Статья посвящена бухгалтерскому учету и его взаимосвязи с менеджментом. Приводится определение бухгалтерского учета, раскрывается его понятие. Рассматриваются основные функции управления.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, функции, организация.
The article is devoted to accounting and its relationship with management. The definition of accounting, reveals its concept. The basic functions of managementя are considered.
В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ (ч. 1 ст. 2): «Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности» [3, c. 1].
Таблица 1
Система регулирования бухгалтерского учета вРоссии
Уровень |
Документы |
Органы, принимающие документы |
1 уровень – законодательный |
Федеральные законы, постановления, указы |
Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ |
2 уровень – отраслевой |
Нормативные акты, методические указания |
Органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ |
3 уровень – методический |
Нормативные акты, методические указания |
Органы местного самоуправления |
4 уровень- организационный |
Локальные акты организации (штатное расписание, приказы, распоряжения руководителя организации и др.) |
Организация |
Всё больше изменений появляется в российском законодательстве, регулирующее бухгалтерский учёт. Приближение российских стандартов ведения бухгалтерского учёта к международным является причиной внесения изменений в нормативные правовые акты. Следовательно, необходимо уделять всё большее внимание этим переменам.
Несмотря на свою долгую историю и существование многих теорий управления, содержание концепции управления и его функций по сей день не имеет четкого общепринятого определения. Упорядочить понимание менеджмента можно на основе выявления его тройственной природы как информационного процесса: [29, c. 71]
а) при структурном (синтаксическом, формальном) подходе управление можно рассматривать как систему элементов: субъекта, объекта, цели, управляющих действий и обратной связи;
б) второй, содержательный (семантический), аспект контроля определяется как процесс принятия и реализации решений (цель-решение проблем), опосредованная коммуникационная деятельность;
в) в соответствии с третьим, функциональным (прагматическим) подходом управление определяется как перечисление его основных особенностей.
В основе определения необходимых и достаточных функций управления лежит принцип системной теории, согласно которому функцией объекта является его миссия, смысл, существование, предназначение.
Необходимым условием функционирования любой системы и, соответственно, управления является функция, обеспечивающая разделение системы на элементы путем изменения сочетания ресурсных условий, деятельности и людей. Взаимодействие элементов системы, способствуя целостности системы достигается за счет сочетания информационных условий и правил выбора действий (отношений). Каждая система существует в окружающей среде. Существенная особенность, которая обеспечивает взаимодействие между системой и ее элементами с окружающей средой. Эта функция фокусирует внимание на процессе управления. Эти три функции выражают сущность и основа управления.
Таблица 2
Содержание базовых функций управления
Содержание базовых функций управления |
Название функции |
Создание и изменение сочетаний ресурсных условий деятельности и людей |
Организация |
Создание и изменение сочетаний информационных условий деятельности и правил выбора действий |
Координация |
Взаимодействия со средой |
Адаптация |
Обеспечение выбора и реализации действий в рамках заданных ресурсных и информационных условий |
Мотивация |
Фактические измерения |
Контроль |
Ожидаемые измерения |
Предвидение |
Рассмотрим мотив как необходимое для человека определенное состояние в виде отношений «индивид-среда», то, можно отметить главные проблемы мотивационной психологии:
- На сегодняшний день количество различных мотивов существует столько же, сколько можно выделить содержательно аналогичных видов отношений «индивид-среда».
- Мотивы у человека всегда появляются в ходе индивидуализации как определенные своеобразные диспозиции.
- Людей можно различить по индивидуальному проявлению (силе и характеру) различных мотивов. У различных людей может быть разная иерархия мотивов. Следовательно, есть важная проблема по измерению мотивов.
- Поведение человека в разные моменты времени мотивируются не всеми существующими мотивами человека, а только мотивом среди самых главных в иерархии (т. е. из самых сильных), который непосредственно связан с дальнейшим достижением определенного процесса или наоборот.
- Мотив всегда будет действенным, т. е. участвовать в мотивации поведения, пока не будет достигнуто необходимое состояние, применимое к отношению «индивид-среда», или человек его не достигнет, смотря насколько это будет возможно в конкретной ситуации, или определенное состояние не станет отдаляться, или поменяются условия ситуации и другой мотив станет более важным, в результате чего он активизируется и станет главным.
