Земельное право — специфическая отрасль права, регулирующая отношения в сфере охраны и использования земли. Кроме того, ст. 6 Земельного кодекса закрепляет в качестве объектов земельных отношений: земельные участки, части земельных участков, землю как природный ресурс и природный объект.
Земля как объект земельных отношений является не только видом природных ресурсов, но и при этом является разным по назначению компонентом: земля как средство производства в лесном и сельском хозяйстве, земля как место расселения людей, как недвижимое имущество. Кроме того, многоплановая значимость земли заключается в таком ее свойстве, как естественное плодородие, также она является базисом в жилищном строительстве и промышленном производств и т. д.
Кроме рассмотренных аспектов предназначения земли как объекта земельных отношений, важно указать предмет земельного права для более совокупного понимания специфики данной отрасли права. Так Симаева Е. Т. придерживается следующей позиции касательно предмета земельного права: «предмет земельного права носит комплексный характер. Его составляют: 1) общественные отношения, складывающиеся по поводу установления основ правового регулирования земли и земельных участков; 2) общественные отношения, возникающие в связи с использованием земли как природного объекта и природного ресурса в государственных и национальных интересах; 3) общественные отношения, возникающие в связи с разделом и использованием земельного участка в частных интересах (земельно-имущественные отношения); 4) общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны земли и земельных участков; 5) общественные отношения, возникающие в связи с регистрацией земельного участка, приватизацией земли и переводом земель из одной категории в другую». Считаем данную позицию исчерпывающей и полностью аргументированной, так как земельное право является многоаспектной отраслью в своей сущности как по объекту правоотношений — земле, так и по предмету.
Несмотря на самостоятельность и специализированность норм земельного права, все же существует ряд коллизий в сфере правоприменения. Как справедливо замечает Бажаев Е. В. «пункт 3 статьи 3 ЗК РФ устанавливает, что одним из элементов предмета земельного права является регулирование имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, причем данная правовая норма устанавливает приоритет земельного законодательства над гражданским, что противоречит пункту 2 статьи 3 ГК РФ, устанавливающему приоритет норм гражданского кодекса в сфере гражданско-правовых отношений над нормами гражданского права, содержащимися в других законах».
При рассмотрении этой коллизии важно учитывать тот факт, что земельное право в нашей стране — отрасль публичного права, в то врем как гражданское право является отраслью частного права.
Также важной проблемой является не до конца урегулированная относимость регулирования отношений по использованию земельных участков между земельным и гражданским правом. В соответствии со ст. 128, 130 Гражданского кодекса РФ, земельный участок относится к объектам гражданских прав. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством.
Однако важно не забывать о специфическом характере земельного участка в процедуре его регистрации. Иначе говоря, на практике все же существует принцип разграничения действия норм земельного и гражданского права в сфере использования земель.
Важно учитывать мнение ученых относительно данного вопроса. Н. И. Краснов, оценивая соотношение земельного и гражданского права в период принятия действующего ГК РФ, высказывался о том, что «гражданское право распространяется на земельные отношения, но лишь в той части, в какой они не урегулированы земельным законодательством». М. Ю. Тихомиров, комментируя ст.3 действующего ЗК РФ, говорит о том, что «нормы гражданского права имеют общее значение, а нормы земельного права специальное, поэтому приоритет имеют специальные нормы».
Из выше сказанного следует вывод о том, что земельное право — специфическая отрасль права с четко отграниченным предметом и объектом правоотношения, но также и имеющая ряд правоприменительных проблем. Проанализированное земельное законодательство является доказательством того, что нормы гражданского права имеют значение для земельного права и регулируют земельные отношения, несмотря на ряд правовых коллизий.
Литература:
- Комментарий к земельному кодексу Российской Федерации. / Тихомиров М. Ю., Чубуков Г. В. — Юринформцентр, 2002, С 35.
- Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. О. И. Крассова. М.: Норма, 2009 // СПС «Кон-сультантПлюс».
- Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: учеб. М.: ИГП РАН, 2002. С. 45.
- Бажаев, Е. В. О коллизиях норм гражданского и земельного законодательства, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с прекращением права собственности на земельные участки/Е. В. Бажаев//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2007. — C.3–4.
- Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права/ Г. Ф. Шершеневич. — Статут, М., 2005 г.
- Симаева, Е. П. К вопросу о разграничении предмета природоресурсного права и земельного права/Е. П. Симаева//Журнал Legal Concept. — 2010. — С.1–3.