Среди большинства сфер торговли, аптечная деятельность является одной из наиболее обособленных и уникальных. Это обусловлено тем, что лекарственные препараты и медицинские изделия представляют собой товары особого назначения, часть из которых необходима для жизнеобеспечения некоторых больных и инвалидов различных групп. Именно поэтому оборот лекарственных средств, а также деятельность, связанная с розничной продажей медикаментов населению, регламентируется и, с особой тщательностью, контролируется государством.
В соответствии со сложившейся практикой фармакологии, а также учитывая общероссийский классификатор видов экономической деятельности, все аптеки розничной торговли, обобщённо, занимаются тремя основными приносящими им доход видами деятельности:
– Продажа лекарственных препаратов, а также изделий, товаров и медицинского оборудования населению.
– Самостоятельное изготовление медикаментов для заказчиков по рецептам их лечащих врачей.
– Предоставление услуг проката и аренды изделий и товаров медицинского назначения [1].
По первому направлению работ дела обстоят достаточно просто. В данном случае аптека функционирует практически также, как и большинство других предприятий розничной торговли. Аптека продаёт медицинские товары населению и платит НДС по полной ставке. Расчёты происходят за наличные деньги или с использованием контрольно-кассовой техники, которая, согласно отечественному законодательству, должна иметься у всех предприятий розничной торговли. Покупателю выдаётся чек, в котором указано название аптеки, наименование купленных заказчиком лекарственных средств, их полная стоимость, дата и время совершения покупки, а также сумму уплаченного аптечным предприятием НДС с данных медикаментов [2].
C целью проведения расчётов по покупке лекарств в бухгалтерском учёте аптечного предприятия необходимо сделать следующие манипуляции:
1) Отразить выручку от продажи препаратов:
– Проводка: Дебет счёта 50 «Касса», 57 «Переводы в пути» или 62 «Расчёты с покупателями или заказчиками» (в зависимости от формата оплаты) Кредит счёта 90 «Продажи», субсчёта «Выручка».
2) Начислить НДС с проданной продукции:
– Проводка: Дебет счёта 90, субсьчёта «НДС» Кредит счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам».
3) Списать себестоимость проданных товаров:
– Проводка: Дебет счёта 90, субсчёта «Себестоимость продаж» Кредит счёта 41 «Товары».
4) СТОРНО: перевести торговую наценку, относящуюся к проданным товарам (со знаком «-»):
– Проводка: Дебет счёта 90, субсчёта «Себестоимость продаж» Кредит счёта 42 «Торговая наценка».
5) Отразить расходы, которые связаны с продажей препаратов:
– Проводка: Дебет счёта 44 «Расходы на продажу» Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 10 «Материалы», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению» и другие.
6) Списать расходы, которые связаны с продажей товаров:
– Проводка: Дебет счёта 90, субсчёта «Расходы на продажу» Кредит счёта 44 «Расходы на продажу».
7) Определить прибыль от продажи лекарств:
– Проводка: Дебет счёта 90, субстчёта «Прибыль/убыток от продаж» Кредит счёта 99 «Прибыли и убытки» [3].
Кроме того, существую препараты, цена на которые определена законодательно. Как правило, это лекарства первой необходимости, а зафиксированная на них цена продажи ниже себестоимости. Но все аптеки обязаны иметь у себя в наличие минимальный запас этих препаратов. Именно поэтому при проведении расчётов по данным категориям товаров в последней проводке будет фиксироваться убыток. Также эти лекарства не облагаются НДС, что исключает необходимость в создании налоговых проводок.
Также, у некоторых слоёв населения, например, инвалиды, имеют право на получение различных бесплатных лекарственных средств по льготным рецептам. Но такие услуги могут предоставлять только те аптеки, которые заключили договорённость с территориальным органом управления здравоохранения о возмещении расходов за льготное лекарственное обеспечение населения. Также такие аптеки должны иметь соглашение с территориальным фондом обязательного медицинского страхования о финансировании льготного отпуска лекарственных средств населению.
