Исследование данной темы лежит в области литературного краеведения и посвящено изучению взаимоотношений Александра Сергеевича Пушкина с известными людьми Симбирского края XIX столетия, сыгравшими большую роль в становлении поэта: Николаем Михайловичем Карамзиным, Николаем Михайловичем Языковым и Александром Ивановичем и Николаем Ивановичем Тургеневыми.
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня особенно важно сохранить интерес подрастающего поколения к национальному фольклору и к русской классической литературе. Однако, история развития литературы не будет полностью раскрыта без обращения к ярким личностям родного края, поскольку они представляют часть не только общероссийского, но и европейского литературного наследия.
Александр Сергеевич Пушкин является уникальной фигурой русской литературы, который привлекает читателя не только, как гениальный поэт, но и как захватывающая, яркая личность. Ему удавалось быть счастливым даже при самых трагических обстоятельствах. В этом причина бесконечного интереса к творчеству и биографии этого талантливого автора, которые кажутся особенно интересными симбирянам, поскольку первый поэт России был тесно знаком с известными людьми Симбирского края: Николаем Михайловичем Карамзиным, Николаем Михайловичем Языковым и Александром Ивановичем и Николаем Ивановичем Тургеневыми.
Ещё ребёнком Пушкин увидел Карамзина, который на тот момент являлся главой молодой русской литературы и был частым и желанным гостем в доме Пушкиных. Уже тогда «Александр понимал, что Карамзин — это не то, что другие» [4, c. 50]. Дружеские связи лицейского периода с семьёй Карамзина имели большое влияние на формирование ума, взглядов и характера Пушкина, а также его общественной и литературной позиции. Именно у Карамзина Пушкин начал более близко общаться с П. Я. Чаадаевым. Беседы с ним учили Пушкина смотреть на свою жизнь «облагороженной высокой целью» [1, c. 49]. В Михайловском «История государства Российского» Н. М. Карамзина располагала его к историческим занятиям. Здесь «рождается» «Борис Годунов».
Надо отметить, что отношения между Карамзиным и Пушкиным были сложными. Это связано с разницей в возрасте и особым отношением молодого Пушкина к Катерине Андреевне, супруге Николая Михайловича. «Вовсе это не была лицейская любовь. Страсть», о которой не мог не знать Карамзин. В 1818–1819 годах отношения между поэтами еще более обострились. В Петербурге в то время достаточное количество неприятелей на добровольной основе доносили правительству о стихах, словах и выходках Пушкина. Несмотря на сложные взаимоотношения, среди друзей, хлопотавших за Александра Сергеевича перед императором, был и Карамзин — «единственный человек, который может спасти Пушкина... Его голос перед государем — все решит... Так все и вышло»... [4, 421] 6 мая 1820 года из Петербурга Пушкин выехал не в Сибирь, а на юг.
Молодой Пушкин осыпает Николая Михайловича эпиграммами, а в 1836 году пишет: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, <...> ни один истинно ученый человек, даже из бывших ему противников, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности» [2, 418].
Полтора десятилетия продолжалось заочное и очное знакомство симбирянина Николая Михайловича Языкова со своим старшим собратом по Парнасу и первым поэтом России Александром Сергеевичем Пушкиным.
Историк и публицист Ж. А. Трофимов посвятил книгу выяснению сути и характера взаимоотношений между поэтами — «родней по вдохновению», а также исследованию посещения Александром Сергеевичем Симбирска, где он собирал материалы и справки для своего историческое сочинение «История Пугачева». «Родня по вдохновению» основана как на опубликованных источниках, так и на результатах собственных разысканий автора. Так, Жорес Александрович пишет, что «...отношения между ними не могли быть всегда ровными и безоблачными... они были очень непростыми», так как в каждом из поэтов проявлялась индивидуальность и в чертах характера, и во взглядах на жизнь, и в методах и целях художественного творчества, и в житейских, умственных и иных запросах, и в формировании круга друзей и знакомых.
В то же время в переписке со своими братьями Николай Михайлович не раз высказывал одобрение и восхищение теми или иными творческими удачами Пушкина, а также его поразительной трудоспособностью.
Отношения Пушкина и Языкова являются ярким примером поэтической дружбы (их письма друг другу можно найти в собраниях сочинений поэтов), которая завязалась в 1824 г.
Александр Сергеевич чрезвычайно ценил в Языкове поэтический дар. Николай Михайлович считал себя «его послушником, его избранником и подручником» [3, c. 165]. Его влияние на творчество Пушкина можно проследить в стихотворении «Деревня» и в оде «Вольность».
Н. И. Тургенев не всегда одобрял резкое поведение и поэзию Александра Сергеевича. Выходки против правительства, сатирические стихотворения, высмеивающие общественные явления вынуждали его «ругать и усовещать» Пушкина. По словам А. И. Тургенева, он «не раз давал чувствовать» Пушкину, «что нельзя брать ни за что жалование и ругать того, кто дает его» [1, 40]. В результате одного из подобных разногласий на квартире Тургеневых, ситуация приняла настолько острые обороты, что Пушкин вызвал Н. И. Тургенева на дуэль, однако, сразу же передумал и с извинением забрал вызов обратно.
А. И. Тургенев способствовал поступления первого поэта России в Царско-сельский лицей. Известно, что он называл Пушкина «Сверчком» в «Арзамасе». Именно А. И. Тургеневу Николай I поручил сопровождать тело поэта в Святогорский монастырь. Благодаря А. И. Тургеневу симбиряне узнали о деталях кровавой истории, разыгравшейся 27 января 1837 г.
Таким образом, исследование данной темы позволило не только познакомиться с жизнью и творчеством симбирян, но и по-новому взглянуть на Симбирский край, многогранно вошедший в историю отечественной литературы, самым ярким представителем которой является Пушкин. Не менее яркими личностями XIX века были и знаменитые симбиряне: Карамзин, Языков, братья Тургеневы, которые в свою очередь были связаны с первым поэтом России дружественными узами. Всё это несомненно повлияло на их творчество и культурную жизнь современников и последующих поколений. Наша задача — сохранить то духовное и эстетическое наследие, которое оставили наши предки.
Литература:
- Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
- Лотман, Ю. М. Карамзин. [Текст] / Ю. М. Лотман. — Санкт-Петербург: Искусство СПБ, 1998. — 832 с.
- Трофимов Ж. А. Родня по вдохновению: Историко-документальное повествование об А. С. Пушкине и Н. М. Языкове. — Ульяновск: Симбирская книга, 1993. — 168 с.
- Тынянов, Ю. Н. Пушкин. [Текст] / Ю. Н. Тынянов. — Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1988. — 496 с.