Встатье рассматриваются основные аргументы за применение эвтаназии так и ее отказа. Были рассмотрены моменты связанные, с деятельностью врачей имеют ли право они по просьбе пациента совершить эвтаназию? Дана оценка применения эвтаназии в современных условиях Российской Федерации и её возможные последствия.
Ключевые слова: эвтаназия, пациент, легализация, гуманность, сочувствие.
В настоящее время эвтаназия (далее — Добровольный отказ) проявляется во множествах аспектах нашей жизни. Следует отметить, что множество взглядов о понимании добровольного отказа объясняется его разносторонности, и его недостаточной изученностью.
К сожалению, за все время существования человечества, мы знаем множество примеров противоправного использования Добровольного отказа, когда применение в отношении некоторых лиц объяснялось необходимой мерой и избавлением общества от ненужных и недееспособных индивидов, решением вопроса о перенаселенности населения государства и заботой о генофонде населения земли. Сейчас в обществе интенсивно обсуждают, станет ли легализация Добровольного отказа проявлением гуманизма либо же легализованным убийством.
В истории термин «эвтаназия» впервые был употреблен Френсисом Б. в шестнадцатом веке, согласно которому «Долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями» [1].
Вопрос о применении эвтаназии обсуждается в научной среде довольно давно и пока на этот вопрос нет единого мнения у мирового сообщества.
Сложность заключается в том, что естественное право на жизнь и осуществление эвтаназии идет бок о бок.
В теории под правами человека нет пояснения — предусматривает ли право на жизнь осуществления как Добровольного отказа от жизни.
Право на жизнь является неотъемлемым, в случае его утраты восстановлению не подлежит, это право носит временный характер и утрачивается со смертью субъекта. Принципы и механизмы его реализации в научной среде недостаточно изучены, отсюда и возникает право о добровольном прекращении жизни.
Сторонники Добровольного отказа в свою правоту приводят аргумент, что человек который долгими годами, не может излечиться, постоянно ощущает невыносимые боли из-за своей неизлечимой болезни, и нет никаких дальнейших перспектив его выздоровления, то он имеет право применить на себе эвтаназию [2]. Так называемое добровольное волеизъявление пациента, но в этой ситуации нужно учитывать не только желание больного, но и его общее состояние, ведь в большинство случаев пациент, когда узнает о своей страшной болезни, часто находятся в депрессивном состоянии.
Сторонники Добровольного отказа высказывают, что эвтаназия все равно будет существовать вне законодательной основы государства, а принятия специального Федерального закона поможет должным образом урегулировать эту сферу. Так же приводят аргумент, что у человека в естественных правах включается не только право на жизнь, но и распоряжаться этим правом по собственному усмотрению. Эвтаназия не только помогает человеку избавиться от мучительных страданий, но и избавит членов семьи неизлечимо больного человека от укоров совести и финансовых затрат, которые могли обременять их положение.
Так же имеется и другие взгляды в обществе по поводу Добровольного отказа. Они полагают, что это путь к обесцениванию жизни и нарушении моральных норм, которые в итоге приведут к геноциду общества. Они считают, что нет необходимости в принятии Федерального закона «Об эвтаназии». Приводится аргумент в пользу отказа Добровольного отказа, о необходимости повышения уровни профессиональных работников в медицинской области. Необходимостью увеличения финансирования в области здравоохранения, что позволит врачам максимально уверенно и качественно принимать пациентов с дальнейшим его выздоровлением. Если врачи стану осуществлять эвтаназию по просьбе пациента, то это будет подрывать основные принципы врачебной деятельности, что недопустимо для современного общества, в обществе будет складываться негативные суждения о медицины в целом.
Необходимо отметить и про врачебные ошибки, которые определяют степень безнадежности больных людей на выздоровление. На практике существуют множество примеров, где врачебная ошибка оказалась роковой для пациента. Нельзя не отметить и про стремительные научные прорывы в сфере медицины, где буквально вчерашний больной человек казался безнадежно обречен и оставался наедине с болезнью, то на сегодняшний день он имеет шанс получить современную полноценную медицинскую помощь за счет высокотехнологичных медицинских технологий и знаний.
В широком смысле Добровольный отказ трактуется как предумышленное убийство ответственного человека в силу должностных обязанностей или его родственной близости, для получения последнего какой-нибудь материальной выгоды. Именно из-за этой не простой проблемы главы государств не спешат к принятию его в свою законодательную базу, они насторожены злостным злоупотреблением со стороны населения, совершать преступления под предлогом Добровольного отказа.
Принятием в законодательную основу государства Добровольного отказа, государство ставит в опасное положение более слабые слои общества. Так как есть вероятность, что некоторые недобросовестные граждане, которые ради своих корыстных целей будут совершать страшные преступления.
М. И. Ковалев считает, что активную эвтаназию нельзя легализовать и основанием этого служит множество факторов. Среди них огромное большинство ошибочных диагнозов, быстрое развитие медицины и фармакологии, что позволяет излечить еще вчера не поддававшиеся лечению заболевания [3].
На основании вышесказанного, мы приходим к выводу, что право на жизнь — это естественное и неотъемлемое право человека. В последнее время, одни граждане считают, что эвтаназия допустима при конкретных условиях её применения, а другие выступают против.
На наш взгляд в первую очередь нужно увеличить финансирование в области здравоохранения, профессиональность медицинских работников, финансировать в научные разработки в сфере медицины, усовершенствовать имеющиеся в наличии медицинскую технику для полноценного выздоровления пациента, и после выполнением государством задач вопрос об эвтаназии со временем останется в прошлом.
Литература:
- Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 411–412.
- Иванюшкин А. Я., Дубова Е. А. Эвтаназия: проблема, суждения, поиск альтернативы//Вестник Академии медицинских наук СССР. 1984. № 6. С. 76
- Ковалев М. И. Право на жизнь и право на смерть // Государство и право. 1992. № 7. С. 68
- Мустафаев С. Э. Оглы. Эвтаназия: легализация и уголовная ответственность // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evtanaziya-legalizatsiya-i-ugolovnaya-otvetstvennost (дата обращения: 21.12.2018).
- Куракулова Ю. А., Подоляк А. А. Право человека на эвтаназию в России // JSRP. 2014. № 4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-cheloveka-na-evtanaziyu-v-rossii (дата обращения: 21.12.2018).