Методика обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию с натуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (239) январь 2019 г.

Дата публикации: 05.01.2019

Статья просмотрена: 3340 раз

Библиографическое описание:

Бовина, Н. Р. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию с натуры / Н. Р. Бовина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55365/ (дата обращения: 26.04.2024).



Действительность, воздействуя на сознание человека, формирует в его восприятии и представлениях образа этой действительности. Внимательно наблюдая с определенного места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить все как есть, на самом деле и как видит его глаз. Такой способ рисования называют рисованием с натуры. Латинское слово «Натура» переводится как «Природа», «реальная действительность». Натурой — предметом изображения может быть все сущее, т. е. все, что имеет свою форму свое содержание.

Рисование с натуры, как считали психологи и педагоги А. В. Запорожец, Ф. Г. Казакова, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддъякова, оставляя человека с глазу на глаз с предметом изображения, заставляет задуматься над его формой и содержанием, определить его признаки и свойства, осмыслить их отношения, т. е. досконально изучить предмет; одновременно рисование с натуры воспитывает внимание и наблюдательность, учит правильно видеть и мыслить.

Работа с натуры не только расширяет круг знании о реальной действительности — она позволяет изобразительными средствами закрепить образы понятых вещей и явлений, их сущность и красоту. Эти замечательные качества дали возможность рисованию с натуры стать одним из главных способов обучения изображению.

Цель таких занятий: изобразить этот предмет.

Занятия по обучению детей рисованию с натуры следует проводить с детьми старшего возраста (исследования Ф. Г. Кфаковой). Через рассматривание создаем образ именно этого предмета.

Исследования В. М. Захаровой показали, что самый сложный этап занятия рисования с натуры — этап рассматривания предмета, т. к. в возрасте 5–6 лет восприятие еще в полной мере не сформировано.

Исследования Н. Н. Поддъяковой и А. В. Запорожца (А. В. Запорожец использовал натуру при постройках строительного материала) могли выделить этапы восприятия предмета. Н. П. Сакулина уточнила эти этапы применительно к рисованию и предложила включить отдельный этап по восприятию цвета. Существует таблица, которую разработали А. В. Запорожец и Н. П. Сакулина:

«Этапы сенсорного обследования предметов при рисовании с натуры».

  1. Целостное восприятие предмета с его эстетической характеристикой.
  2. Восприятие основных частей, их формы и величины.
  3. Сравнение этих частей по величине по месту положении.
  4. Вычленение деталей, их формы, величины, местоположение.
  5. Восприятие цвета.
  6. Целостное восприятие предмета с установкой на будущую изодеятельность.

В процессе рассматривания натуры (отмечали Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова) проводится сенсорное обследование, которое специфично для каждого вида деятельности. В рисовании воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя ее контур. Дети следуют взором за движением рук и яснее представляют себе возможный процесс изображения.

В обучении рисованию с натуры важную роль играет подбор предметов для изображения. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Ф. Г. Казакова считают, что они должны быть простыми по конструкции, знакомы детям, привлекательны, выразительны. Учить детей рисованию с натуры следует с общей натуры, чтобы научить детей процессу восприятия.

Дети могут рисовать: фрукты, овощи, игрушки, ветки с листьями и без листьев, комнатные растения.

Для детей старшей группы берутся предметы с количеством частей не более 5 (одинаковые части считаются за 1). В подготовительной группе количество частей у натуры не более 8. Дети могут рисовать одиночные предметы или натюрморты; можно рисовать с натуры и пейзаж.

Требование к постановке натуры:

– Следует устанавливать натуру на натурный столик на уровне глаз детей или чуть выше, чтобы она была видна всем.

– Натура должна вписываться в вертикальный фон.

– Цвет вертикальной плоскости должен соответствовать фону листа детей.

– Натуру руками не трогаем, не переставляем, она должна быть фиксирована в одном положении.

– В боковом положении ставятся животные, машины и т. д.

в анфас -образ человека.

Рисование с натуры лучше проводить при дневном освещении или же при хорошем электроосвещении.

Столы, за которыми дети сидят, ставят или в шахматном порядке, или полукругом.

В конце занятия рисования с натуры проводится анализ детских работ. В старшей группе воспитатель учит анализировать работы:

– Похожи ли работы на натуру?

– Правильно ли выбран цвет? Соответствует ли натуре?

– Отмечает качество закрашивания.

В подготовительной группе, как отмечает М. Н. Доронова, возможна самооценка своей работы, самоанализ. Ребенок может еще раз издалека рассмотреть свой рисунок и определить, куда поместить его: где расположены похожие или туда, где находятся рисунки с ошибками.

Для того, чтобы научить детей правильно воспринимать предметы, более точно изображать их, можно использовать в своей работе «тестовые рисунки» Огнана Занкова (Болгария). Метод строится на методе преднамеренной ошибки: «Найди ошибку художника».

Тестовые рисункисерия изображения, одно из которых верно, а в других допущены ошибки.

С помощью этого метода можно пояснить детям способы рисования и закрашивания, способы выделения главного, соотношение частей, восприятие цвета, т. е. правильное восприятие предмета.

Этот метод повышает интерес поставленной задачи, способствует большему сходству достижения с моделью. Формирует наблюдательность, образное и логическое мышление.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству — рисование с натуры в старшей группе

Тема: «Рисование с натуры игрушки Чебурашка»

Цель: Учить детей рисовать игрушку с натуры, добиваясь схожести с данным предметом (форма, расположение, цвет). Воспитывать аккуратность в закрашивании, в наложении штриховки.

