Сравнение и метафора в когнитивной лингвистике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 24.12.2018

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Сохова И. Б. Сравнение и метафора в когнитивной лингвистике // Молодой ученый. — 2018. — №51. — С. 209-210. — URL https://moluch.ru/archive/237/55114/ (дата обращения: 18.09.2019).



В данной статье рассматриваются основные характеристики сравнения и метафоры, изучаемых в когнитивном аспекте. Связь таких языковых явлений с познавательной деятельностью вызывает в последнее время большой интерес, в связи с тем, что она помогает лучше раскрыть ментальные способности человека, при этом пытаясь объяснить вопросы, долгое время интересовавшие лингвистов.

Ключевые слова: образное сравнение, когнитивная (концептуальная) метафора, структурные особенности сравнения и метафоры, когнитивные функции сравнения и метафоры.

С древних времен человек познает мир с помощью сравнения новых для себя предметов с уже известными ему. Это помогает создать образ, откладывающийся в сознании в более ярком и понятном свете. При этом, необходимо учитывать всю многозначность термина «образ», имеющего разное толкование в различных науках, таких как философия, лингвистика, психология, естествознание и т. д. В широком понимании, образ является отражением действительности в виде какой-либо целостной структуры, которая становится частью психики человека. В лингвистике, где предметом изучения является язык, отражение и существование образов представлено в словесной форме.

Двумя наиболее распространенными языковыми инструментами познания человеком мира являются сравнение и метафора. Оба этих понятия отражают языковую картину мира, национальную культуру, стереотипы и эталоны, мировосприятие какого-либо коллектива или отдельного индивида. При этом стоит отметить, чем именно различны данные языковые явления.

Прием «сравнение» говорит сам за себя. Два понятия, представляющих разные реалии действительности, сравниваются по какой-либо черте, путем добавления соединителей like, as (if), seem, such as. Таким образом, сравнение представляет собой образное представление на основе общего признака, оформленное определенным грамматическим путем. Структурный аспект сравнения должен быть представлен тремя компонентами: первым членом является сравниваемый предмет или явление; второй- то, с чем сравниваем; третий- признак, на основании которого проводится сходство. При этом, необходимо учитывать, что при отсутствии одного из компонентов сравнительной структуры, выражение не является сравнением.

Помимо этого, для реализации приема «сравнение», необходимо наличие сходства какой-либо одной черты, при полном расхождении в других чертах. А. И. Гальперин отмечает, что сходство обычно отражается в признаках, не являющихся значительными или существенными для обоих сравниваемых предметов, явлений. Эти признаки характерны только для одного из членов сравнения.

Следовательно, в основе образного сравнения лежит ассоциативное сходство, вызываемое у человека, при упоминании двух несходных между собой явлений. При этом, в зависимости от контекста, слово может приобретать не одно, а несколько различных компаративных ассоциации. Стоит отметить, что логического обоснования в таком сходстве нет. Оно представляет собой творческое представление говорящего, его мироощущение, отраженное в поиске схожего признака в явлениях и предметах, относящихся к разным реалиям. Исходя из этого, можно выделить функции приема «сравнение» [1: 144–145].

Сравнение выполняет 4 основные функции:

  1. субъективно-познавательную;
  2. описательно-изобразительную;
  3. оценочно-характеристическую;
  4. функцию конкретизации.

Что же представляет собой метафора? Метафора- это тип сравнения, уподобление одного предмета или явления другому, на основе семантического сходства их свойств или признаков, в результате которого слова (словосочетания), предназначенные для обозначения одних объектов, ситуаций действительности, употребляются для наименования других объектов или ситуаций на основании условного тождества признаков этих объектов. Метафору также называют скрытым сравнением, потому как она не имеет соединителей like, as (if), seem, such as.

Когнитивная метафора, занимающая основное место в современных исследованиях, по словам Дж. Лакоффа и М. Джонсона является феноменом культуры и мышления. Такие метафоры представляют собой своего рода ментальные кирпичики, с помощью которых можно передать чувственное восприятие. Иными словами, когнитивная метафора (или концептуальная метафора) передает сложные и абстрактные понятия, сущности, через простые и конкретные образы. Например: knowledge is power. Метафоричное мышление, по словам исследователей, заложено в понятийной системе человека, поэтому использование таких метафор носителями языка обычно не осознается в силу того, что эти представления глубоко укоренились в сознании.

