Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Гнайкова Н. В. Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 14-17. — URL https://moluch.ru/archive/145/40627/ (дата обращения: 25.05.2018).



Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определёнными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всём многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация. Но мир цвета открывается не сразу. В первый год жизни цвет слит для ребёнка с остальными характеристиками предметов и не выделяется им, как самостоятельное, особое свойство окружающего предметного мира. Всё это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. «Ребёнок, – по выражению К. Д. Ушинского, – мыслит красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Знакомство с цветом помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребёнка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

Цвет – это одна из сложных характеристик предмета для детского восприятия. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно надо увидеть. Форма – понятие постоянное и более понятное. Например, мяч всегда круглый, но он может быть и красным, и синим, и зелёным и т.д. Поэтому, лишь накопив жизненный опыт, ребёнок узнаёт, что заяц бывает только белым или серым, а не синим. То есть, воспринимает цвет как постоянную характеристику предмета. Если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослого, то оно оказывается в основном поверхностным и неполным.

В настоящее время в работе по формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста нет системы, а полагаются лишь на отдельные методические приёмы.

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит важная задача: ввести ребёнка в мир цвета, научить его правильному цветовосприятию и цветоразличению. Именно в детском учреждении начинается ежедневная и кропотливая работа по данной теме.

Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на особенность восприятия цвета детьми.

Один из первых исследователей изобразительного творчества в 19 веке немецкий психолог Э. Мейман на основе опытов отметил, что причины отсутствия способностей или низкой одарённости к рисованию – это отсутствие правильного видения (неспособности к анализирующему видению, отсутствие видения цветов, отсутствие отчётливых представлений и зрительных образов и др.).

Особый интерес к данной теме проявляла доктор медицинских наук психолог и педагог М. М. Манасеина. Исходя из учений И. М. Сеченова она разработала собственную концепцию «Интеллектуальности человеческих ощущений». «Дети только и делают в течение первых лет жизни, что упражняют свои органы чувств». Она отвела немаловажную роль развитию «цветового зрения». На основании наблюдений Б. Прейра и своих собственных М. Манасеина доказывает: малыши не сразу приобретают способность различать цвета.

Ребёнок нуждается в многообразии информации, но её нужно вводить постепенно и гармонично. Она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности.

Учитывая результаты исследований учёных М. Люшера, М. М. Манасеиной, Т. С. Дороновой по данной теме, результаты проведённой нами диагностики, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Создать специально организованную предметно-развивающую среду:

- Уголок дидактических игр;

- Уголок изобразительной деятельности;

- Уголок физического развития;

- Уголок музыкального развития;

- Подборка детской художественной литературы;

- Создание коллекций;

- Создание уголка творчества;

- Подборка репродукций картин художников.

2. Разработать перспективное планирование:

- Специально организованного обучения;

- Совместной деятельности с детьми;

- Самостоятельной деятельности детей;

- Совместной деятельности с родителями.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Поэтому всю работу выстроили так, что родители оказались непосредственными участниками, активными помощниками создания развивающей среды для обучения и развития ребят.

Были проведены родительские собрания, консультации для родителей. Где рассказывали о работе по ознакомлению детей с цветом, о важности своевременного формирования сенсорных эталонов, о создании условий, т.е. развивающей среды в группе для этого, значение цветовосприятия и цветоразличения в жизни ребёнка, о том, какая работа должна проводиться в семье в этом направлении. Если с трёхлетним ребёнком специально не заниматься, он самостоятельно не «увидит» такой предмет, как цвет.

Работа предстояла впереди большая и, конечно, родители восприняли это более чем настороженно. Очень важным моментом было выстроить совместную работу с родителями в этом направлении.

Начали с создания комфортных условий для пребывания и развития ребёнка в группе: был произведён косметический ремонт групповой комнаты и других помещений группы. Совместно с родителями было найдено удачное цветовое решение помещения и интерьера. Предпочтение было отдано нежному розовому и насыщенному бежевому цветам. По собственным чертежам была изготовлена игровая мебель, сшиты шторы.

