Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кутрань О. Н., Персикова Е. Н., Струкова Н. И. Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения // Молодой ученый. — 2018. — №26. — С. 162-164. — URL https://moluch.ru/archive/212/51871/ (дата обращения: 22.11.2019).



С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация. И дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года дети знают название двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Часто малонасыщенные цвета дети называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. Это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, т. к. психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего станут неврозы. Дошкольники, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый — трава, елочка; желтый — солнышко, цыпленок; синий — море, и т. п. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное — использование естественных форм. Восприятие цвета отличаются от восприятия форм и размера прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно УВИДЕТЬ. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. На этом этапе можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдца такого цвета»; Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. п.

В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли до нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования. Интересные рекомендации по цветолечению детей даны в книге Т. Г. Глушанок и Л. Н. Волковой «Тайны здоровья ребенка».

Возможности ребенка младшего дошкольного возраста по цветовосприятию и цветоразличению:

‒ Различение и называние основных цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый), коричневый, черный;

‒ Соотнесение предметов по признаку цвета;

‒ Нахождение в окружающем пространстве заданный цвет или оттенок (светлый, темный);

Возможности ребенка старшего дошкольного возраста по цветовосприятию и цветоразличению:

‒ Называние основных цветов и их оттенков по насыщенности и светлоте;

‒ Различение контрастных и смежных цветов;

‒ Соотнесение цвета, как признака предметов и явлений окружающего мира;

‒ Нахождение предметов заданного цвета и оттенка в окружающем пространстве;

‒ Различение цвета одного или нескольких движущихся объектов.

Знакомство с цветом стимулирует работу зрительного анализатора, активизирует зрительные реакции на цветовой раздражитель, способствует зрительному анализу и синтезу предметов, обогатит ребенка зрительными впечатлениями, подарит яркие образы, помогут в воспитании художественного вкуса [1].

Игры, способствующие развитию цветовосприятия и цветоразличения:

«Подбери по цвету»;

«Назови все предметы в окружающем пространстве данного цвета»;

«Цветик-семицветик»;

«Радуга»»

«Назови оттенки одного цвета»»

«Выложи цветовые дорожки по образцу»;

«Разноцветные бусы»;

«Определи холодные и теплые цвета и оттенки»;

«Найди контрастные и смежные цвета»

«Сортировка предметов по цвету»

«Подбери цвета всех времен года»

‒ «Какого цвета не стало?»

«Какой цвет лишний?»

«Одень куклу в одежды одного тона» и т. д.

Большинство отечественных ученых выделяют форму как наиболее информативный признак при восприятии объекта. Проведенное изучение особенностей развития представлений о форме у детей с косоглазием и амблиопией показало, что даже на пятом году жизни у них не сформированы действия сличения и различения, а также соотнесение формы геометрических фигур с формой реальных предметов и их изображений.

Тактильно-зрительный способ обследования предметов окружающего мира является наиболее активной формой зрительного восприятия, который дает возможность успешно анализировать форму предметов и сопоставлять ее с геометрическими эталонами. Наряду с этим способом включается в процесс зрительного восприятия тактильно-двигательный и зрительно-двигательный способы обследования.

Совокупность этих трех способов предметного обследования дает ребенку возможность наиболее полного восприятия формы.

Получив результаты обследования, можно приступить к решению следующих задач:

  1. Закреплять знания детей о формах, их элементах признаках и свойствах;
  2. Упражнять в умении видеть формы геометрических фигур в окружающих предметах;
  3. Упражнять в различении и группировки геометрических фигур;
  4. Учить соотносить объемные фигуры с их изображением на плоскости и наоборот;
  5. Учить конструировать из одних геометрических фигур другие.

Формирование представлений о форме у детей с нарушением зрения — длительный процесс. Поэтому знакомство и освоение различных форм проходит в несколько этапов:

На первомдети знакомятся с кругом. квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником, ромбом, многоугольником.

В процессе зрительно-осязательного обследования они учатся выделять признаки этих фигур и словесно их обозначать. С этой целью проводятся такие дидактические игры, как «Чудесный мешочек», «найди фигуру по описанию», «Дорисуй фигуру», Выложи фигуру из палочек» и т. д. Дети комментируют свои действия и доказывают правильность выбора. Затем задаются параметры фигуры (цвет, форма, величина), по которым дети находят и описывают ее (например, большой белый квадрат и т. п.) [2].

Знакомство с формой лучше начинать не с объемной, а с плоскостной фигуры. Они являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и других) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Когда дети усвоят признаки геометрических фигур надо начинать учить их соотносить с формой реальных предметов и их изображений. Предлагаются игры, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке и в окружающей обстановке: «Заколдованные овощи и фрукты», «Что бывает круглое (квадратное, треугольное и т. п.) и т. д.

На завершающей стадии детям предлагаются следующие игры и упражнения: «Какая фигура лишняя», «Зрительный (слуховой) диктант», «Сравни фигуры», «Продолжи цепочку», «Нарисуй недостающую фигуру».

На втором этапе у дошкольников формируют умения зрительно находить в реальных предметах знакомые геометрические формы. Важно научить детей давать подробные словесные описания каждой части сложной формы, а также узнавать их по словесному описанию. Это осуществляется в следующих дидактических играх: «Геометрическая мозаика», «Разрезные картинки», «Сложи узор (Б. Н. Никитин).

