Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением бухгалтерского учета на предприятии.
Особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций в сфере торговли обусловлена особенностями этой отрасли и системой уплаты налога на добавленную стоимость.
Оптовыми организациями торговли товары приобретаются у поставщиков для последующей продажи и реализуются розничными торговыми организациями непосредственно населению.
Товары являются главным объектом бухгалтерского учета в торговой сфере, поэтому бухгалтерия организации торговли призвана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием.
Бухгалтерский учет в торговле преследует две основные цели: во-первых, учет и контроль за сохранностью товаров; во-вторых, своевременное предоставление руководству организации информации о полученной прибыли, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Товары составляют часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи.
Порядок оценки товаров определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», в соответствии с которым товары принимаются на учет по фактической себестоимости. [1].
Торговые организации расходы по покупке и продаже товаров учитывают на счете 44 «Расходы на продажу». Организации оптовой торговли расчеты по налогу на добавленную стоимость осуществляют в виде разницы между суммой налога, полученного с покупателей, и суммой, уплаченной поставщику. Организации, осуществляющие розничную торговлю, исчисляют этот налог с сумм торговых наценок, включаемых в стоимость приобретаемого товара [2, с. 246].
Договоры являются основанием для поступления товаров в торговые организации. Товары принимает материально-ответственное лицо и производит проверку соответствия принимаемых ценностей данным сопроводительных документов. Поступающие товары должны соответствовать сопроводительным документам поставщика по ассортименту, количеству и качеству. Учет товаров осуществляют на счете 41 «Товары». Не включается в стоимость товаров налог на добавленную стоимость, он отражается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по товарам».
Таблица 1
Бухгалтерские записи по учету поступления товаров
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Приняты товары |
41, субсчет «Товары на складах» |
60 |
На сумму НДС, уплаченную по поступившим товарам |
19 |
60 |
На сумму претензии по факту выявления расхождений |
76, субсчет «Расчеты по претензиям» |
60 |
При приемке товаров возможны расхождения по количеству, ассортименту и качеству. При обнаружении несоответствия фактического наличия товаров и их качества с данными, содержащимися в документах, составляется акт о приемке товаров по качеству или акт об установленном расхождении. Покупатель имеет право при нехватке товаров потребовать недостающие товары или может отказаться от всей партии товара и его оплаты, а если товар оплачен, может потребовать возврата перечисленных денежных средств.
Сумма претензии включает НДС, приходящийся на недостающие товары.
Необходимо различать недостачу товаров в пределах норм естественной убыли. Важное значение при этом имеет пункт договора, который прописывает порядок перехода права собственности на товар. Бухгалтерские записи будут следующие:
Таблица 2
Бухгалтерские записи по учету недостающих инекачественных товаров
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Право собственности на товар переходит после его отгрузки, расхождение в пределах норм естественной убыли у получателя товара |
44 |
60 (на сумму стоимости недостающих товаров, включая НДС) |
Право собственности на товар переходит после оплаты его стоимости, убыль относится на счет поставщика |
76, субсчет «Расчеты по претензиям» |
60 |
Возврат некачественных товаров поставщикам |
60 |
41 |
На сумму НДС, приходящуюся на стоимость некачественных товаров |
60 |
19 |
Транспортные расходы, связанные с возвратом некачественных товаров, оплачиваются поставщиком.
Поставляемые товары оплачиваются покупателями в соответствии с заключенными договорами. Формы расчетов с покупателями могут быть следующие: предварительная оплата или оплата по акцептованным счетам поставщиков.
В практической деятельности организаций имеют место ситуации, когда товар поступил без сопроводительных документов (неотфактурованная поставка). Важно, что неотфактурованными считаются поставки от конкретного поставщика, с которым заключен договор на приобретение определенных товаров. В пользу этого свидетельствует Инструкция по применению Плана счетов, которая рекомендует на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в части неотфактурованных поставок в обязательном порядке вести аналитический учет по поставщикам. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных, в том числе по контрагентам, осуществившим неотфактурованные поставки [3].
Неотфактурованные ценности нужно принять на склад. Основанием для их принятия к учету является акт о приемке. Для придания акту юридической силы при его составлении требуется наличие комиссии, созданной приказом руководителя организации-покупателя, в состав которой должен входить представитель отправителя (поставщика). При отсутствии такого представителя придется привлекать независимого эксперта (представителя незаинтересованной организации).
Акт составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта, второй экземпляр направляется поставщику и является основанием для предъявления претензии.
В учете все активы и обязательства баланса имеют стоимостную оценку, поэтому, несмотря на отсутствие нужных документов, запасы для учета должны быть оценены. Необходимо указать предполагаемую цену, исходя из договора или других имеющихся документов. Следует принять меры по максимально быстрому получению от поставщика товаросопроводительных документов [3].
