Коммуникативные стратегии и тактики современных музыкальных изданий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2018

Статья просмотрена: 597 раз

Библиографическое описание:

Соловьева, Д. А. Коммуникативные стратегии и тактики современных музыкальных изданий / Д. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 177-178. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55121/ (дата обращения: 24.11.2024).



Музыкальные издания — один из типовспециализированных СМИ. Из музыкального медиа читатель может узнать об актуальных событиях в мире музыки или жизни звезд шоу-бизнеса, найти тексты музыкальных произведений, рецензии на концерты и еще много полезной информации. На страницах СМИ о музыке можно найти интервью как со знаменитыми певцами, так и начинающими талантами. Помимо этого, там могут содержаться нотные записи, табулатуры, партии аккордов ко многим культовым песням, самоучители по игре на каком-либо инструменте. Для эффективной коммуникации с аудиторией и обеспечения обратной связи с читателем музыкальные издания должны тщательно подходить к выбору коммуникативной стратегии, тактически воплощая ее и в информационной повестке, и в оформительской модели издания, и в выборе языковых средств при создании материала и т. д.

Исследователи выделяют три ключевых типа коммуникационных стратегий: конвенция, манипуляция и презентация. Конвенциональный тип является интерактивной коммуникацией, манипуляционный — это активная коммуникация, а презентационный — пассивная. Для конвенции точно так же основным средством является диалог, для манипуляции — сообщение, для презентации — послание [2].

Презентационная стратегия выполняет задачу по сообщению знания. Для автора, при осуществлении манипуляционной коммуникации, целью становится управлять ситуацией, управляя для этого поведением людей. Говоря о конвенциональной коммуникативной стратегии, то здесь журналист применяет способы, которые через взаимодействие и согласование поведения людей нацелены на управление ситуацией. Чтобы реализовать эти стратегии, авторы прибегают к различным коммуникативным средствам [2].

Рассмотрим особенности выбора типа коммуникативной стратегии в музыкальных СМИ на примере всемирно известных медиа, выпускаемых в том числе по франшизе, — Rolling Stones, Billboard и NME, в частности на освещении этими изданиями одного из инфоповодов — участники популярного бойз-бенда One Direction объявили о том, что поставили свое творчество как коллектива на паузу. Сообщения об этом можно классифицировать на те, что информируют о событии, т. е. это новостные заметки, и те, которые, кроме освещения сообщения, обсуждают его (комментирующие публикации). Таким образом, авторами используется презентационная коммуникативная стратегия в обоих случаях. В этих материалах наблюдается разнообразие средств, которые авторы выбирают, чтобы транслировать информацию аудитории. Здесь и нейтральное изложение: «Почему группа One Direction распалась?», и стилистически окрашенное: «R.I. P. One Direction?» и «Five Directions». Новость в этих заголовках передана образно: риторический вопрос «R.I. P. One Direction?» интригует, заставляет прочитать материал. Автор таким образом хотел показать, что, возможно, творческий путь группы подошел к концу, но не исключен факт возвращения коллектива на сцену. Название материала «Five Directions» намекает читателю на то, что группа состояла из пяти человек, а после объявления о паузе, каждый из артистов сосредоточится на формировании себя как сольного исполнителя [3]. Такие заголовки требуется развернуто пояснить в теле новости.

С точки зрения Е. В. Клюева, коммуникативная стратегия — это совокупность заранее запланированных теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели, которые реализуются в ходе коммуникативного акта [4, 18]. Таким образом, если коммуникативная стратегия — это теоретическое выстраивание модели взаимодействия, то тактика — это практическое воплощение такого взаимодействия.

В аксиологических текстах, в частности в музыкальных рецензиях, автор вербально даст описание звукам музыки. Поэтому стиль должен быть оригинальным, а сами рецензии — передавать читателю ощущение музыки посредством метафор или аллитераций [1, 11].

Используя тактику положительной оценки, журналист уделяет особое внимание наилучшей информации в характеристике альбома, рецензию на который пишет. Авторы, применяя такую тактику, используют множество прилагательных, чтобы придать тексту большую экспрессию: «Решительной поступью: ее заметно сильный вокал достигает проникновенных высот до момента, как исчезнет: словно пар, поднимающийся от горячих углей Ауэрбах перемежается смерчем искусственного эха с редким гитарным соло» [6].

Часто авторы рецензий при выражении своего мнения делают акцент на отдельных чертах музыкального произведения. В большинстве случаев при выборе трека читатели заостряют свое внимание на его тексте, тембре голоса исполнителя и самом стиле исполнения, подмечают индивидуальные черты певца или музыканта. В этом выражается тактика выделения наилучших качеств музыкального сборника.

Помимо этого, автором может быть использовано сравнение артиста с другими музыкальными коллективами с той же целью — выделить положительное в альбоме. Новая пластинка группы становится в один ряд с произведениями уже культовых в своем жанре музыкантов. С помощью такой тактики сравнение воспринимается аудиторией как действительно убедительный аргумент. К примеру, автор рейтинга «100 самых влиятельных музыкантов современности» отдает первое место группе Radiohead, подчеркивая высокий уровень артистов и качественность их работы, сравнивая музыку коллектива с The Beatles: «Так же, как “Битлз” стали воплощением 60-х годов, Том Йорк (гитарист и вокалист группы. — Прим. автора) — художник, который наиболее четко отражает наше время»; ««OK Computer» и «Kid A» положили начало музыке 21-го века» [5].

Таким образом, коммуникативная стратегия является определенным набором тактик и приемов, а коммуникативные тактики. в свою очередь, оказывают большую роль в эффективности воздействия текста автора на читателя. С развитием сферы и появлением большого количества разного рода музыкальных СМИ и выпускаемых альбомов наступает новая эра развития музыкальной критики. Помимо прочего, сейчас она влияет на формирование вкуса у аудитории с целью коммерциализации музыкальной продукции. Рецензент же должен убедить читателей в объективности своей оценки.

Литература:

  1. Алешинская Е. В. Теоретические основы исследования жанров профессиональной коммуникации на примере современного музыкального дискурса // Вестник Томского государственного университета, 2014. С. 5–23.
  2. Дацюк, С. Г. Коммуникационные стратегии [Электронный ресурс] / С. Дацюк. — URL: http:// gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2751 (дата обращения: 29.03.2018).
  3. Taylor Weatherby. Five Directions: how one direction's solo careers have successfully flexed their individual talents [Электронный ресурс], URL: https://www.billboard.com/articles/columns/pop/8006867/one-direction-solo-careers-genres-zayn-niall-harry-liam-louis
  4. Клюев Е. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия. М.: Рипол классик, 2002. — 315 с.
  5. Emily Barker. NME’S 100 Most Influential Artists: 50–1 [Электронный ресурс], URL: https://www.nme.com/photos/nme-s-100-most-influential-artists-50–1-1411863
  6. Al Horner. Lana Del Rey — “Ultraviolence” [Электронный ресурс], URL: https://www.nme.com/reviews/album/reviews-lana-del-rey-15401
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная стратегия, автор, NME, тактик, читатель.


Задать вопрос