Особенности учёта товарных операций в торговой организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.04.2020

Статья просмотрена: 978 раз

Библиографическое описание:

Торопынина, А. В. Особенности учёта товарных операций в торговой организации / А. В. Торопынина, И. В. Шамрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 378-381. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69286/ (дата обращения: 17.12.2024).



Важнейшими действиями в торговле считается получение товаров и их последующее осуществление посредством предприятий розничной или оптовой торговли.

На данный период торговая деятельность считается наиболее популярным видом деятельности в Российской Федерации. Согласно сведениям Росстата (Федеральной службы государственной статистики) в 2019 году число действующих предприятий, занимающихся в области торговли, составило 1081,5 тыс. организаций. Проанализировав детально статистические сведения, представим на рисунке 1 разделение по видам экономической деятельности действующих предприятий.

Рис. 1. Разделение действующих предприятий по видам экономической деятельности

На рисунке продемонстрировано, что в области торговли занято максимальное число предприятий.

В Федеральном законе от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» «торговая деятельность (далее также — торговля) — вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров» [4].

Маховикова Г. А. в своей книге «Экономическая теория» даёт несколько иное определение: «торговля — это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи. Операции по купле-продаже товаров не создают продукт, а лишь удовлетворяют потребности общества в реализации товара. Данное обстоятельство дает основание причислить эту деятельность к услуге» [7, c. 80].

Главной общественной целью торговли считается предоставление покупателям обширного перечня общедоступных по цене товаров надлежащего свойства.

Согласно статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 года № 146-ФЗ «товар — это любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации» [2, с. 14].

В Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот» [3].

Торговая деятельность на практике делится на оптовую, мелкооптовую и розничную в зависимости от вида соглашения купли-продажи, разновидности расчетов за продукции, покупаемых (отправляемых) количеств товара. Зачастую оптовая организация совершает реализацию продуктов общественности в розницу и, наоборот, предприятие розничной торговли осуществляет продажу товаров оптом. В данной взаимосвязи в целях и бухгалтерского, и налогового учета существенно, чтобы торговое предприятие имело возможность при различных условиях отчётливо установить тип определённой процедуры, а также какая из данных разновидностей торговой деятельности считается для неё доминирующей (главной).

Оптовая торговля — торговая деятельность, направленная на осуществление продажи товаров изготовителями или торговыми посредниками с целью последующего применения в розничной торговле или высококлассного использования.

Мелкооптовая торговля — вариация оптовой торговли, сопряженная с реализацией товаров изготовителями с целью дальнейшей продажи в розничной торговле. Наименьшая партия товара никак не может быть менее, чем число единиц надлежащего продукта в одной упаковке изготовителя для розничной реализации.

Розничная торговля — торговая деятельность, направленная на осуществление продажи товаров напрямую покупателю для индивидуального, домашнего, бытового или другого применения, никак не сопряженного с предпринимательской деятельностью.

Регулирование торговой организацией немыслимо при отсутствии результативной системы бухгалтерского учёта, основанной на следовании правил учёта ТМЦ, установленных законодательными и нормативными актами, которые заключаются в единстве оценки товаров при выбытии и оприходовании; в подборе варианта оценки товарных резервов при реализации; в установлении режима отображения в бухгалтерском учёте процесса покупки товаров; в признании дохода от осуществления реализации ТМЦ для целей налогообложения и т. д.

Анализ собственности проводится предприятием с целью отражения в бухгалтерском учёте и отчётности в денежном выражении. В торговой деятельности с целью предоставления правдивости сведений бухгалтерского учёта и отчётности обязаны осуществлять инвентаризацию собственности и обязательств, в процессе которой присутствие, состояние и оценка проверяются и подтверждаются документально. Обнаруженные расхождения при инвентаризации между сведениями бухгалтерского учёта и фактическим наличием отражаются на счетах бухгалтерского учёта в следующем порядке: 1) избыток приходуется, сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия; 2) недостача и его повреждение в границах норм естественной убыли причисляются на затраты реализации, свыше норм — на расчёт виновных лиц. В случае если виновные лица не определены, то недостаток списывают на финансовые результаты предприятия.

Бухгалтерская (финансовая) отчётность предприятий, занимающихся торговой деятельностью, складывается из бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, приложений к ним, аудиторского заключения, и пояснительной записки.

