В статье рассматривается вопрос о содержании понятия эвтаназия, ее формах. Автор предпринимает попытку определить возможность ее легализации и применения в России.
Ключевые слова: эвтаназия, права человека, право на жизнь
В настоящее время мировым сообществом уделяется огромное внимание вопросу об эвтаназии. Можно сказать, что эти темы стали «болевыми точками» для общественного сознания населения мира.
Это связано, в первую очередь с тем, что человеческая жизнь признана главной ценностью нашей цивилизации. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека указывается что каждый человек имеет право на жизнь. В современной медицине активно используется новые технологии, благодаря которым возможно удержать едва подающего признаки жизни человека и обеспечить его жизнеспособность. И велик соблазн безнадежного больного прекратить свои страдания, велик соблазн людей, ухаживающих за ним, откликнуться на его мольбы о прекращении жизни и страданий.
Проблема эвтаназии с каждым днем входит в нашу жизнь, и, по нашему мнению, ее можно назвать одной из самых спорных проблем 21 века. Эвтаназия не является узкопрофильной проблемой медицины, она затрагивает все составные части нашей жизни. Ее можно считать междисциплинарной, социальной, этической и правовой проблемой.
В каждой стране, в медицинских учреждениях есть люди, чье состояние можно охарактеризовать как нахождение на грани между жизнью и смертью. Эти люди страдают от различных неизлечимых болезней. Еще несколько десятков лет такие люди бы уже давно скончались. А сейчас, они могут поддерживаться в живом состоянии неимоверно долго. И возникает вопрос, а хочется ли им самим такой жизни. Перед нами возникает дилемма: можно ли положить конец такому существованию? И кто же будет нести ответственность за исполнение этой функции?
Для начала, необходимо отметить, что эвтаназия — это намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий, выполненное по его просьбе [2]. Эвтаназия бывает двух форм: активная и пассивная.
Активная или иначе «метод наполненного шприца» подразумевает под собой умышленное причинение неизлечимому больному по его просьбе быстрой и легкой смерти с целью избавления его от мучительных физических страданий [3].
Пассивная («метод отложенного шприца») — умышленное воздержание от выполнения действий, направленных на поддержание жизни неизлечимо больного с целью избавления его от мучительных физических страданий [3].
Для древних цивилизаций важным вопросом считался вопрос о месте немощных (детей, больных, старых) в обществе. В те времена условия жизни были достаточно суровы: был баланс между жизнью и смертью. И в общине был обычай избавляться от ее членов, которые не приносили пользы из-за старости или увечья. Как мы знаем, древнейшее общество не рассматривало жизнь человека как высшую ценность. Исторический опыт многих народов говорит нам о том, что в некоторых странах убийство неспособных к жизни по состоянию здоровья не только не осуждалось, но и поощрялось самим обществом.
В различных уголках нашей планеты на протяжении долгого времени считалось абсолютно нормальным добровольно уйти из жизни до наступления старости, потери умственных и физических сил. Но в таких странах как Египет, Саудовская Аравия, Германия лишения жизни с согласия потерпевшего уже считалось убийством. Из этого можно сделать вывод, что на протяжении всей человеческой истории отношение к эвтаназии менялось от терпимого, иногда поощрительного, вплоть до законодательно запрещенного. Это естественно для любого явления в науке, когда период вседозволенности меняется строжайшим запретом.
В средневековье действие политики было направлено на искоренение самоубийства. «Переход от сей жизни к лучшей не во власти человеческого произвола, а во власти Божией. И не дозволено человеку убивать себя, дабы попасть в лучший мир» [5].
С приходом Ренессанса в Европе наступила эра гуманизма. Благодаря выдающимся мыслителям той эпохи в мнение общество закрепился принцип уважения достоинства человека. И к концу 18 столетия государства стали официально признавать право человека на жизнь. Но вопрос о «праве на смерть» остался не решенным.