Концептуальная метафора состоит из двух компонентов: сфера-источник и сфера-мишень. Данная структура поясняет передачу одного значения через другое, сохраняя внешнюю оболочку первого, но поясняя ее через понятное, имеющее какой-либо образ представление из повседневной жизни. Рассмотрим данный выше пример. В этом случае knowledge-является сферой-мишенью, потому как мысленно обратить знания в физическую оболочку довольно сложно. При этом power выступает сферой-источником. Здесь помогает жизненный опыт, вырисовывая в воображении сильного человека, который способен справиться с любыми трудностями на своем пути [2: 34–37]. Помимо этого, в то время как сравнение выражает схожесть, устанавливает сравнительную или превосходную степень одного предмета над другим, метафора сводится к отождествлению, равенству двух объектов за счет отсутствия модификаторов.

Опыт, набранный человеком в процессе взаимодействия с миром, дает различные основания для метафор. И более того, одна и та же сфера-источник может быть применена к нескольким сферам-мишеням. Общие понятий и представления о мире едины для всех культур, и потому когнитивные метафоры разных народов могут перекликаться друг с другом. Но не стоит забывать, что при общей схожести наций и культур, все они имеют характерные особенности. Вследствие этого, каждая культура может отдавать предпочтение разным вариациям метафоры, выбирая какая из них будет базовой. Для западноевропейских людей основой пространственного восприятия является «верх-низ», а в бизнесе- только деловые отношения. Но для жителей восточных стран, в этих же вопросах важны баланс (т. е. находится ближе к центру, а не внизу или вверху) и личные отношения.

Когнитивная метафора обладает следующими основными функциями:

  1. интерпретационной или когнитивной — отражает процесс обработки, дешифровки, анализа и интерпретации информации, т. е. является следствием когнитивной деятельности;
  2. номинативной- используется в случаях отсутствия вербальной номинации у объекта
  3. коммуникативной- отражается в более доступном способе передачи новой информации, т. е. упрощает
  4. прагматической- средство, инструмент говорящего, для формирования необходимой реакции, взглядов у слушающего

Таким образом следует, что сравнение и метафора, изучаемые в когнитивном аспекте, рассматриваются не только как языковые феномены и средства, украшающие речь. Это особый способ мышления, объясняющий понятийную систему человека, основанную на знаниях и опыте, полученных им в течение жизни. Сравнение, лежащее в основе обоих приемов, помогает лучше усвоить и на долго закрепить новые знания.

Литература:

  1. Маслова В. А. Лингвокультурология. М., 2001. 208с.
  2. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика: курс лекций. СПб., 2011. 256с.
Основные термины (генерируются автоматически): метафора, когнитивная метафора, слово, предмет, понятийная система человека, образное сравнение, образ, концептуальная метафора, когнитивный аспект, сравнение.


Похожие статьи

К проблеме исследования концептуальной метафоры

Ключевые слова: анализ дискурса, концептуальная метафора, теория метафоры, когнитивный подход, метафорическая модель. В настоящее время крайне важным направлением анализа дискурса является концепт-анализ.

Метафора в когнитивной лингвистике | Статья в журнале...

Важной причиной огромного интереса к метафоре за последние 20 лет является когнитивное лингвистическое исследование. Когнитивные лингвисты принимают идею о том, что метафора — это не просто часть языка, она отражает фундаментальную часть того, как люди думают...

Специфика когнитивной обусловленности метафорических...

Концептуальная метафора, как продукт такого мышления, аккумулирует в себе идею или образ предмета действительности, характерного и

Наличие образного компонента в концепте определяется самим нейролингвистическим характером универсального предметного кода...

Метафора как средство реализации лингво-культурологического...

Часто метафору путают со сравнением, поскольку она является его скрытой реализацией. Сравнение — «образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественно...

Путь метафоры от истоков античности до ментальной модели...

Однако с появлением когнитивной лингвистики метафора предстала в качестве ментального инструмента познания в науке. Первым последователем когнитивного подхода стал Дж. Джейнс, который в своей работе говорил о способности метафоры к образованию...

