Процесс целеполагания у спортсменов. Пример постановки конкретной цели по выполнению шпагата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2018

Статья просмотрена: 2782 раза

Библиографическое описание:

Муравенкова, М. Ю. Процесс целеполагания у спортсменов. Пример постановки конкретной цели по выполнению шпагата / М. Ю. Муравенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55241/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается процесс целеполагания у спортсменов (на примере гимнастики). Предложена схема достижения цели по выполнению шпагата.

Ключевые слова: цели, целеполагание, гимнастика, шпагат.

Целеполагание — это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего. Целеполагание состоит из трёх категорий: «цель», «средство», «результат». Причём последняя не может отождествляться с первой по причине того, что правильно определённая цель всегда находится на недостижимом уровне, является идеальным образом, результат же мы получаем в конкретных условиях и обстоятельствах, следуя ценностям, которые преломляются через убеждения.

Процесс целеполагания спортсменов можно представить в виде выбора ведущей или нескольких целей, которые детерминируют не только осознанность деятельности, но и выбор средств и методов ее реализации.

В ходе физкультурно-спортивной деятельности целеполагание спортсмена проходит три стадии:

I Целеобразование, которое можно разбить на следующие этапы:

  1. Образование цели как идеального образа. Главная цель спортсменов в спорте высших достижений сводятся, как правило, к получению, подтверждению спортивных званий и разрядов или к победе на соревнованиях в избранном виде спорта от уровня своей школы до мировых. Но на пути к главной цели ставятся конкретные цели, связанные с освоением техники, развитием силы, координации, ловкости и т. д.
  2. Принятие решения, включающие определение средства для достижения поставленной цели.
  3. Планирование. В зависимости от того, цель является долгосрочной (на достижение цели требуется больше пяти лет), среднесрочной (предполагается, что достичь цель можно за срок, не превышающий пяти лет) или краткосрочной (цель достижима за один-два года) составляется долгосрочный, среднесрочный или краткосрочный план с разбивкой главной цели на более мелкие цели.

II Целеудержание, которое можно разбить на пять этапов:

  1. «Первоначальный энтузиазм». На данном этапе спортсмену целесообразно сохранять эмоциональную устойчивость, чтобы не произошло «эмоциональное выгорание».
  2. «Взлёты и падения». Так же спортсмену необходимо найти баланс между слишком большим вдохновением и глубокими переживаниями.
  3. «Борьба с собой». Понимание того, что даже самые именитые спортсмены имели поражения в спортивной карьере, поэтому требуется разумно оценивать свои способности, не допускать сомнений в своих силах в случае неудачи.
  4. «Постановка личных стандартов». Этап связан с осознанным выбором и саморегуляцией спортсмена, где важно так же понять уровень своих способностей и возможностей.
  5. «Побочные эффекты». Означает этап сохранения первоначальной целеустремленности без отвлечения на побочные продукты физкультурно-спортивной или иной деятельности.

III Целереализация, включающая две главные задачи:

  1. «Осмысление результата». Спортсмену необходимо наполнить цель более глобальным смыслом для себя и, возможно, социальной значимости.
  2. «Отказ от результата». Если в процессе достижения цели, поменялись внешние или внутренние условия (например, травма), то требуется пересмотреть цели.

Рассмотрим процесс целеполагания на примере достижения конкретной цели по выполнению шпагата.

Предположим, что занимающемуся гимнастикой необходимо достичь исполнения продольного шпагата. Гимнаст представляет себе идеальный образ и оценивает, что ему достаточно достичь в шпагате 1800. Далее спортсмену необходимо оценить свой уровень исполнения шпагата на текущий момент и так же оценить время, необходимое для получение желаемого результата. Далее, самостоятельно или с педагогом-тренером принять решение по выбору средств достижения поставленной цели. Составить план с контрольными датами проверки промежуточных результатов. Представим пример целеобразования по выполнению шпагата на рисунке:

Рис. 1. Пример целеобразования по выполнению шпагата

Далее, спортсмен действует по плану, при этом сохраняет эмоциональную устойчивость, справляется с возможными неудачами, не отвлекается от заданной цели. В назначенный срок происходит сверка поставленной цели и достигнутого результата. Если цель не достигнута, то есть необходимость в коррекции заданной цели, возможно, в выборе средств или планировании.

