Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Целеполагание на уроках русского языка и литературы

Общеобразовательная школа
02.04.2020
450
Поделиться
Библиографическое описание
Борисова, Л. В. Целеполагание на уроках русского языка и литературы / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4923/.


Проблема целеполагания на уроках русского языка и литературы исследуется в различных педагогических работах. Ввиду того, что цели обучения являются важной педагогической категорией, которые имеют практическое значение, рассмотрим подробнее в данной статье целеполагание на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: целеполагание, цель, урок, русский язык, литература.

The problem of goal setting in Russian language and literature lessons is studied in various pedagogical works. Since learning goals are an important pedagogical category that have practical significance, we will consider in more detail in this article goal setting in Russian language and literature lessons.

Keywords: goal setting, goal, lesson, Russian language, literature.

Для современной системы образования, помимо освоения учениками конкретных предметов и получения определенных навыков в рамках отдельных дисциплин, также важно формирование универсальных учебных действий. Современное качество обучения требует от учителя составить урок согласно ФГОС в три взаимосвязанных этапа:

– целеполагание;

– индивидуальная продуктивная деятельность;

– рефлексия.

Рассмотрим подробнее первый этап урока, а именно целеполагание на уроках русского языка и литературы. Целеполагание относится к регулятивным учебным действиям, которые очень важно развивать у всех учеников.

Целеполагание — это определенный процесс, при котором происходит установление и формулировании, как у учеников, так и у учителя задач и целей обучения на различных его этапах [1].

Учитель при ведении современного урока не транслирует свою цель, а лишь создает условия, которые вовлекут каждого ученика в процесс целеполагания. Когда ученик поймет смысл учебной задачи и примет ее как особенно значимую, только тогда деятельность ученика станет мотивированной и целенаправленной. На таком этапе урока у ученика возникает внутренняя мотивация на активную деятельность.

Цель всегда должна быть понятна, реальна, технологична и диагностична.

А. В. Хуторский отмечает такие группы целей [2]:

– личностные цели;

– предметные цели;

– креативные цели;

– когнитивные цели;

– организационно-деятельностные цели.

Приемы целеполагания классифицируют на такие группы, как: визуальные и аудиальные. Визуальные в свою очередь делятся на [3]:

– Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Ученики строят план действий, чтобы найти ответ на вопрос.

– Работа над понятием. Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока.

– Ситуация яркого пятна. Среди одинаковых предметов, один предмет выделен цветом и размером. Зрительно ученики концентрируют свое внимание на необходимом предмете. Выделяется причина выделения предмета, затем определяется цель урока.

– Группировка. Ряд слов, предметов, фигур предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.

Аудитный прием целеполагания включает:

– Подводящий диалог. При рассмотрении учебного материала проводится беседа, которая направлена на рассуждение и обобщение. Ученики не всегда могут рассказать о чем-то в силу своей некомпетентности. Возникают ситуации, когда необходимо применить дополнительные исследования. Ставится цель.

– Эпиграф. Ученикам предлагается текст, который необходимо осмыслить и понять. Текст изложен на доске. Ученики должны придумать, как текст может быть связан с темой урока, например: тема урока — многозначные слова, на доске изложен эпиграф из былины об Илье Муромце: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так, с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать».

– Проблема предыдущего урока. Тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Например, на уроках русского языка и литературы можно применить достаточное количество приемов целеполагания, которые в свою очередь подсказаны методической литературой: вставить слова, найти ошибки, собрать текст, составить свой личный текст.

Учитель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания [2].

Для перечисленных приемов существуют обязательные условия:

– учет предельного уровня знаний учеников и их опыт;

– активная мыслительная деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс целеполагания — это коллективное действие. Каждый ученик индивидуальность, он является активным деятелем, чувствует себя созидателем общего творения. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Литература:

  1. Неудакин В. А. Формирование целеполагания учащегося как механизм преемственности ценностей // В. А. Неудакин. — Издательство «Алетейя». — 2017. — 200с.
  2. Хуторской А. В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения // А. В. Хуторской. — Издательство «Питер». — 2018. — 720с.
  3. Аствацатуров Г. О. Технология целеполагания урока // Г. О. Аствацатуров. — Издательство «Учитель». — 2019. — 118с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
целеполагание
цель
урок
русский язык
литература

Молодой учёный