Особенности использования метафоры как средства создания...

Ключевые слова: метафора, когнитивная метафора, образ героя.

Предметметафоры, способствующие созданию образа героя.

Существует две точки зрения на понятие метафоры: она может рассматриваться как экспрессивное стилистическое средство и как...

Когнитивное направление в политической метафорологии

Основные термины (генерируются автоматически): концептуальная метафора, метафора

Ключевые слова: метафора, когнитивная метафора, образ героя. Чудинов А. П. Россия в

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, исследование метафоры, метафора на языке...

Игровая метафора в научном историческом дискурсе...

С точки зрения когнитивной лингвистики, метафора рассматривается как способ познания и

Метафора «игрушка» задает доминантную модель интерпретации пассивного положения человека в

Сравнение жизни с театром широко распространено во всех видах дискурса.

Репрезентация концепта БЕДНЫЙ и его английского аналога...

Концептуальные метафоры, обозначающие в культуре один и тот же концепт, но уточняющие отдельный концептуальный признак, образуют единую взаимосвязанную систему. Нами зафиксировано 82 ФЕ, используемых для обозначения признаков концепта БЕДНЫЙ в русском...

Метафора в рекламных текстах | Статья в журнале...

Однако имеется большое различие между метафорой и сравнением. В сравнении назван и самый предмет, и основание сравнения.

Метафора — троп сходства, применение слова в переносном значении на основании ассоциаций по сходству.

Похожие статьи

К проблеме исследования концептуальной метафоры

Ключевые слова: анализ дискурса, концептуальная метафора, теория метафоры, когнитивный подход, метафорическая модель. В настоящее время крайне важным направлением анализа дискурса является концепт-анализ.

Метафора в когнитивной лингвистике | Статья в журнале...

Важной причиной огромного интереса к метафоре за последние 20 лет является когнитивное лингвистическое исследование. Когнитивные лингвисты принимают идею о том, что метафора — это не просто часть языка, она отражает фундаментальную часть того, как люди думают...

Специфика когнитивной обусловленности метафорических...

Концептуальная метафора, как продукт такого мышления, аккумулирует в себе идею или образ предмета действительности, характерного и

Наличие образного компонента в концепте определяется самим нейролингвистическим характером универсального предметного кода...

Метафора как средство реализации лингво-культурологического...

Часто метафору путают со сравнением, поскольку она является его скрытой реализацией. Сравнение — «образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественно...

Путь метафоры от истоков античности до ментальной модели...

Однако с появлением когнитивной лингвистики метафора предстала в качестве ментального инструмента познания в науке. Первым последователем когнитивного подхода стал Дж. Джейнс, который в своей работе говорил о способности метафоры к образованию...

Особенности использования метафоры как средства создания...

Ключевые слова: метафора, когнитивная метафора, образ героя.

Предметметафоры, способствующие созданию образа героя.

Существует две точки зрения на понятие метафоры: она может рассматриваться как экспрессивное стилистическое средство и как...

Когнитивное направление в политической метафорологии

Основные термины (генерируются автоматически): концептуальная метафора, метафора

Ключевые слова: метафора, когнитивная метафора, образ героя. Чудинов А. П. Россия в

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, исследование метафоры, метафора на языке...

Игровая метафора в научном историческом дискурсе...

С точки зрения когнитивной лингвистики, метафора рассматривается как способ познания и

Метафора «игрушка» задает доминантную модель интерпретации пассивного положения человека в

Сравнение жизни с театром широко распространено во всех видах дискурса.

Репрезентация концепта БЕДНЫЙ и его английского аналога...

Концептуальные метафоры, обозначающие в культуре один и тот же концепт, но уточняющие отдельный концептуальный признак, образуют единую взаимосвязанную систему. Нами зафиксировано 82 ФЕ, используемых для обозначения признаков концепта БЕДНЫЙ в русском...

Метафора в рекламных текстах | Статья в журнале...

Однако имеется большое различие между метафорой и сравнением. В сравнении назван и самый предмет, и основание сравнения.

Метафора — троп сходства, применение слова в переносном значении на основании ассоциаций по сходству.

Задать вопрос