Литература:

  1. Неудакин В. А. Формирование целеполагания учащегося как механизм преемственноси ценностей. — СПб.: Алтейя, 2015. — 200 с.
  2. Конеева Е. В. Эстетическая гимнастика: История, техника, правила соревнований: Учебное пособие. — М.: Прометей. 2013–170 с.
  3. Муравенкова Мария Юрьевна — магистрант, Тюменский государственный университет, Россия.
Основные термины (генерируются автоматически): выполнение шпагата, идеальный образ, поставленная цель, спортсмен, III, выбор средств, заданная цель, эмоциональная устойчивость.


Ключевые слова

цели, целеполагание, гимнастика, шпагат

Похожие статьи

Постановка гимнастической цели по принципам целеполагания

В статье рассматриваются принципы целеполагания. Предложена схема достижения гимнастической цели по ловли обруча в перевороте без зрительного контроля и без помощи рук.

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности

В статье рассматривается проблема форм отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координационных способностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях тренировочной деятельности.

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной защиты в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматриваются оборонительные действия в игре в волейбол и пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Физическая подготовленность детей по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе

В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.

Эффективность использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при подготовке спортсменов высокой квалификации

В статье представлено обоснование эффективности использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при под-готовке спортсменов высокой квалификации. Эффективность исследована на основе анализа научно-методической литературы и пед...

Система тренировочного процесса на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера

В статье представлен примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП, а также примерный план тренировок на месяц по СФП на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера, указаны особенности тренировочного процесса на данном этапе.

Современное состояние проблемы развития скоростно-силовых способностей у прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования

В данной статье авторы рассматривают современное состояние проблемы повышения уровня скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования.

Временные резервы процесса чтения карты в спортивном ориентировании в теории и на практике

В статье описывается зависимость результата в спортивном ориентировании от навыка чтения карты и способы сокращения временных затрат на этот компонент, выявленные в ходе проведения опроса действующих квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.

Определение темперамента студентов как составляющая спортивно-организованного физического воспитания студентов

В статье приводятся параметры изучения темперамента студентов, занимающиеся средствами мини-футбола в процессе спортивно-организованного физического воспитания.

Похожие статьи

Постановка гимнастической цели по принципам целеполагания

В статье рассматриваются принципы целеполагания. Предложена схема достижения гимнастической цели по ловли обруча в перевороте без зрительного контроля и без помощи рук.

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности

В статье рассматривается проблема форм отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координационных способностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях тренировочной деятельности.

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной защиты в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматриваются оборонительные действия в игре в волейбол и пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Физическая подготовленность детей по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе

В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.

Эффективность использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при подготовке спортсменов высокой квалификации

В статье представлено обоснование эффективности использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при под-готовке спортсменов высокой квалификации. Эффективность исследована на основе анализа научно-методической литературы и пед...

Система тренировочного процесса на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера

В статье представлен примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП, а также примерный план тренировок на месяц по СФП на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера, указаны особенности тренировочного процесса на данном этапе.

Современное состояние проблемы развития скоростно-силовых способностей у прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования

В данной статье авторы рассматривают современное состояние проблемы повышения уровня скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования.

Временные резервы процесса чтения карты в спортивном ориентировании в теории и на практике

В статье описывается зависимость результата в спортивном ориентировании от навыка чтения карты и способы сокращения временных затрат на этот компонент, выявленные в ходе проведения опроса действующих квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.

Определение темперамента студентов как составляющая спортивно-организованного физического воспитания студентов

В статье приводятся параметры изучения темперамента студентов, занимающиеся средствами мини-футбола в процессе спортивно-организованного физического воспитания.

Задать вопрос