Оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни / А. Т. Советхан, А. Б. Нургазиева, И. С. Берлибаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55204/ (дата обращения: 19.10.2024).



Актуальность проблемы. Одним из важных критериев, отражающих состояние здоровья детского населения, является физическое развитие. Физическое развитие — это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Основными критериями оценки физического развития ребенка являются масса тела, длина тела (рост), окружность головы, окружность грудной клетки и пропорциональность этих показателей.

Комплексная оценка физического развития предполагает соматометрию (определение окружностей, длинников и массы тела), физиометрию (исследование функциональных показателей). Рост и вес являются доступными и информативными показателями, характеризующими уровень физического развития детей, а отклонения их от нормативных значений указывают на необходимость углубленного обследования пациента. Рост ребенка ниже 3 и выше 97 перцентилей являются показанием к обязательному обследованию у специалистов (генетика, эндокринолога). Нарушение пропорциональности телосложения является показанием к обследованию у ортопеда (1,2).

Детский организм, особенно на ранних стадиях формирования, отличается необычайной динамичностью показателей физического развития. Снижение скорости роста, изменение соотношения массы и длины тела ребенка, остановка роста могут быть основными или даже единственными проявлениями хронических болезней. В тоже время физическое развитие может служить основой прогнозирования, а также распознавания различной патологии и должно быть составной частью программы исследования здоровья детей.

Общеизвестно, что у детей с избыточной массой тела значительно чаще регистрируются различные формы гипертонической и ишемической болезней, некоторые хронические заболевания верхних дыхательных путей, а также ряд эндокринных нарушений. Климато-геохимические, экологические условия, урбанизация также существенно влияют на показатели физического развития.

Физическое развитие является чутким индикатором социально-экономических изменений как позитивного так и негативного характера, определяет основные черты здоровья данного поколения в старших возрастах и позволяет прогнозировать жизнеспособность взрослого поколения. Низкий уровень жизни, обусловленный неполноценным или недостаточным питанием негативно воздействует на ростовые характеристики детей. Различные виды вскармливания комплексно влияют на основные показатели развития ребенка как на физическое, так и на нервно-психическое здоровье, а также на частоту возникновения инфекционных заболеваний (3).

В дошкольном возрасте значение имеют все размеры тела, если учитывать только размер тела без взаимосвязи с весом тела и окружностью грудной клетки, то можно получить необъективные данные физического развития на том или ином этапе онтогенеза. Отсюда следует, что гетерохронизм роста и совершенствования организма является закономерностью процесса развития детей в дошкольном онтогенезе, благодаря которому есть возможность дифференцировать темпы формирования функциональных систем и органов. В каждом возрастном периоде дошкольного онтогенеза процесс физического развития протекает гетерохронно, то усиливаясь, то замедляясь. Было установлено, что с самого рождения ребенка проявляется тенденция полового дисморфизма физического развития. Причем в первые два года жизни эта тенденция прослеживается через каждые три месяца, а с 3 до 7 лет — через каждые шесть месяцев (4).

Целью настоящего исследования явилась оценка показателей физического развития у детей первых пяти лет жизни.

Материал иметоды исследования. Проведена оценка антропометрических показателей 465 детей в возрасте до пяти лет, прикрепленных в 4-ю и 11-ю городские поликлиники г. Алматы.

Методика определения и расчет показателей физического развития детей.

Для оценки показателей физического развития детей и выяснения пропорциональности антропометрических данных были использованы центильные таблицы с интервалами (зонами, коридорами) с указанием массы тела, длины/роста тела и окружности груди в зависимости от пола (мальчики и девочки). Одновременно с помощью центильных таблиц выяснялась гармоничность (пропорциональность) физического развития детей с уточнением соматотипа. При выявлении дисгармоничности и/или резко дисгармоничного развития, а также микро- макросоматотипа по таблице оценки физического развития, имеющейся в амбулаторной карте ф. 112 определяли наличие избыточного (ожирение) и дефицита веса (истощение).

Результаты исследования. Проведен анализ антропометрических показателей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) 465 детей от рождения до пятилетнего возраста, из них мальчиков было 240 (52 %), девочек 225 (48 %) (таблица 1).

Таблица 1

Структура детей взависимости от пола ивозраста

Возраст

Пол

Всего (n=465)

Мальчики

Девочки

Абс.

%

Абс

%

Абс

%

До 12 мес

105

57

79

43

184

40

1–3 года

53

45

66

55

119

26

4–5 лет

82

51

80

49

162

34

Всего

240

52

225

48

465

100

В возрастном аспекте больше всего оценка физического развития проведена в группе детей до 1-го года, что можно объяснить обязательным ежемесячным измерением длины и массы тела детей данной возрастной группы врачами педиатрами на приеме в поликлинике.

