Модельные параметры техники выполнения поворота в заднем равновесии с положения седа в художественной гимнастике
Авторы: Софьина Элеонора Фархатовна, Ахтямова Эвелина Фархатовна
Рубрика: 25. Физическая культура и спорт
Опубликовано в
XLVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 21.10.2022
Статья просмотрена: 512 раз
Библиографическое описание:
Софьина, Э. Ф. Модельные параметры техники выполнения поворота в заднем равновесии с положения седа в художественной гимнастике / Э. Ф. Софьина, Э. Ф. Ахтямова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 64-69. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/462/17502/ (дата обращения: 16.12.2024).
Актуальность. В настоящее время художественная гимнастика — олимпийский вид спорта, в котором спортсменки всего мира соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыкальное сопровождение [2].
Правила художественной гимнастики постоянно меняются связи со стремительным развитием гимнастики. По правилам FIG в художественной гимнастике выполняются группы трудностей тела и предмета. К трудностям тела относятся повороты, прыжки и равновесия [4].
В нынешним олимпийском цикле наблюдается в соревновательных программах увеличение количества групп трудностей тела. Одним из параметров спортивно-технического мастерства, входящего в соревновательную композицию гимнасток, являются повороты [1]. В современной тенденции возрастает необходимость изучение элементов наивысшей трудности на более ранних этапах подготовки гимнасток [5]. Уже с юных разрядов гимнастки включают в свои композиции повороты на 540 и 720 градусов в различных положениях и позах [3]. Использование в соревновательных композициях поворота в заднем равновесии с положения седа позволит сделать упражнение более интересным и разнообразным.
На сегодняшний день есть проблемы подготовки и обучения спортсменок относительно сложным поворотам и их совершенствования. В литературе много информации о равновесно-вращательной подготовке. Тему равновесно-поворотной подготовки затрагивали такие авторы как Карпенко Л. А. и Лисицкая Т. С. Учитывая выше сказанное, возникает необходимость в разработки методики, специально направленной на обучение поворотов наивысшей трудности на ранних этапах подготовки.
Цель исследования. Выявить биомеханические характеристики модельной техники поворота в заднем равновесии в художественной гимнастике.
Результаты исследования и их обсуждение. Биомеханический анализбыл проведен для выявления модельных параметров техники изучаемого поворота в заднем равновесии с положения седа. Был рассмотрен выполнения поворота в заднем равновесии с положения седа у высококвалифицированной гимнастки — Солдатовой Александры (ЗМС, 1998 г.р, член Сборной команды России). Определялась структура двигательного действия, фазовая структура и кинематическая структура поворота. При использовании программы Kinovea было проанализирован видео при помощи просмотра кинограммы последовательных движений поворота.
Для выявления биомеханических показателей модельной техники поворота в заднем равновесии мы провели биомеханический анализ, который представлял собой просмотр последовательных движений поворота в заднем равновесии с положения седа.
Этап составление промера движения по кинограмме
Промер движения является первичным источником информации о внешней картине (кинематике) движения.
Фазы выполнения поворота 2
Рис. 1. Подготовительная фаза
Исходное положение — сед согнув ноги, левая рука вниз, правая в сторону. Происходит перенос центра тяжести и опоры на левую руку и ноги. Правая рука заводится немного вперёд. Основная задача подготовительной фазы: перенос тяжести тела на две ноги и руку для дальнейшего отталкивания рукой от пола.
Рис. 2. Фаза основных действий. Стадия отталкивания
Опора переходит на руку и опорную ногу. Происходит отталкивание от пола левой рукой и постепенное принятие позы вращения в заднем равновесии из положения моста с выполнением маха правой ноги. Основная задача стадии отталкивания в фазе основных действий: Создание необходимой инерции поворота при помощи отталкивания рукой от пола.
Рис. 3. Фаза основных действий. Стадия реализации
Стадия реализации включает в себя постепенное приобретение формы поворота. Центр тяжести тела перенесен на опорную ногу и выполняется вращение вокруг своей вертикальной оси. Весь поворот в основной фазе движения выполняется в вертикальной оси в положение заднего равновесия. Основные задачи стадии реализации в фазе основных действий: сохранение устойчивости на оси вращения и создание импульса силы для выполнения технических параметров поворота.
Рис. 4. Фаза завершающих действий
Фаза завещающих действий — достигнув максимального количество на оси вращения гимнастка начинает погасать скорость инерции поворота и возвращается в исходное положение. При помощи силы мышц спины и пресса туловище приходит в положение стойки. Данный поворот имеет следующие ошибки: быстрое принятие исходного положения, т, к. опорная нога опережает положение туловища; смещение центра опоры на свободную ногу. Основная задача завершающих действий: погашение скорости инерции поворота и принятие исходного положения.
Вывод. Анализируя данный поворот, мы выясняли, что в каждой фазе выполняются следующие задачи:
- В подготовительной фазе основной задачей является быстрый перенос тяжести тела на две ноги и руку для дальнейшего отталкивания рукой от пола.
- Фаза основных действий разделена на стадию отталкивания и стадию реализации поворота. Основной задачей стадии отталкивания является создание необходимой инерции поворота при помощи отталкивания рукой от пола. Задачами стадии реализации являются сохранение устойчивости на оси вращения и создание импульса силы для выполнения технических параметров поворота.
- Задачей завершающих действий является погашение скорости инерции поворота и принятие исходного положения.
Литература:
- Винер-Усманова И. А. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития: текст книги "Художественная гимнастика. История, состояние и перспективы развития". / И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Е. Е. Медведева, Р. Н. Терехина. — 2014. — Текст: электронный
- Карпенко Л. А. Художественная гимнастика: учебник / по ред. Л. А. Карпенко. — Москва,2003. — 103–105, 154–164 с. — Текст: непосредственный
- Лисицкая, Т. С. Развитие художественной гимнастики на современном этапе: учебное пособие / Лисицкая Т. С., Новикова Л. А.– Москва, 2010. — 119–225 с. — Текст: непосредственный
- Правила судейства по художественной гимнастике 2017–2020. — ФИЖ, 2017. — 49 с. — Текст: электронный: сайт. — URL: http://vfrg.ru/upload/iblock/b0e/b0ef90036571278987c9d657f05e9394.pdf (дата обращения: 24.05.2021).
- Пшеничникова, Г. Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: учебное пособие / Г. Н. Пшеничникова, О. П. Власова. — Омск: Издательство СибГУФК, 2013. — 187 с.
Похожие статьи
К вопросу о силе хвата при обучении подтягиванию
В данной статье рассматриваются многообразные упражнения для укрепления хвата с целью их упорядочения по определённым признакам.
Похожие статьи
К вопросу о силе хвата при обучении подтягиванию
В данной статье рассматриваются многообразные упражнения для укрепления хвата с целью их упорядочения по определённым признакам.