В наши дни существенно ничего не изменилось. Вопрос как был открытым, таким и остается. Нужно отметить, что любое государство, претендующее на статус правового должно уделять огромное внимание защите прав человека. Как показывают исследования, не менее 90 национальных конституций закрепили право на жизнь [3].
Перейдя к нашей истории, нам показался интересным тот факт, что в России, при царском режиме создавались тайные сообщества эвтаназии под названием «Утоли мои печали» [4]. Представители этих сообществ договаривались с родственниками мучеников и помогали им уйти из жизни с помощью различных медикаментов.
В РСФСР были попытки закрепить это явление на законодательном уровне создавались поправки и примечания, однако единой позиции не было выработано. Но были поправки, которые были включены, однако они просуществовали недолго. Их исключили из уголовного кодекса [3].
В России эвтаназия находится под запретом. Статья 45 Федерального закона об охране здоровья гласит: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение смерти пациента по его просьбе какими-то действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента» [1].
Говорить о легализации эвтаназии в России — слишком рано. Наше общество не готово и не обладает высоким уровнем дисциплинированности и социальной ответственности, чтобы не пользоваться этой возможностью в корыстных целях.
В России желание человека пойти на смерть возникает не из-за того, что нет лекарства для преодоления страшной болезни, а потому что выписать и тем более получить лекарства (чаще всего наркотические, для обезболивания) крайне сложно. Это и толкает человека на «достойную смерть».
Из этого можно сделать вывод, что больные просто обречены на медленную и мучительную смерть в нечеловеческих условиях. На Западе этот вопрос регулирован гораздо лучше, так как получение лекарств гораздо доступнее и легче.
Поддержание жизни на стaдии умирания, осуществляемое с помощью передовых технологий, обходится слишком дорого. А именно: средств, которые тратятся на поддержание жизни в безнадежных ситуациях, хватило бы на то, чтобы лечить десятки, сотни людей, которые поддаются лечению. Этот аргумент является сугубо прагматичным и имеет, разумеется, свое значение в пределах практических решений, связaнных с рaспределением финансов, оргaнизацией системы здрaвоохранения. Но его нельзя принимать во внимание, когда речь идёт о нравственном оправдании эвтаназии.
Подводя итоги работы можно сказать, что проблема эвтаназии стоит особняком, она волнует многие государства и общественность, а также, становятся предметом обсуждения и исследования специалистов разных областей. Следует понять, что никакое право не может предусмотреть все частные случаи. Решения, принимаемые медициной, не могут быть заменены правовыми. Особенно это касается человеческой жизни. Но такая проблема как эвтаназия есть, и она требует решения, в том числе и правового. На наш взгляд активная эвтаназия, по крайней мере в наше время, не имеет права на жизнь, так как скрывает в себе массу возможностей для неправильного применения акта эвтаназии. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом, на содержание и лечение которых недостает денежных средств.
Для того, чтобы легализовать эвтаназию в России необходим высокий уровень социальной ответственности, а также медицинского обслуживания. Проблема эвтаназии может быть одобрена только в странах с высоким уровнем социального обеспечения. Нельзя забывать, что эвтаназия может попасть в руки людей бесчеловечных, нежели изобретателей этого явления, дав единожды право на эвтаназию даже с самыми добрыми намерениями, общество все равно не в силах будет уследить за тем, что эта норма будет безоговорочно исполняться. А значит, что фактически будет иметь место санкционированное убийство.
Литература:
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Дмитриев Ю. В., Шленёва Е. В. Право человека в РФ на осуществление эвтаназии // Государство и право. — 2000. — № 11. — С. 57–58.
- Капинус О.С «Эвтаназия в свете права на жизнь». Монография. — М.: Издательский дом «Камерон», 2006. — 480 с.
- Петровский Б. В. Врачебная этика в прошлом, настоящем и будущем // ЭиКГ. 2010. № 2 С.70–78.
- Фома Аквинский «Сумма теологии». Собрание сочинений. — М., 1996. с.34