Оборудование:

  1. Игрушка Чебурашка
  2. Натурный столик
  3. Тонированная бумага
  4. Цветные карандаши
  5. Простой карандаш
  6. Грамзапись

Ход занятия:

I ч. Воспитатель:

—Дети, если вы отгадаете, про кого эта песенка, вы узнаете, кого мы будем рисовать.

(Звучит песенка про Чебурашку).

— Дети отгадывают

II ч. Воспитатель:

— Вот такого красивого Чебурашку мы будем сегодня рисовать. Давайте его рассмотрим. Из каких частей состоит Чебурашка?

– Голова. Какой она формы?

– Туловище. Какое оно?

– Что это? Лапы. Сколько их? Какой они формы?

– Ножки. Сколько их? Какой формы?

– Что больше: голова или туловище:

– Где расположена голова? Туловище?

– Как расположены лапы? Ножки?

– Что еще есть у Чебурашки?

– Какой формы уши? Большие они или маленькие? Где расположены?

– Сколько глаз у Чебурашки?

– Нос. Какой он? Какого цвета?

– Рот. Какой он? Какого цвета?

– Какой у нас Чебурашка по цвету?

– Весь ли он коричневый?

– Какая мордочка? Грудка?

– Посмотрите на мои рисунки и скажите, какой рисунок у меня правильный, какой Чебурашка похож на натуру? Почему? (тестовые рисунки, ответы детей)

Воспитатель:

— А теперь вы будете рисовать вот такого Чебурашку. Кто будет постоянно посматривать на Чебурашку, у того получится хороший рисунок.

III ч. Дети рисуют. Звучит грамзапись.

IVч. Анализ «Рассмотрим рисунок» (2–3 штуки).

Дети, но пока вы рисовали, мне Чебурашка по секрету сказал, что ему нравятся все ваши работы. И он хочет подарить вам на память цветочек. (Чебурашка дарит детям цветы).

Основные термины (генерируются автоматически): натура, ребенок, Рисование, восприятие цвета, старшая группа, Чебурашка, Какая форма, какой цвет, подготовительная группа, целостное восприятие предмета.


Похожие статьи

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Цвет – это одна из сложных характеристик предмета для детского восприятия. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде

В настоящее время в работе по формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста нет системы, а полагаются...

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

Считая проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной в

Для маленьких детей часто не имеет значение, каков действительный цвет предметов.

Следует им объяснять какие цвета подходят друг к другу, а какие не совместимы между собой.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Уровень цветного восприятия у детей старшей возрастной группы достаточно высок: дети передают наиболее характерный цвет предметов (солнце желтое, трава зеленая и т. д.), видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа в разное время года).

Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением...

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация. И дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание.

Диагностика сенсорного развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета...

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

Целостное восприятие предмета

В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.

В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры...

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

В более старшем возрасте ребёнок постепенно начинает выбирать те цвета, что ему по душе.

Рисование отлично способствует развитию чувства цвета.

Дети-логики — синий и зеленый. Попробуйте через своих детей лучше познать свою натуру.

Особенности организации творческой работы детей...

Ребенок подготовительной группы еще не может самостоятельно предоставить оценку в

Заметим, что такого рода деятельность не отдаляет детей от реальности (натуры), а

В обоих случаях это сохранит кисти от износа и повреждений и сделает процесс рисования приятнее и...

«Услышать живопись, увидеть музыку…» О проблемах...

Критериями развития художественного восприятия являются: «эмоциональная напряженность» восприятия как проявление предметности

В начале занятия говорим с детьми о том, что помимо того, что у каждого цвета и множества его оттенков есть свое название, у него есть...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

– развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности

При рисовании ладошкой получаем изображение в виде пятна, цвета, фантастического силуэта.

Рисование самого себя либо изображение с натуры любимых игрушек формирует...

Похожие статьи

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Цвет – это одна из сложных характеристик предмета для детского восприятия. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде

В настоящее время в работе по формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста нет системы, а полагаются...

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

Считая проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной в

Для маленьких детей часто не имеет значение, каков действительный цвет предметов.

Следует им объяснять какие цвета подходят друг к другу, а какие не совместимы между собой.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Уровень цветного восприятия у детей старшей возрастной группы достаточно высок: дети передают наиболее характерный цвет предметов (солнце желтое, трава зеленая и т. д.), видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа в разное время года).

Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением...

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация. И дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание.

Диагностика сенсорного развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета...

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

Целостное восприятие предмета

В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.

В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры...

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

В более старшем возрасте ребёнок постепенно начинает выбирать те цвета, что ему по душе.

Рисование отлично способствует развитию чувства цвета.

Дети-логики — синий и зеленый. Попробуйте через своих детей лучше познать свою натуру.

Особенности организации творческой работы детей...

Ребенок подготовительной группы еще не может самостоятельно предоставить оценку в

Заметим, что такого рода деятельность не отдаляет детей от реальности (натуры), а

В обоих случаях это сохранит кисти от износа и повреждений и сделает процесс рисования приятнее и...

«Услышать живопись, увидеть музыку…» О проблемах...

Критериями развития художественного восприятия являются: «эмоциональная напряженность» восприятия как проявление предметности

В начале занятия говорим с детьми о том, что помимо того, что у каждого цвета и множества его оттенков есть свое название, у него есть...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль...

– развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности

При рисовании ладошкой получаем изображение в виде пятна, цвета, фантастического силуэта.

Рисование самого себя либо изображение с натуры любимых игрушек формирует...

Задать вопрос