Целеполагание на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 02.04.2020

Статья просмотрена: 417 раз

Библиографическое описание:

Борисова, Л. В. Целеполагание на уроках русского языка и литературы / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4923/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема целеполагания на уроках русского языка и литературы исследуется в различных педагогических работах. Ввиду того, что цели обучения являются важной педагогической категорией, которые имеют практическое значение, рассмотрим подробнее в данной статье целеполагание на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: целеполагание, цель, урок, русский язык, литература.

The problem of goal setting in Russian language and literature lessons is studied in various pedagogical works. Since learning goals are an important pedagogical category that have practical significance, we will consider in more detail in this article goal setting in Russian language and literature lessons.

Keywords: goal setting, goal, lesson, Russian language, literature.

Для современной системы образования, помимо освоения учениками конкретных предметов и получения определенных навыков в рамках отдельных дисциплин, также важно формирование универсальных учебных действий. Современное качество обучения требует от учителя составить урок согласно ФГОС в три взаимосвязанных этапа:

– целеполагание;

– индивидуальная продуктивная деятельность;

– рефлексия.

Рассмотрим подробнее первый этап урока, а именно целеполагание на уроках русского языка и литературы. Целеполагание относится к регулятивным учебным действиям, которые очень важно развивать у всех учеников.

Целеполагание — это определенный процесс, при котором происходит установление и формулировании, как у учеников, так и у учителя задач и целей обучения на различных его этапах [1].

Учитель при ведении современного урока не транслирует свою цель, а лишь создает условия, которые вовлекут каждого ученика в процесс целеполагания. Когда ученик поймет смысл учебной задачи и примет ее как особенно значимую, только тогда деятельность ученика станет мотивированной и целенаправленной. На таком этапе урока у ученика возникает внутренняя мотивация на активную деятельность.

Цель всегда должна быть понятна, реальна, технологична и диагностична.

А. В. Хуторский отмечает такие группы целей [2]:

– личностные цели;

– предметные цели;

– креативные цели;

– когнитивные цели;

– организационно-деятельностные цели.

Приемы целеполагания классифицируют на такие группы, как: визуальные и аудиальные. Визуальные в свою очередь делятся на [3]:

– Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Ученики строят план действий, чтобы найти ответ на вопрос.

– Работа над понятием. Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока.

– Ситуация яркого пятна. Среди одинаковых предметов, один предмет выделен цветом и размером. Зрительно ученики концентрируют свое внимание на необходимом предмете. Выделяется причина выделения предмета, затем определяется цель урока.

– Группировка. Ряд слов, предметов, фигур предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.

Аудитный прием целеполагания включает:

– Подводящий диалог. При рассмотрении учебного материала проводится беседа, которая направлена на рассуждение и обобщение. Ученики не всегда могут рассказать о чем-то в силу своей некомпетентности. Возникают ситуации, когда необходимо применить дополнительные исследования. Ставится цель.

– Эпиграф. Ученикам предлагается текст, который необходимо осмыслить и понять. Текст изложен на доске. Ученики должны придумать, как текст может быть связан с темой урока, например: тема урока — многозначные слова, на доске изложен эпиграф из былины об Илье Муромце: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так, с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать».

– Проблема предыдущего урока. Тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Например, на уроках русского языка и литературы можно применить достаточное количество приемов целеполагания, которые в свою очередь подсказаны методической литературой: вставить слова, найти ошибки, собрать текст, составить свой личный текст.

Учитель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания [2].

Для перечисленных приемов существуют обязательные условия:

– учет предельного уровня знаний учеников и их опыт;

– активная мыслительная деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс целеполагания — это коллективное действие. Каждый ученик индивидуальность, он является активным деятелем, чувствует себя созидателем общего творения. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Литература:

  1. Неудакин В. А. Формирование целеполагания учащегося как механизм преемственности ценностей // В. А. Неудакин. — Издательство «Алетейя». — 2017. — 200с.
  2. Хуторской А. В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения // А. В. Хуторской. — Издательство «Питер». — 2018. — 720с.
  3. Аствацатуров Г. О. Технология целеполагания урока // Г. О. Аствацатуров. — Издательство «Учитель». — 2019. — 118с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, урок, ученик, литература, слово, этап урока.

Похожие статьи

Использование учебных текстов в процессе обучения русскому языку в дидактических и коммуникативных целях

В статье рассматриваются вопросы практического изучения текста в дидактических и коммуникативных целях, которые включает в себя этапы восприятия и анализа текста.

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

В данной статье даются сведения о роли дидактических игр в преподавании русского языка в начальных классах узбекской школы, их видах и структуре. Раскрываются наиболее важные вопросы содержания, методов, приёмов, инновационных форм обучения учащихся-...

Учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения

Эта статья посвящена вопросу исследования художественного текста, в системе литературного образования школьника. Автор рассматривает учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения. Особое внимание акцентируется на проце...

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла

В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.

Проблема мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей

Настоящая статья посвящена проблеме мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей. В статье рассматривается понятие учебной мотивации и её влияние на изучение английского языка.

Способы повышения мотивации при обучении иностранному языку

В данной статье мотивация рассматривается как один из ключевых факторов, определяющих успешность изучения иностранного языка. Рассмотрены различные способы повышения мотивации на уроке иностранного языка в школе.

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Похожие статьи

Использование учебных текстов в процессе обучения русскому языку в дидактических и коммуникативных целях

В статье рассматриваются вопросы практического изучения текста в дидактических и коммуникативных целях, которые включает в себя этапы восприятия и анализа текста.

К проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста

В данной статье рассмотрены вопросы, посвященные проблеме развития познавательного интереса к изучению русского языка у учащихся среднего подросткового возраста. Описаны психологические особенности учащихся подросткового возраста, условия, методы и п...

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

В данной статье даются сведения о роли дидактических игр в преподавании русского языка в начальных классах узбекской школы, их видах и структуре. Раскрываются наиболее важные вопросы содержания, методов, приёмов, инновационных форм обучения учащихся-...

Учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения

Эта статья посвящена вопросу исследования художественного текста, в системе литературного образования школьника. Автор рассматривает учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения. Особое внимание акцентируется на проце...

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла

В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения проектной детальности как одного из активных методов обучения на уроках литературы в основной школе.

Проблема мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей

Настоящая статья посвящена проблеме мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей. В статье рассматривается понятие учебной мотивации и её влияние на изучение английского языка.

Способы повышения мотивации при обучении иностранному языку

В данной статье мотивация рассматривается как один из ключевых факторов, определяющих успешность изучения иностранного языка. Рассмотрены различные способы повышения мотивации на уроке иностранного языка в школе.

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Задать вопрос