Комплексная оценка физического развития подразумевало оценку каждого отдельного показателя и их совокупности. Во всех трех возрастных группах были выделены дети с гармоничным или дисгармоничным развитием, а так же определены соответствующие соматотипы детей (таблицы 2–4).

Таблица 2

Оценка физического развития удетей ввозрасте 0–12 мес.

Физическое развитие

Абс.

%

Гармоничное (при разности коридоров 0–1)

96

53

Дисгармоничное (разность коридоров 2)

74

41

Резко дисгармоничное (разность коридоров 3 и более)

14

6

Всего

184

100

Соматотип

Абс.

%

Микросоматотип (сумма коридоров 3–10)

82

45

Мезосоматотип (сумма коридоров 11–15)

91

50

Макросоматотип (сумма коридоров 16 и более)

11

5

Всего

184

100

Среди детей с дисгармоничным развитием 11 (6 %) детей были с паратрофией. Лишь 3 (2 %) детей были с дефицитом массы тела, что возможно связано с более внимательным, систематическим и надлежащим внимании и уходе за детьми первого года жизни со стороны как родителей, так и медицинского персонала поликлиники.

Таблица 3

Оценка физического развития удетей ввозрасте от 1— до 3 лет

Физическое развитие

Абс.

%

Гармоничное

50

42

Дисгармоничное

19

16

Резко дисгармоничное

50

42

Всего

119

100

Соматотип

Абс.

%

Микросоматотип

24

19

Мезосоматотип

60

51

Макросоматотип

35

30

Всего

119

100

В этой возрастной группе обследованных отмечается 11 (10 %) детей с дефицитом массы тела, больше чем в других группах. В данной возрастной категории -самое большее число детей с дис- и резко дисгармоничным развитием, соответственно у 69 (58 %) обследованных.

Таблица 4

Оценка физического развития удетей ввозрасте 4–5 лет

Физическое развитие

Абс.

%

Гармоничное

100

62

Дисгармоничное

34

20

Резко дисгармоничное

28

18

Всего

162

100

Соматотип

Абс.

%

Микросоматотип

40

25

Мезосоматотип

98

61

Макросоматотип

24

14

Всего

162

100

Количество детей с ожирением и дефицитом массы тела в данной возрастной группе было одинаковым и составило по 7 (5 %) обследованных соответственно.

Таким образом, нами проведена оценка физического развития детей до пятилетнего возраста. В возрасте от 1 года до 3-х лет наиболее часто определялась дисгармоничность развития, которая проявилась дефицитом массы тела, что требует дальнейшего изучения вопросов здоровья, профилактики заболеваемости, обеспечения консультации их у узких специалистов и организации рационального питания детей в средней возрастной группе.

Литература:

  1. Петеркова В. А., Таранушенко Т. Е., Киселева Н. Г., Теппер Е. А., Терентьева О. А. Оценка показателей физического развития в детском возрасте // Медицинский Совет — № 7–2016. — с. 28–35
  2. http://who.int/childgrowth/standards/ru.
  3. Легонькова Т. И., Матвеева Е. В., Степина Т. Г., Войтенкова О. В., Штыкова О. Н. Оценка показателей физического и нервно-психического здоровья у детей при различных видах вскармливания // Российский вестник перинатологии и педиатрии — № 4–2013. — с. 88–93
  4. Дворкина Н. И., Дворкин Л. С., Трофимова О. С. Мониторинг физичекого развития детей с рождения и до 7 лет // Физическое воспитание детей и учащейся молодежи. — 2015. — № 4 — с. 27–31
Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, физическое развитие детей, возрастная группа, дефицит массы тела, дисгармоничное развитие, грудная клетка, масса тела, разность коридоров, ребенок, сумма коридоров.


Похожие статьи

Результаты антропометрических исследований у детей от рождения до 7 лет жизни

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Уровневая характеристика показателей отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам

Этапы развития навыков у детей от 1,5 до 3 лет

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Динамика показателей умственной работоспособности учеников средней школы

Особенности формирования социальных способностей детей при переходе от дошкольной ступени к начальному образованию

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Результаты антропометрических исследований у детей от рождения до 7 лет жизни

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Уровневая характеристика показателей отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам

Этапы развития навыков у детей от 1,5 до 3 лет

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Динамика показателей умственной работоспособности учеников средней школы

Особенности формирования социальных способностей детей при переходе от дошкольной ступени к начальному образованию

Педагогические условия формирования потребности в физической активности детей дошкольного возраста

Задать вопрос