В условиях влияния негативных факторов внешней среды и обострения конкуренции практически во всех отраслях российской экономики особое значение принимают вопросы обеспечения контроля за деятельностью предприятий. Действительно, каким бы привлекательным и правильным не было управленческое решение, экономический и социальный эффект оно принесет только в том случае, если будет своевременно и точно исполнено. Своевременность и точность исполнения управленческих решений устанавливается при помощи контроля, поэтому контроль и отнесен к одной из основных функций менеджмента.
Скачкообразные изменения курсов валют, ограничение доступа к зарубежным инвестиционным капиталам, временное снижение платежеспособности значительной части населения, которое фактически привело к сокращению объема рынка, определили важность управленческого контроля для сохранения и повышения конкурентоспособности предприятия, обусловив потребность российских предприятий в эффективных методах управленческого контроля.
В то же время, несмотря на бурное развитие менеджмента как науки и как отрасли реального сектора экономики в последнее десятилетия, количество исследований, содержащих практические рекомендации по повышению эффективности контроля, достаточно невелико. Отдавая должное экономистам и управленцам, исследовавшим вопросы повышения эффективности контроля, следует признать, что большая часть исследований либо излишне теоретизирована, либо не отвечает требованиям сегодняшних реалий и не может эффективно использоваться в условиях быстроизменяющейся внешней среды.
По мнению А. Д. Шеремета, управленческий контроль — это процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии [9, с. 16]. При этом, несмотря на то, что организационная стратегия подразумевает план развития предприятия на долгосрочную перспективу, деятельность ведется ежедневно, беспрерывно, поскольку только с течением времени будут достигнуты поставленные долгосрочные цели.
К функциям контроля можно отнести:
− оперативную;
− упорядочивающую;
− превентивную;
− коммуникативную;
− информативную;
− защитную функции [8, С. 205].
Очевидно, что с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, регулирование, учет, анализ). По мнению С. А. Усачева, особенность управленческого контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления:
− в результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления, на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем;
− любая управленческая функция (функция планирования, учета, регулирования) обязательно интегрирована с контрольной функцией [7, С. 206].
В то же время не вызывает сомнений, что управленческий контроль организации является:
− неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;
− «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.
В широком смысле управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из:
− элементов входа (информационное обеспечение контроля);
− элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля);
− совокупности ряда взаимосвязанных звеньев центра ответственности и техники контроля, в т. ч. информационно-вычислительной техники и технологий; процедуры контроля; среды контроля; системы учета [7, С. 28].
В управленческом контроле направление основной цели заключаются в достижении следующих основных показателей эффективности управления организацией:
1) корреспонденция деятельности организации целевым установкам, ориентирам и стратегии;
2) финансовая устойчивость организации с экономической, рыночной и правовой позиции;
3) нормативное использование и сохранность ресурсов и потенциала организации;
4) соответствующий уровень и точность (правдивость) первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
5) показатели безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации — наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;
6) рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
7) соблюдение работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур — положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;
8) соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления [8, С. 207].
Результативность контроля характеризуется зачастую экономией потерь (ущерба), обусловленной функционированием системы, иными словами: разницей между предполагаемыми величинами убытков в условиях отсутствия контроля и при его наличии.
Управленческий контроль организации в наиболее узком смысле — это использование ее частями, имеющими соответственные полномочия (т. е. субъектами контроля), определенных действий. К функциям контроля можно отнести оперативную, упорядочивающую, превентивную, коммуникативную, информативную и защитную.
Изучение современных научных статей и литературы позволило сделать вывод, что управленческий контроль является неотъемлемым элементом используемых на момент следования моделей качества, наиболее распространенными из которых являются стандарты серий ISO 9000:2005, ISO 9001:2008, ISO 9004:2009, ISO 19011:2011. Стандарты данной серии отличаются гибкостью в применении, поскольку основаны на процессном подходе к управлению качеством, что позволяет более полно реализовать принцип цикла Деминга — Шухарта (PDCA). Кроме того, обеспечена их совместимость со стандартом ISO 14001:2004 Environmental management systems — Requirements with guidance for use, которому соответствует ГОСТ Р ИСО 140012007 (ранее — ГОСТ Р ИСО 14001–98) Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.
Несмотря на достаточно широкий инструментарий осуществления управленческого контроля, в ходе исследования было установлено, что наибольшее распространение в российской экономике получили такие методы контроля, как анализ хозяйственной деятельности и анализ финансовой отчетности предприятия.
Кроме того, значительное распространение в последнее время получили новые специализированные методы и системы контроля, такие как бенчмаркинг или сравнительный анализ эффективности, метод тотального контроля качества (TQC), метод тотального менеджмента качества (TMQ) и метод общей оценки деятельности «Сбалансированная система оценки» (BSQ) и др.
Литература:
- ГОСТ ISO 9000–2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: межгосударственный стандарт. М.: Стандартинформ, 2012. 32 с.
- ГОСТ ISO 9001–2011. Системы менеджмента качества. Требования: межгосударственный стандарт. — М.: Стандартинформ, 2012. — 34 с.
- ГОСТ Р ИСО 9004 -2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности: государственный стандарт Российской Федерации. — М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001. — 52 с.
- Баурина С. Б. Требования к системам менеджмента качества: новшества российской стандартизации // Бюллетень науки и практики. 2016. № 3. С. 71–76.
- Зонова О., Шевцова О., Кравченко А. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в организации. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 136 с.
- Управление организацией. Краткий курс лекций для студентов экономических специальностей / автор-сост. А. Н. Неделькин. Минск: УО ФПБ МИТСО, 2015. 71 с.
- Управление организацией. Краткий курс лекций для студентов экономических специальностей / автор-сост. А. Н. Неделькин. Минск: УО ФПБ МИТСО, 2015. 71 с.
- Усачев С. А. Управленческий контроль: сущность, значение при формировании затрат в организациях сферы услуг // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 7 (10). С. 205–209.
- Шеремет А. Д. Управленческий учет: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2015. 397 с.