Бухгалтерский учёт операций в розничной торговле ведется на счетах, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Счета бухгалтерского учёта операций в розничной торговле

счёта

Наименование счёта

субсчёта

Назначение счёта

41

Товары

1

Отражаются товары на складах

2

Отражаются товары в розничной торговле

3

Отражается тара под товаром

4

Отражаются покупные изделия

42

Торговая наценка

-

Отражается величина торговой наценки по оприходованным товарам. Его применяют предприятия розничной торговли, которые ведут учет товаров по продажным ценам. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к закупной стоимости товара

44

Расходы на продажу

-

Отражаются затраты, вызываемые куплей-продажей товаров и с продолжением процесса производства в области обращения (транспортировка, упаковка)

50

Касса

-

Отражается сумма денежных средств предприятия, вырученных за реализацию товаров

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

-

Отражается оприходование товаров от поставщиков и потребителей

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

-

Отражаются операции по реализации товаров

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

-

Отражается начисление и выплата заработной платы работникам, сопряженных с закупом и продажей товаров

90

Продажи

1

Отражается выручка от реализации товаров, а также затраты, связанные с ней. Каждый месяц сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90.2, 90.3 и кредитового оборота по субсчету 90.1 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации за отчетный месяц

2

3

4

9

99

Прибыли и убытки

-

Отражается конечный результат деятельности предприятия (прибыль или убыток)

Предприятия, реализующие товары в розницу, обязаны подобрать и отразить в учетной политике метод учета товаров. В розничной торговле имеются два варианта учёта товаров:

1. Согласно фактической себестоимости. Она формируется из всех расходов по их приобретению.

2. Согласно продажным ценам. Учет проводится с применением счёта 42 «Торговая наценка».

В розничной торговле учет товаров проводится по розничным ценам. Это означает, что учетной стоимостью товара считается цена, согласно которой товар реализуется.

Если предприятие торговли находится на уплате ЕНВД или УСН, то в бухгалтерском учете необходимо совершить следующие проводки, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Учёт реализации товаров предприятия, находящегося на уплате ЕНВД или УСН

Дебет

Кредит

Содержание операции

50

90.1

Отражена выручка от продажи товара

90.2

41.2

Списана себестоимость проданного товара

На предприятиях, ведущих учёт товаров по продажным ценам, выполняются проводки, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Учёт реализации товаров на предприятиях по продажным ценам

Дебет

Кредит

Содержание операции

50

90.1

Отражена выручка от продажи товара

90.2

41

Списана учётная стоимость проданного товара

90.2

42

Сторнирована сумма торговой наценки, относящейся к проданным товарам

Если же предприятие находится на общей системе налогообложения, то ей необходимо выделить НДС с цены покупных товаров и представить его к вычету. А также начислить НДС с цены реализованного товара. Проводки по продаже товара на данном предприятии представлены в таблице 4.

Таблица 4

Учёт реализации товаров на предприятии с общей системой налогообложения

Дебет

Кредит

Содержание операции

50

90.1

Отражена выручка от продажи товара

90.2

41

Списана себестоимость проданного товара

90.3

68

Начислен НДС со стоимости проданного товара

На предприятиях, ведущих учет товаров по продажным ценам

50

90.1

Отражена выручка от продажи товара

90.2

41

Списана учётная стоимость проданного товара

90.2

42

Сторнирована сумма торговой наценки, относящейся к проданным товарам

90.3

68

Начислен НДС со стоимости проданного товара

К методам ведения бухгалтерского учёта, установленным при создании учетной политики предприятия и подлежащим выявлению в бухгалтерской отчётности, принадлежат методы оценки товаров, принятие дохода от реализации товаров. Изменение учетной политики способно производиться в случаях значимой перемены обстоятельств деятельности, это может быть сопряжено с реорганизацией, сменой владельцев, переменой разновидностей работы.

Товары считаются составляющей материально-производственных запасов (МПЗ), полученных или приобретенных от юридических или физических лиц и предназначенные для реализации.

Таким образом, товар — собственность, предназначенная для продажи. Синтетический учёт товаров осуществляется на активном счёте 41 «Товары». Аналитический учёт проводится по названию товара, материально ответственным лицам и местам хранения. В бухгалтерском учёте продажа товаров совершается с применением счёта 90 в корреспонденции с 41 счётом.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019 г., с изм. от 03.07.2019 г.). — 110 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020 г.). — 61 с.
  3. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.04.2020 г.). — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763.
  4. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.). — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629.
  5. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.). — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/- cons_doc_LAW_122855.
  6. Коршунов В. В. Основы экономической теории: учебник / В. В. Коршунов. 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 219 с.
  7. Маховикова Г. А. Экономическая теория: учебник и практикум / Г. А. Маховикова. — 3-е изд., доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2015. — 573 с.
Основные термины (генерируются автоматически): розничная торговля, торговая деятельность, бухгалтерский учет, проданный товар, предприятие, продажа товара, реализация товаров, товар, торговая наценка, Российская Федерация.


Задать вопрос