Теоретические аспекты исследования целеполагания как ресурса психологической безопасности личности обучающихся с разным уровнем академической успеваемости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (555) январь 2025 г.

Дата публикации: 26.01.2025

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Корнеева, И. А. Теоретические аспекты исследования целеполагания как ресурса психологической безопасности личности обучающихся с разным уровнем академической успеваемости / И. А. Корнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 4 (555). — С. 300-303. — URL: https://moluch.ru/archive/555/122216/ (дата обращения: 01.04.2025).



В статье автор рассматривает целеполагание как ресурс психологической безопасности личности обучающихся с разным уровнем академической задолженности.

Ключевые слова: целеполагание, психологическая безопасность, личность, обучающийся.

В современной психологии вопрос психологической безопасности личности обучающихся остается открытым и является предметом обсуждения, поскольку психологическая безопасность как состояние находится на стыке личностного и общественного, внутреннего и внешнего, что, безусловно, отражает непосредственную зависимость от взаимодействия субъекта с окружающей его средой [12].

К вопросу о психологической безопасности личности возвращались многие ученые. Так, по мнению А. Фрейд, целенаправленно сформированные психологические механизмы защиты, в число которых входят вытеснение и проекция, помогают индивиду снизить тревожность и поддерживать психическое равновесие [14]. Г. Моррей считает, что социальное окружение играет важную роль в подержании психологического благополучия личности. Дж. Уотсон, Б. Скиннер и А. Бандура в своих работах склонялись к мнению о том, что важно формировать позитивное отношение к окружающим, что влечет за собой укрепление уверенности и психологической устойчивости, особенно в стрессовых ситуациях [4]. Бихевиористы также подчеркивали на необходимость позитивного подкрепления и комплексных тренингов, направленных на развитие конструктивного поведения и адаптивных навыков, поскольку позволяют человеку лучше адаптироваться к вызовам внешней среды [4].

Э. Фроммом и К. Роджерс склонялись к тому, что психологическая безопасность имеет значение базовой потребности личности, предшествующей стремлению к самоактуализации. Стабильность в социуме и благоприятная социальная среда, по мнению Э. Фромма, являются залогом для формирования чувства защищенности и поддерживают психологическое здоровье личности. В основе таких идей лежит значение о важности социального окружения, которое в перспективе способно удовлетворять потребности человека в уважении и поддержке [15].

Современные исследования придерживаются идеи о психологической безопасности личности в контексте его индивидуального благополучия, включающего в себя как личностный, так и социальный контексты. Так, зарубежные исследователи под психологической безопасностью понимают состояние защищенности, необходимое для удовлетворения основных потребностей человека, что особенно остро отражается в нестабильное для общества время [16].

Д. Кан и В. Бейли — сторонники организационной психологии, и они считают, что психологическая безопасность личности связана с возможностью человека проявлять инициативу, не опасаясь за свою репутацию или карьеру. Психологическая безопасность, по мнению выше названных авторов, рассматривается как фактор, позволяющий команде быть более сплоченной с возможностью предотвращения различных форм психологического давления [2].

Отечественные ученые, такие как И. А. Баева и М. Р. Битянова, в своих исследованиях придерживаются мнения о том, что в основе психологической безопасности личности лежит важность эмоционального климата в образовательной среде: например, создание условий психологической безопасности в школе способствуют развитию эмоциональной устойчивости детей и подростков и снижению тревожности и неуверенности у последних [1]. В. П. Вишневская и И. Н. Панарин отмечают, что доверительные отношения в семье и профессиональной группе являются важными факторами в формировании психологической устойчивости личности и способности противостоять неблагоприятным факторам.

Среди работ ряда ученых отмечается двоякая природа психологической безопасности. Так, И. А. Баева в своих работах пишет, что психологическая безопасность включает в себя как окружение человека, так и индивидуальные ресурсы личности: например, психологическая безопасность школьной среды способствует укреплению психологической устойчивости учащихся, поскольку стимулируют развитию у последних социальных и личных качеств без опасений различных форм психологического давления. И. А. Полина в своих работах акцентирует внимание на необходимости социальной поддержки и эмоциональной взаимопомощи для создания безопасного пространства в образовательных учреждениях, поскольку, по мнению автора, стабильность и защищенность влияют на формирование позитивного самоощущения у подростков [10].