После создания уютной обстановки в группе мы насытили окружающую среду игрушками и предметами интенсивной окраски, приступили к приобретению и изготовлению дидактического материала.

При изготовлении игр мы особое внимание уделяли качеству сделанного материала: чистоте цветового тона. Дидактический материал постарались изготовить и подобрать с учётом усложнения развивающих задач «от простого к сложному». Работу проводили поэтапно, обязательно учитывая индивидуальные особенности детей.

Прежде учили детей различать цвет предметов, не связывая представления о цвете с его названием.

На этом этапе использовали задания на обучение выбору цвета по образцу на основании зрительного соотнесения. По мере необходимости осуществлялась проверка идентичности объектов по цвету способом их приложения, используя дидактический материал: цветные грибочки, мячи, шары, ленты, листочки и т. д.

В данный момент ещё одной задачей было – дать детям понятие, что цвет – это одна из характеристик предмета.

Учитывая особенности восприятия цвета детьми, сначала знакомили детей с хроматическими цветами (красным, синим, зелёным, жёлтым), позднее – с ахроматическими (белым, чёрным).

Когда дети начали справляться с группировкой предметов по цветовому признаку, в группе появились дидактические игры: «Цветное домино», «Цветное лото», «Цветные полоски» и др. Ребята учились простейшим умственным операциям: сравнивать, сопоставлять цвета. Особо заинтересовались дети играми с сюжетным содержанием: «Подбери клоуну шарик», «Спрячь мышку», «Подари кукле бусы», «Поставь букет в вазу» и т. д.

Цель этих игр – научить обобщать предметы по сюжету или цвету.

Дальше шла работа по закреплению названия цвета. Целый ряд игр был изготовлен для решения этой задачи.

К четырём годам дети начинают различать светлоту, выражая эти отношения словами: «тёмное», «светлое».

Занятие продуктивной деятельностью, это изобразительная деятельность (рисование, лепка), экспериментальная деятельность, дало возможность познакомить детей с изменяемостью цветовых тонов по светлоте и, естественно, с названиями оттенков. Лучше запоминали ребята названия цветов спектра и особенно их оттенки, если получали эти оттенки самостоятельно путём экспериментирования или простого смешения красок.

Продолжая работу по знакомству с цветом, использовали теорию швейцарского профессора Карена Шульца, который отмечал взаимосвязь дней недели с цветом.

Исследователи отмечают, что дети 5 – 7 лет проявляют интерес к произведениям искусства и способны воспринимать не только содержание, но и средства выразительности.

Знакомя детей шести лет с произведениями известных художников, учили их понимать, что цвет в картине играет одну из главных ролей. Именно от выбора цвета зависит настроение картины, её эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным. Цвет является основой изобразительного искусства.

Дети стали пользоваться цветом более осознанно. Изображая различные цветовые оттенки предметов, стремились передать некоторую выразительность образа, настроение героев своих рисунков. Они смело пользовались цветовыми сочетаниями, окраска фона в работе стала иметь важную смысловую функцию.

Разработали ряд игр на развитие цветовосприятия и цветоразличения для старших дошкольников в электронном варианте для использования их при интерактивном обучении (использование интерактивной доски, ноутбука, планшета).

Использование нетрадиционных техник и материалов в продуктивной и совместной деятельности способствовало расширению собственной художественно-творческой деятельности детей, повышению цветонасыщенности детских работ, правильному композиционному построению, обогащению сюжета, росту уровня развития целостного и дифференцированного эстетического восприятия. Дети стали вкладывать в творчество все свои знания и наблюдения.

Интересной находкой в группе стало создание творческого уголка и оформление «стены творчества». Где размещали тематические выставки детских работ: рисунков или поделок, интересные совместные работы родителей и детей, детей и воспитателей. Устраивали персональные выставки работ отдельных ребят или целой семьи.