Сегодня наиболее актуальной становятся проблема — управление организацией в области принятия управленческих решений, которые обусловлены малым объёмом информации и ограниченным набором моделей управления. Важнейшем направлением в развитии теории и практики управления и совершенствования предприятия планирования, контроля, учёта и анализа деятельности организации является концепция контроллинга. При реализации данной концепции появляется возможность координировать управленческие воздействия в организации, а также обеспечить различные уровни управления необходимой информацией в нужные сроки.
В последние годы контроллинг занимает особое место среди концепций управления. Действительно, в области экономики и управления предприятиями всё чаще используется термин контроллинг. Несмотря на то, что контроллинг недостаточно широко применяется в нашей стране, тем не менее, он имеет большой потенциал как комплексная система управления предприятиями. Главная цель контроллинга заключается в организации процесса управления предприятием, таким образом, чтобы были достигнуты все цели организации. Как правило, цели компании формируют «дерево целей». На каждом из уровней «дерева целей» образуется своя цель. Таким образом, контроллинг можно представить, как целостную систему, которая состоит из двух взаимосвязанных частей: стратегического и оперативного контроллинга.
Стратегический контроллинг обеспечивает выживаемость организации, следит за поставленными целями, отслеживает развитие и достижение долгосрочного устойчивого преимущества перед конкурентами на рынке. Анализ стратегического контроллинга включает в себя: анализ ключевых факторов успеха и конкуренции; анализ внутренней и внешней среды; формирование портфеля стратегий; анализ подконтрольных величин деятельности и стратегических планов; анализ затратообразующих факторов, стратегического позиционирования и цепочки ценностей.
Деятельность стратегического контроллинга направлена на предоставлении помощи организациям, которая нацелена на эффективное использование имеющихся у него преимуществ и создавать новый потенциал для успешного функционирования компании в долгосрочном периоде. Стратегический контроллинг определяет цели и задачи для оперативного контроллинга, а именно устанавливает нормативные критерии.
В свою очередь, оперативный контроллинг направлен на оказание помощи менеджерам в достижении намеченных целей, которые выражаются, как правило, в виде количественных величин, уровней рентабельности, ликвидности и/или прибыли. При этом, оперативный контроллинг, в конечном cчёте, нацелен на создание такой системы управления, при которой текущие цели фирмы будут достигнуты [13, c. 21].
Оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочные цели, его задача контролировать такие основные показатели, как производительность, рентабельность, ликвидность и прибыль. Основными отличиями оперативного контроллинга от стратегического являются:
– концентрация на все уровни управления организацией;
– ориентир на краткосрочные аспекты и решения;
– высокая детализация информации;
– контролируемые показатели и величины максимально краткосрочны и конкретны.
Таким образом, главное отличие между оперативным и стратегическим контроллингом является то, что первый ориентирован на настоящее, а последний на будущее. Несмотря на существенные различия, оперативное и стратегическое планирование имеют тесную взаимосвязь. С одной стороны, для оперативного планирования определяются цели и пути их достижения на базе стратегического планирования. Именно из стратегического плана следует, будет ли утверждён руководством оперативный план. С другой стороны, сможет ли быть реализован стратегический план или он является несбыточной мечтой, это необходимо проверить на базе оперативных плановых расчетов по отдельным направлениям.
Итак, рассмотрев ряд управленческих функций, мы можем сделать вывод, что управленческая деятельность представляет собой процесс, состоящий из нескольких этапов. Его эффективность в целом зависит от эффективности работы организации на каждом из них. Бухгалтерский учет в современных условиях хозяйствования выполняет одну из важнейших функций управления деятельностью экономического субъекта, информационную, контрольную, обратной связи, гарантируя получение прибыли, обеспечивая рентабельность финансово-хозяйственной деятельности.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) [Электронный ресурс]. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162742.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169453.
- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 24.12.2008) [Электронный ресурс]. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=159785.
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступающими в силу с 30.12.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156037.
- Греченюк А. В., Греченюк О. Н. Практические аспекты и особенности анализа отчета о финансовых результатах организации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2014. — № 3. — С. 61–66.
- Коробейникова Л. С. Введение в бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит: пособие. — М: МГУ, 2016. — С. 81
- Овсянников С. В., Давыдова Е. Ю. Система учѐтно- аналитического обеспечения управления бизнесом в условиях глобализации // Территория науки. — 2015. — № 1. — С. 153–158.
- Челмакина Л. А. История и перспективы развития бухгалтерского баланса // Системное управление. — 2017. — № 2 (19). — С. 1–12.
- Якупов И. Ф. Изменения в форме бухгалтерского баланса // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2015. С. 94–96