Чтобы производить отпуск по льготным и бесплатным рецептам, аптекам необходимо вести Сводный реестр рецептов на бесплатный и льготный отпуск (по форме № А-2.5). Реестры на бесплатный и льготный отпуск препаратов и медицинских товаров можно вести раздельно. Реестр необходимо составить в двух экземплярах. Каждый экземпляр подписывается руководителем аптеки и её бухгалтером или работник учетно-контрольного сектора или группы. Расчёты происходят следующим образом:
– Покупатель предоставляет рецепт в аптеку.
– Заказчику, согласно рецепту, выдаётся необходимое количество препаратов.
– Отпущенное число лекарств заносится в реестры.
– Первый экземпляр реестра вместе с копиями рецептов вручают должностному лицу под расписку для получения оплаты от органов власти.
– На втором экземпляре, который остается в бухгалтерии аптечной организации, ставят дату передачи [4].
Если же аптека занимается самостоятельным изготовлением лекарственных препаратов по рецептам врачей, тогда бывают различные ситуации расчётов. Стоит рассмотреть все из них.
1) Аптека делает лекарства полностью из своих компонентов. В данном случае заказчик плати за составные элементы препаратов, его упаковку и услуги по созданию готового лекарственного средства. Тогда, в зависимости от выбранного аптекой варианта ценообразования, расчёт будет разный:
– Если в аптечном чеке указывается лишь стоимость конечного продукта и не раскрываются цена на все его компоненты, то на итоговую сумму расчётов накладывается 10 % ставка НДС.
– Если же все составные элементы изготавливаемого аптекой лекарственного средства, а также услуги по созданию, расшифрованы в товарном чеке, значит в расчёты входят ставки на эти компоненты, которые, как правило различны [5].
2) Также заказчик может сам приобрести все составляющие для лекарства и заказать лишь его приготовление. В данном случае в расчёт не входит сумма НДС, так как эти работы не облагаются данной формой налоговых сборов [6].
Если же аптечное предприятие сдаёт различные медицинские изделия и технику в прокат, то для целей расчёта с заказчиками необходимо разрабатывать правильную ценовую политику. Кроме того, необходимо подписывать договор с заказчиком, в котором будут определяться условия проката, его сроки, варианты оплаты и так далее. Для примера, аптека может отдавать в прокат костыли. Как правило, средний срок срастания кости ноги составляет 8–12 недель. Тогда договор можно заключать на срок от двух месяцев. Расчёты, в данном случае бывают различными:
– Аптека может брать пред или постоплату за весь срок проката медицинского оборудования.
– Иногда заказчик вносит залог за взятие оборудования в прокат. Величина залога существенно выше чем стоимость проката, поэтому по окончанию договора аптечный пункт возвращает залог за вычетом суммы аренды. Обычно, такой формат расчётов подходит для проката дорогостоящего оборудования.
– Также может быть предложен вариант периодических расчётов по договору проката.
В большинстве случаев, аптечные организации комбинируют данные варианты расчётов между собой с целью создания наиболее оптимального и подходящего для них способа оплаты.
Литература:
- Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (ред. от 10.11.2015) «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (вместе с «ОК 029–2001 (КДЕС Ред. 1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности») (Введен в действие 01.01.2003) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34086/ (дата обращения 02.11.2018);
- Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» от 22.05.2003 N 54-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ (дата обращения 02.11.2018);
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=107972&div=LAW&dst=1000000001 %2C0&rnd=0.3378758055067249#03121383198378478 (дата обращения 02.11.2018);
- «О внутриведомственном первичном учете лекарственных средств и других медицинских товаров в организациях розничной фармацевтической (аптечной) сети всех организационно-правовых форм, расположенных на территории Российской Федерации. Методические рекомендации для практических и научных работников N 98/124" (утв. Минздравом РФ 14.05.1998) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=268158#047977098916281813 (дата обращения 02.11.2018).
- Письмо УМНС РФ по г. Москве от 10.06.2002 N 24–05/26400 «О порядке исчисления налога на добавленную стоимость аптечными учреждениями» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=41042#049917347012993796 (дата обращения 02.11.2018);
- Письмо УМНС РФ по г. Москве от 21.06.2004 N 24–14/4/41004 «Рекомендации по проведению проверки правомерности предоставления освобождения от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=57055#019323481825342403 (дата обращения 02.11.2018);