Г. В. Грачев под психологической безопасностью личности рассматривает устойчивость психики, способность личности поддерживать баланс и самоконтроль. Т. С. Кабаченко обращает внимание на социокультурные аспекты психологической безопасности: по мнению автора, факторы внешней среды могут нарушать социальные связи и эмоциональные состояния индивидов [6].

В современных условиях понятие «среды» включает в себя не только непосредственное социальное окружение, но и виртуальную и информационную среду, поскольку все эти понятия в совокупности оказывают влияние на внутреннее состояние человека. Т. М. Титаренко в своих работах подчеркивает, что психологическая безопасность «находится» на перекрещивании личностного и экологического, внутреннего и внешнего, что, безусловно, означает ее зависимость от взаимодействия субъекта со средой [13]. Современные информационные условия зачастую формируют новые угрозы, часто более опасные, чем непосредственные физические угрозы, в связи с чем потенциально первые оказывают значительное влияние на психологическое состояние личности.

Стоит отметить и двойственную природу психологической безопасности. Деструктивные воздействия могут исходить как извне, например, в форме угроз со стороны общества, социальных страхов, так и изнутри, когда произошла деформация внутреннего состояния самого человека из-за навеянных или «выдуманных» самим человеком состояний тревоги, беспокойств. Однако в большинстве случаев негативные воздействия имеют внешнюю природу.

Вопрос изучения целеполагания носит теоретическую и прикладную значимость, поскольку целеполагание исследуется как с позиции индивидуальной деятельности, так и с точки зрения общественных установок и ожиданий, так как последние формируют общую структуру целей и приоритетов в обществе.

В отечественной и зарубежной литературе имеются сведения о теоретических основаниях целеполагания. Так, Э. Толмен ввел понятие «когнитивных карт» как системы ориентиров, на основе которых человек старается достичь желаемых результатов. Автор придерживается идеи, ориентированной на формирование цели и разработки стратегии для ее достижения. Эта идея легла в основу когнитивной теории мотивации, рассматривающей целеполагание как процесс, базирующийся на рациональном и планируемом мышлении [15].

А. Бандура рассматривает целеполагание как синтез когнитивных, эмоциональных и поведенческих факторов, когда люди ставят цели, основываясь на предыдущем положительном и отрицательном опыте, социальные ожидания и модели поведения. С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев в свою очередь делают акцент на индивидуальные аспекты мотивации и самоорганизации в процессе целеполагания.

В основе современных подходов к целеполаганию у ряда ученых лежит уточнение и систематизации механизмов, базирующихся в основе целеполагания. Так, В. Р. Шадриков считает, что природа целеполагания — целостно-рациональная, поскольку целеполагание включает в себя влияние социальных факторов и индивидуальных характеристик личности.

О. К. Тихомиров выделял процессы целепринятия и целепорождения, где на интеллектуальном уровне человек принимает цели, предложенные обществом, и порождает новые цели, исходя из внутренних потребностей [13]. Важно отметить, что исследователь указывал на разницу между произвольным и непроизвольным целеполаганием: при произвольном — человек сознательно формирует цели и выбирает способы их достижения.

С. Л. Рубинштейн выделял в целеполагании внутренний и внешний уровни, считая, что на внешнем уровне формируются конкретные задачи, а на внутреннем — более общие цели, направленные на самоконтроль и саморегуляцию. Автор утверждал, что деятельность человека невозможно представить без целенаправленного поведения, и что именно целеполагание превращает деятельность в осмысленный процесс.

По мнению А. Бандуры, процесс постановки целей неразрывно связан с мотивацией, поскольку последняя объясняет, что именно побуждает человека стремиться к достижению целей. Автор в своих работах указывает, что мотивация и цели формируются через наблюдение и общение с другими людьми, когда человек, наблюдая за поведением других, создает собственные мотивации и ставит свои цели. Исследователь показывает важность окружающих людей и социальных норм в процессе постановки целей личности.

О. И. Близнецова и И. Н. Воробьева детально рассматривают этапы и уровни развития способности к целеполаганию [3]. О. И. Близнецова выделяет этапы осознания цели, ее принятия и окончательного целеобразования, где каждая стадия вносит свой вклад в формирование устойчивой мотивационной установки. Воробьева же говорит о трёх уровнях целеполагания: от низкого уровня, где цели навязаны и слабо осознаются, до высокого, при котором человек самостоятельно формирует систему целей, ориентированную на саморазвитие и удовлетворение внутренних потребностей.