Учет оптовой продажи собственных товаров ведут с использованием следующих бухгалтерских записей:
Таблица 3
Бухгалтерские записи по учету продажи собственных товаров
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
На стоимость товаров по ценам приобретения |
90 |
41 |
На договорную стоимость товаров, включая НДС |
62 |
90 |
На сумму НДС |
90 |
68, субсчет «Расчеты по НДС» |
Оптовые торговые организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства, учет реализации ведут по кассовому методу. В таких организациях используют активный счет 45, на котором учитывают отгруженные товары по ценам приобретения. Бухгалтерские записи будут следующие:
Таблица 4
Бухгалтерские записи по учету продажи собственных товаров в субъектах малого предпринимательства
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Отгружены товары по ценам приобретения |
45 |
41 |
На договорную стоимость товаров, включая НДС |
51 |
90 |
На стоимость оплаченных товаров по ценам приобретения |
90 |
45 |
На сумму НДС — на НДС по предъявленным счетам — и одновременно на НДС по оплаченным счетам |
90 76, субсчет «Расчеты по НДС» |
76, субсчет «Расчеты по НДС» 68, субсчет «Расчеты по НДС» |
В данном случае особенностью является учет НДС при реализации товаров по моменту оплаты. При таком варианте используют счет 76, субсчет «Расчеты по НДС». По его кредиту фиксируют налог по отгруженным, а по дебету — оплаченным товарам. Сальдо по этому субсчету может быть только кредитовым, показывающим сумму налога на отгруженные, но не оплаченные товары.
Методика бухгалтерского учета в организациях розничной торговли отличается от порядка учета в оптовых организациях. Различия заключаются в форме расчетов с покупателями и порядком расчета НДС.
Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
На сумму фактически поступивших товаров от поставщиков делают запись:
Дебет 41 «Товары» субсчет «Товары в розничной торговле»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками» [2, с. 257].
Торговая наценка в розничной торговле — это составная часть розничной (продажной) цены товара. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара. Именно торговая наценка в организациях торговли предназначена для возмещения расходов на продажу, получения прибыли и уплаты косвенных налогов. Торговую наценку начисляют на стоимость приобретения, включая НДС, уплачиваемый поставщикам.
На сумму торговой наценки оформляют бухгалтерскую запись:
Дебет 41 «Товары» субсчет «Товары в розничной торговле»
Кредит 42 «Торговая наценка».
В организациях торговли при использовании метода учета товаров по розничным ценам в момент их поступления начисляют торговую наценку и учитывают товары по окончательным продажным ценам. В этом случае облегчается учет движения товаров, но уменьшается возможность регулирования в течение месяца цен реализации. Метод может быть интересен для организаций, торгующих товарами с быстрой оборачиваемостью.
Торговая скидка тоже представляет собой не что иное, как часть розничной цены товара.
Следует обратить внимание, что на отдельные группы товаров устанавливаются льготные ставки налога на добавленную стоимость. Поэтому требуется вести раздельный учет товаров и реализации по ставкам 10 % и 18 % [4]. Перечень товаров, облагаемых по ставке 10 %, указан в статье 164 Налогового кодекса РФ.
Товары в рознице продают преимущественно за наличный расчет. При этом уплата денег покупателем практически совпадает по времени с передачей магазином товара покупателю. Но может быть и другая ситуация, когда реальная передача вещи потребителю опережает по времени ее оплату, например продажа товара в кредит.
Товары могут поступать и от подотчетных лиц торговой организации. Они закупают товары за наличные. Оприходование товаров в таком случае отражают:
Дебет 41 «Товары» субсчет «Товары в розничной торговле»
Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
В случае приобретения и оприходования в магазине товаров, поступивших от физического лица, зарегистрированного как предприниматель без образования юридического лица поступление товаров отражают следующим образом:
Дебет 41 «Товары» субсчет «Товары в розничной торговле»
Кредит 76 субсчет «Расчеты с предпринимателями без образования юридического лица» [2, с. 258].
Выручка определяется по розничному товарообороту. В кассовом отчете ежедневно учитывается сумма выручки и отражается при составлении товарного отчета. В расходной части товарного отчета материально-ответственного лица отражается стоимость реализованных товаров.
Основными проблемами в бухгалтерском учете товарных операций являются: неправильное оформление первичных документов, несоответствие цен в договоре и документах поставщика, а также в организациях не проводится инвентаризация расчетов со всеми поставщиками и покупателями.
Поэтому необходимо осуществлять постоянные проверки выполнения договорных обязательств, усилить контроль за товарно-материальными ценностями, поступающими через подотчетных лиц, а также необходимо поднять роль контроля в оформлении первичных документов по учету товаров.
Литература:
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н) (в редакции Приказ Минфина РФ от 25 октября 2010 г.).
- Камышанов П. И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету [Текст]: базовый курс / П. И. Камышанов, А. П. Камышанов. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Омега — Л, 2007. — 488 с.: ил. — Библиогр.: с. 479.
- Петрова В. Ю. Неотфактурованные поставки: бухгалтерский и налоговый учет//Бухгалтерский учет.- 2011.- № 9.- с. 13–17.
- Садыкова Л. Г. Учет на предприятиях малого бизнеса: учебное пособие. — Стерлитамак: РИЦ СФ БашГУ, 2013. –140 с.