска лекарственных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2006 N 7353) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57859/ (дата обращения 01.11.2018);
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.10.2010 N 18608) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения 01.11.2018);
- «О внутриведомственном первичном учете лекарственных средств и других медицинских товаров в организациях розничной фармацевтической (аптечной) сети всех организационно-правовых форм, расположенных на территории Российской Федерации. Методические рекомендации для практических и научных работников N 98/124" (утв. Минздравом РФ 14.05.1998) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=268158#047977098916281813 (дата обращения 01.11.2018).