На третьем этапе детей 6–7 лет надо знакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом, конусом, цилиндром и т. д. В это время дошкольники учатся находить и называть элементы многогранника (вершина, основание, грань), соотносить объемные геометрические тела с их изображениями на плоскости, расчленять сложные предметы на составляющие их формы (например, у неваляшки части тела — шары разной величины). Рекомендуется проводить такие игры, как «Фотограф», «Подбери тень к фигуре», «Подбери и расставь предметы по схеме», «Их каких объемных тел состоит предмет» [3].

На четвертом этапе формируются навыки зрительного анализа, умение видоизменять и расчленять геометрические фигуры, конструировать из одних фигур другие. Особое место в это время занимают «Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо» и др. Игры интересны детям, т. к. их увлекает результат.

Обучающая и коррекционно-развивающая направленность игр и заданий обеспечивает освоение программы в разделе «Форма», положительную динамику развития психических процессов ребенка, высокий уровень готовности к обучению в школе.

Все предметы окружающего мира неодинаковы. Одни отличаются друг от друга по высоте, другие — по длине, третьи — по ширине или по всем трем признакам сразу. И поскольку величина — относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливаться людьми, причем за основу может быть принята любая произвольная единица. Но в области восприятия мы не всегда пользуемся метрической системой. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака — это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона.

Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.

Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Важно, чтобы взрослый, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти, например, «Построй пирамидку», «Собери снеговика», «Построй лесенку», Выложи последовательно от большого к малому и наоборот», «Расставь по росту людей (животных), «Подбери лыжникам палки и лыжи по величине» и т. д.

Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета — длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Литература:

  1. Григорьева Л. П., Блинникова И. В., Бернадская М. Э., Солнцева О. Г. Развитие восприятия ребенка. // Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: «Школа-Пресс», 2001.
  2. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. — М., 1985.
  3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): цвет, ребенок, фигура, предмет, окружающий мир, окружающее пространство, развитие цветовосприятия, Какой цвет, зрительный анализ, зрительное восприятие.


Похожие статьи

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

За последние годы увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к отклонениям в формировании зрительной системы, слабовидению...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Знакомство с цветом помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит важная задача: ввести ребёнка в мир цвета, научить его правильному цветовосприятию и цветоразличению.

Развитие пространственного ориентирования и зрительного...

Восприятие окружающего мира. ребенок, нарушение зрения, окружающий мир, предмет, свойство предметов, острота зрения

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения, развитие, бинокулярное зрение, игра, цвет.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, ребенок, окружающий мир, красный, эталон, изобразительная деятельность, детский

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия... ребенок, цвет, совместная деятельность, дидактический материал...

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете...

Он должен учитывать возрастные особенности представлений о цвете у детей и на сам процесс цветовосприятия.

Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – Л: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 120 с.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения, развитие, бинокулярное зрение, игра, цвет.

Красочный мир ощущений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Восприятие окружающего мира. ребенок, нарушение зрения, окружающий мир, предмет, свойство предметов, острота зрения

сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина, вид деятельности, младший...

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

Проблемой восприятия цвета и развития цветовосприятия так же занимается Н. В. Дубровская. Исследователи отмечают, что дети 5–7 лет проявляют интерес к произведениям искусства и способны воспринимать не только содержание, но и средства выразительности (В...

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Зрительное восприятие и восприятие в целом – сложнейший процесс, происходящий в психике человека, тем более ребенка.

Будут ли дети с нарушениями речи воспринимать окружающий мир искаженно, смогут ли правильно оценивать его. Если у детей с...

Похожие статьи

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

За последние годы увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к отклонениям в формировании зрительной системы, слабовидению...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Знакомство с цветом помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит важная задача: ввести ребёнка в мир цвета, научить его правильному цветовосприятию и цветоразличению.

Развитие пространственного ориентирования и зрительного...

Восприятие окружающего мира. ребенок, нарушение зрения, окружающий мир, предмет, свойство предметов, острота зрения

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения, развитие, бинокулярное зрение, игра, цвет.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, ребенок, окружающий мир, красный, эталон, изобразительная деятельность, детский

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия... ребенок, цвет, совместная деятельность, дидактический материал...

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете...

Он должен учитывать возрастные особенности представлений о цвете у детей и на сам процесс цветовосприятия.

Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – Л: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 120 с.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения, развитие, бинокулярное зрение, игра, цвет.

Красочный мир ощущений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Восприятие окружающего мира. ребенок, нарушение зрения, окружающий мир, предмет, свойство предметов, острота зрения

сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина, вид деятельности, младший...

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

Проблемой восприятия цвета и развития цветовосприятия так же занимается Н. В. Дубровская. Исследователи отмечают, что дети 5–7 лет проявляют интерес к произведениям искусства и способны воспринимать не только содержание, но и средства выразительности (В...

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Зрительное восприятие и восприятие в целом – сложнейший процесс, происходящий в психике человека, тем более ребенка.

Будут ли дети с нарушениями речи воспринимать окружающий мир искаженно, смогут ли правильно оценивать его. Если у детей с...

Задать вопрос