Этапный подход в отечественной психологии имеет параллели и в западных теориях. Так, Дж. Локк в своей теории постановки целей также выделяет важность этапов и подчеркивает, что процесс постановки цели развивается от общей идеи до конкретного плана, включая промежуточные задачи и конечные результаты. Оба подхода свидетельствуют о том, что структурирование и этапность цели оказывают влияние на её успешное достижение.

Однако среди ученых встречается и противоположное мнение. Так, с точки зрения О. К. Тихомирова и Н. Ф. Наумовой, целеполагание — это творческий процесс, который актуализируется в условиях неопределённости. В таких ситуациях появляется необходимость в творческом мышлении, так как недостаток информации требует нестандартных решений.

Целеполагание в ключе современной психологии и педагогики остается предметом обсуждения. Особенно остро этот вопрос касается обучающихся с различным уровнем академической задолженности. В данном вопросе целеполагание сфокусировано на таких аспектах как мотивация, самооценка, личностные черты и адаптивные стратегии. В данной области исследователи стремятся понять, как особенности целеполагания и индивидуально-психологические черты учащихся влияют на их академические достижения и психологическое состояние, поскольку в условиях современной образовательной системы возникает необходимость оптимизации процессов обучения и поддержки студентов для повышения их устойчивости к различным факторам и успешности.

Так, А. В. Литвинова, изучая особенности целеполагания у студентов с разным уровнем академической успеваемости, в своих работах пишет о том, что студенты с высокой успеваемостью ориентированы на внутренние мотивы и обладают развитым умением планировать и достигать поставленные цели, тогда как у студентов со средней успеваемостью преобладают внешние мотивы, и они испытывают сложности в планировании. Этот вывод объясняет важность не только когнитивных способностей, но и мотивационных и волевых процессов, которые играют роль в академической успеваемости студентов [7].

Исследование А. М. Мишкевича подчеркивает связь между личностными чертами и успеваемостью старшеклассников, выявляя взаимозависимость учебной успеваемости с такими чертами, как добросовестность и открытость опыту. Автор считает, что добросовестные и открытые опыту старшеклассники демонстрируют более высокую успеваемость и отсутствие академической задолженности. Добросовестность, усердный труд, открытость опыту, любознательность, стремление к новым знаниям — все это, по мнению Е. Р. Слободской, также связаны с целеполаганием и формированием академической мотивации у школьников [9].

Современные исследования в области педагогической психологии уделяют значительное внимание понятию психологической безопасности обучающихся. П. И. Беляева в своих работах пишет о важности доверия к педагогам, отсутствию предвзятости, взаимопомощи среди детей и активному участию родителей в школьной жизни детей, что, в свою очередь, играет ключевую роль в создании психологической безопасности обучающихся и способствует академической успеваемости школьников.

Марченко А. В. и соавторы считают, что академическая успеваемость рассматривается как результат взаимодействия интеллектуальных способностей и личностных характеристик подростков. Исследование выявило, что успешность в учебе связана с такими качествами, как общительность, открытость, развитое мышление, самостоятельность, эмоциональная устойчивость и воображение. Эти факторы помогают подросткам лучше адаптироваться к образовательным требованиям и эффективнее использовать свои знания.

Анализ существующих исследований показывает, что академическая успеваемость, психологическая безопасность личности и целеполагание рассматриваются в разнообразных аспектах. В частности, психологическая безопасность изучается как результат благоприятной образовательной среды, поддерживающей субъективное благополучие и снижающей школьную тревожность. Академическая успеваемость трактуется как показатель интеллектуальных способностей, личностных характеристик и стратегий саморегуляции, а целеполагание — как фактор, повышающий мотивацию и снижая тревожность. Однако, несмотря на значительный объем данных, в существующих работах не всегда отводится должное внимание рассмотрению академической успеваемости в контексте целеполагания как ресурса психологической безопасности личности обучающихся.

В контексте изучаемой проблемы необходимо анализировать взаимосвязь между целеполаганием, академической успеваемостью и психологической безопасностью личности. Важно учитывать, как целеполагание может способствовать повышению устойчивости к учебным стрессам и созданию благоприятного психоэмоционального климата у обучающихся с различными уровнями академической успешности. Такой подход позволяет расширить существующее представление о роли целеполагания как ключевого ресурса для формирования психологической безопасности в образовательной среде.

Параметры изучения психологической безопасности личности включают в себя следующее: индивидуальные ресурсы личности, социальную поддержку, среду и ее влияние, информационную безопасность. Иными словами, психологическая безопасность личности является «продуктом» взаимодействия характеристики среды и активности субъекта.

Важным аспектом формирования психологического состояния является способность личности адекватно реагировать и эффективно реагировать на внешние и внутренние воздействия. При этом личности важно уметь сохранять уверенность в будущем и, спокойствие и устойчивость в настоящем.

Литература:

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие профилактики психического здоровья ее субъектов // Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в Современной России. — Махачкала: АЛЕФ, 2014. — 504–516 с.
  2. Балюкова И. Б., Секретарева К. Л. Роль индивидуально– психологических характеристик в формировании психологически безопасной 92 образовательной среды//Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 65–71.
  3. Близнецова, О. И. Способность к целеполаганию как ключевая компетентность в профессиональной подготовке студентов [Текст] / О. И. Близнецова // Среднее профессиональное образование: приложение. — 2010. — № 2. — С. 43–47.
  4. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. 268 с.
  5. Журавлев А. Л., Тарабрин Н. В. Психологическая безопасность: на пути к комплексным, междисциплинарным исследованиям (вместо предисловия) // Проблемы психологической безопасности: сборник научных статей. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 5–21.
  6. Кабаченко Т. С. Психология управления. М.: Педагогическое общество России, 2005. 384 с.
  7. Литвинова А. В. Целеполагание студентов с разным уровнем академической успеваемости // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4. С. 708–721. doi: https://doi.org/10.15507/1991–9468.109.026.202204.708–721
  8. Мишкевич А. М. Взаимосвязь личностных особенностей и учебной успеваемости старшеклассников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. С. 101–116. DOI: 10.17759/psyedu.2021130107
  9. Полина А. В. Доверие к себе и к миру как основа психологической безопасности личности // Человек в современном мире: кризис и глобализация: международная междисциплинарная коллективная монография. М.: Энциклопедист–Максимум, 2020. С. 277–282.
  10. Роменец В. А. Предмет и принципы историко–психологического исследования: дис. Д-ра. психол. наук. Киев, 1989. 60 с.
  11. Титаренко Т. М. Испытание кризисом. Одиссея преодоления. М.: Когито-Центр, 2010. 304 с.
  12. Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст] / О. К. Тихомиров. — М.: Академия, 2002. — 288 с.
  13. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: Педагогика-пресс, 1993. — 144 с.
  14. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 608 с.
  15. Johnson C. E., Keating J. L., Molloy E. K. Psychological safety in feedback: What does it look like and how can educators work with learners to foster it? // Medical education. 2020. Vol. 54. № 6. P. 559–570.
  16. Lam C. B., McBride-Chang C. A. Resilience in Young Adulthood: The Moderating Influences of Gender-related Personality Traits and Coping Flexibility // Sex Roles. 2007. Vol. 56. № 3–4. Р. 159–172.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая безопасность, психологическая безопасность личности, академическая успеваемость, академическая задолженность, психологическая безопасность личности обучающихся, работа, внешний уровень, внешняя среда, высокая успеваемость, образовательная среда.


Похожие статьи

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Значимость комплексного подхода в работе службы психолого-педагогического сопровождения в вопросах адаптации обучающихся при переходе на новую ступень обучения

В статье автор исследует дезадаптационные явления у обучающихся при переходе на новую ступень обучения.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Теоретические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению

В статье автор освещает теоретические аспекты готовности ребенка к школе, рассматривает различные подходы к понятию «готовность к школе».

Роль удовлетворенности трудом в обеспечении психологической безопасности образовательной среды для педагога

Исследованы основные проблемы удовлетворенности трудом для обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Раскрыты научные подходы к понятию психологическая безопасность образовательной среды и удовлетворенность трудом. Даны рекоменд...

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Похожие статьи

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Значимость комплексного подхода в работе службы психолого-педагогического сопровождения в вопросах адаптации обучающихся при переходе на новую ступень обучения

В статье автор исследует дезадаптационные явления у обучающихся при переходе на новую ступень обучения.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Теоретические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению

В статье автор освещает теоретические аспекты готовности ребенка к школе, рассматривает различные подходы к понятию «готовность к школе».

Роль удовлетворенности трудом в обеспечении психологической безопасности образовательной среды для педагога

Исследованы основные проблемы удовлетворенности трудом для обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Раскрыты научные подходы к понятию психологическая безопасность образовательной среды и удовлетворенность трудом. Даны рекоменд...

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Задать вопрос