Родители были активными участниками не только групповых выставок творческих работ, но и городских, и всероссийских. И заслуженно были их призёрами или победителями.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с цветом мы сталкиваемся не только в определённых видах деятельности, а вся наша жизнь наполнена цветом. Это и окружающая нас природа, предметы быта, искусства, интерьера, одежды и т. д.

Занимаясь проектной деятельностью, также не обходимся без цветовых композиций, фантазий. Так, например, работая над проектом «Огород на подоконнике», вместе с родителями оформили яркую красочную книгу «Семейные рецепты», где каждая семья поделилась своим рецептом овощного салата. Проиллюстрирована книга была яркими фотографиями приготовленных и украшенных вместе с детьми блюд.

В другом проекте «Удивительное – рядом» знакомили детей с творчеством бабушки нашего воспитанника Светланы Гонсалвес. Она пишет сказки. Некоторые из них уже изданы. Мы были активными её читателями. Принцесса Эльвира является героиней этих сказок. Эльвира стала близка ребятам, что стали воспринимать её как свою подругу и сверстницу. По иллюстрациям этих сказок мы изготовили яркие игры – пазлы. С детьми на тематическом занятии изготовили платья для принцессы. Оформили книгу для Эльвиры, в которой рассказали героине о своём детском саде.

Интересно прошёл в рамках этого проекта конкурс причёсок. Опять же каждая семья предложила для принцессы свою причёску. Каждая девочка чувствовала себя маленькой принцессой: в нарядном платье и красивой причёской. Это был праздник красок, фантазии, элегантности.

Создав условия для детей в группе, родители занялись оформлением игровой площадки. Своими руками изготовили яркую удобную песочницу, гоночную машину, качели. Удивительное творчество проявили при оформлении клумбы для цветов в форме паровозика с вагончиками. Паровозик стал не только атрибутом клумбы, но и использовался в коллективных играх.

Яркие цветочные клумбы радовали детей и взрослых, доставляли всем эстетическое наслаждение, открывали детям мир неповторимых красок окружающей природы, приучали к труду, являлись детям примером синтеза трудолюбия, творчества и красоты гаммы красок и их оттенков.

В результате проведённой работы можно сделать следующие выводы:

- дети приобрели устойчивые знания по теме;

- расширили и углубили восприятие цветовой гаммы;

- научились уверенно пользоваться цветом и его оттенками;

- овладели навыками экспериментирования;

- воспитанники стали более наблюдательными;

- повысился уровень познавательных способностей;

- обогатилась речь;

- получили положительное влияние на эмоциональную сферу, развитие творчества, фантазии, художественного вкуса.

Литература:

  1. Формирование восприятия цвета у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1969. – 196 с.
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада. / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
  3. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. /Н. П. Сакулина, М., Просвещение, 1975.
  4. Выготский Л. С. Психология искусства. /Л. С. Выготский, М., 1968.
  5. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.
  6. Комарова Т. С. Педагогическая диагностика развития детей под поступлением в школу. /Т. С. Комарова, О.А. Соломенникова, Ярославль, 2006.
  7. Казакова Т. Г. Развитие у детей творчества. М.: Просвещение, 1987. – 227 с.
  8. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания) /Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 1969. – 242 с.
Основные термины (генерируются автоматически): восприятия цвета детьми, детей дошкольного возраста, мир цвета, деятельности детей, особенность восприятия цвета, особенности восприятия цвета, определёнными эталонами цвета, характеристик предмета, Самостоятельной деятельности детей, закреплению названия цвета, Совместной деятельности, многообразии цвета, художественно-творческой деятельности детей, детского сада, индивидуальные особенности детей, дошкольного возраста цветовосприятия, обучение выбору цвета, развивающей среды, Комарова Т, диагностика развития детей.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос