Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 25.12.2017

Статья просмотрена: 1064 раза

Библиографическое описание:

Чурсинова, Н. Н. Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной деятельности / Н. Н. Чурсинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47528/ (дата обращения: 19.04.2024).



Развитие творческих способностей детей в процессе обучения — одна из важнейших задач сегодняшнего дня. В дошкольной педагогике есть фундаментальные теоретические работы Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др., посвященные этой проблеме.

Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре представляет возможность использования игровых приемов в руководстве рисованием (лепкой, аппликацией).

Самое главное — игровые действия, через которые осуществляется любая игра. С их помощью и решается интересная для детей игровая задача. Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки (аппликация), сажают в них зайчиков, они плывут по реке, выбираются на берег. Лодки с кривым парусом могут перевернуться, в них зайцы не хотят садиться

Игровые приемы могут строиться с использованием, содержания знакомых для детей игр. Наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связано много переживаний, возникающих в естественных играх-. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых, неожиданных ситуациях, предложенных взрослым. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание выполнить работу.

Созданная мной ситуация дает детям возможность понять требования к качеству изображения. С большим интересом, не отвлекаясь, дети лепят грибы и оставляют их на полянке. Белочка, узнавая белый, подберезовик, будет прятать грибы в дупло, нанизывать на ветки, угощать других белок, сожалеть, что гриб вырос на слишком тонкой ножке и вот-вот сломается. Но при этом, испытывая благодарность к детям, она пробует и прячет на ветке эту вкусную сыроежку. В такой форме даю образец анализа детских работ.

Для привлечения к анализу детей придумываю другие игровые действия: они подсказывают белочке, где растет здоровый гриб на крепкой ножке, с круглой шляпкой, срывают и помогают прятать хорошие грибы, подсказывают, каким грибам надо подрасти, объясняют, почему получился гриб, похожий на мухомор, и т. д.

Характер игровых приемов, используемых при руководстве изобразительной деятельностью, зависит и от специфики, своеобразия самой изобразительной деятельности.

Один из приёмов — обыгрывание предметов, игрушек (объемных или плоскостных), картин-панорам и др. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. п.). Ведь с ними можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься с горки», «прыгать, как зайчик», «ходить, как медведь» и т. п.).

В процессе использования этого приема ставлю перед детьми игровые задачи, побуждааю к самостоятельной постановке задач (Кого зайчик боится? Как ему помочь?). Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случилось (беседа, диалог); пожалеть, погладить (жест) и т. д.

Этот прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Другой прием— обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей. Следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с еще не законченным (создаваемым).

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к изображению, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогали вскрывать причины успехов и неудач. Другая разновидность приема — обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой». Этот прием направлен на руководство процессом изображения, он как бы сопровождает его, включается в него.

Способы выполнения игрового действия в данном приеме разнообразны. Например, в, увидев рисунок, на котором изображена девочка в шубке, спросить ее: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая малоинициативному ребенку возможность выполнения более выразительного рисунка.

Увлеченный игрой, ребенок сам ставит новые игровые задачи и решает их изобразительным способом («Надену девочке варежки, шапку»).

При выполнении сюжетного рисунка (аппликации) игровой прием направлен на «оживление» создаваемого образа, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения. Так, дети, рисуя на тему «Парк», сажают деревья, цветы, прокладывают дорожки; в парке растет трава, сюда прилетают птицы и т. п.

Таким образом, игровые приемы обучения, создавая игровые мотивы, близкие по содержанию к общественно направленным, обеспечивают принятие детьми цели (выполнить изображение), активность в ее достижении и осознание при этом предлагаемого для освоения учебного содержания.

Полученные знания дети закрепляют и осуществляют через создание игровых образовательных ситуаций. Большой потенциал для развития художественно — творческих способностей дошкольников заложен в совместной самостоятельной деятельности детей и взрослых. Мои воспитанники очень любят организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами. Экскурсии проводят для детей других групп, родителей. Выставки проходят по тематике тематической недели. Например, по теме «Космос» — дети рисовали на обоях небо с космическими кораблями. Для создания этого образа использовали метод разбрызгивания, трафареты кораблей, звёзд. Созвездия легко проявлялись на небе с помощью трафарета звёзд, причём дети познакомились со знаками зодиака, под которыми они родились. Детям было очень интересно узнать, что к одному знаку относятся много детей, а не он один. Они с удовольствием работают в центре изобразительной деятельности. Здесь для них созданы все условия и подобран разнообразный материал для выполнения работы нетрадиционными способами рисования (тычки из поролона, смятая бумага, нити, трафареты, ватные палочки, трубочки для раздувания и другое). Любимое занятие детей — это экспериментированию с изобразительными материалами и техниками. Они смешивали цвета, проводили опыты с фактурными отпечатками и др. Данные техники не только стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации у детей, но и вызывают желание творить дальше.

Детям предлагала солёное тесто для лепки, причём. сочетала его с разными по фактуре материалы (ватой, бумагой, бумажными салфетками, природным материалом.

С родителями была проведена определённая работа. Мастер — класс по использованию нетрадиционных технологий родителям очень понравился. В течение недели они совместно с детьми выполнили много работ. В результате получилась интересная выставка, а дети годились своими успехами. Но самое главное, что они интересовались у друг друга, как и чем сделали свои работы. Были проведены консультации для родителей: «Развитие творческих способностей детей», «Играйте с детьми красками», «Уголок по изо дома» и др.

В результате, в работах детей появилась продуманность композиции, тематика работ стала шире, дети научились обдумывать замысел, не бояться экспериментировать, использовать в работе разные материалы. Родители стали содействовать развитию творческих способностей. Многие мои выпускники пошли в школу искусств.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, прием, гриб, изображение, изобразительная деятельность, обыгрывание предметов, работа.


Похожие статьи

Обучение изобразительной деятельности детей...

Изобразительная деятельность, являясь первой продуктивной деятельностью ребенка, направлена на

Для развития понимания таких рисунков, учеников вначале учат обыгрывать предметы (игрушки), на втором этапе переходят к обыгрыванию самих изображений.

Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников...

Ключевые слова: изобразительная деятельность, игровые упражнения и приемы, дети дошкольного и младшего школьного возраста.

При работе над натюрмортом учащиеся овладевают некоторыми правилами: состоит из трех предметов (одного большого — центра...

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Разносторонняя подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления ребенка в школу. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе зависит, прежде всего, от семьи и дошкольного учреждения.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения.

Методы и приемы развития творческого воображения...

Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества.

- обыгрывание предметов, игрушек; - обыгрывание готового изображения

Другой игровой приемобыгрывание изображения.

Условия активизации детской самостоятельной изобразительной...

Самостоятельная изобразительная деятельность детей — один из видов их

Поэтому в работе с детьми на занятиях, во время самостоятельной художественной деятельности

– закрепить умение создавать изображения предмета из нескольких частей, придерживаясь...

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, карандашная стружка, вид деятельности, работа, выполнение работы

Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности.

Изотерапия в работе с детьми с ОНР | Статья в журнале...

Знакомлю детей с приёмом рисования по мокрой бумаге (изображение получается как бы

Более глубокое отражение детьми в рисунках предметов и явлений окружающей

Особенностью изобразительной деятельности, отличающей её от других видов...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста...

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки

Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть

Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г...

Похожие статьи

Обучение изобразительной деятельности детей...

Изобразительная деятельность, являясь первой продуктивной деятельностью ребенка, направлена на

Для развития понимания таких рисунков, учеников вначале учат обыгрывать предметы (игрушки), на втором этапе переходят к обыгрыванию самих изображений.

Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников...

Ключевые слова: изобразительная деятельность, игровые упражнения и приемы, дети дошкольного и младшего школьного возраста.

При работе над натюрмортом учащиеся овладевают некоторыми правилами: состоит из трех предметов (одного большого — центра...

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Разносторонняя подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления ребенка в школу. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе зависит, прежде всего, от семьи и дошкольного учреждения.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения.

Методы и приемы развития творческого воображения...

Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества.

- обыгрывание предметов, игрушек; - обыгрывание готового изображения

Другой игровой приемобыгрывание изображения.

Условия активизации детской самостоятельной изобразительной...

Самостоятельная изобразительная деятельность детей — один из видов их

Поэтому в работе с детьми на занятиях, во время самостоятельной художественной деятельности

– закрепить умение создавать изображения предмета из нескольких частей, придерживаясь...

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, карандашная стружка, вид деятельности, работа, выполнение работы

Игровые приемы и упражнения в обучении дошкольников и младших школьников изобразительной деятельности.

Изотерапия в работе с детьми с ОНР | Статья в журнале...

Знакомлю детей с приёмом рисования по мокрой бумаге (изображение получается как бы

Более глубокое отражение детьми в рисунках предметов и явлений окружающей

Особенностью изобразительной деятельности, отличающей её от других видов...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста...

2. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки

Для аккуратной работы с пластилином и глиной у каждого ребенка должна быть

Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г...

Задать вопрос