Стандартно для оценки конкурентной среды используют специальную модель, разработанную М. Портером, которая позволяет оценить конкуренцию с точки зрения влияния пяти основных сил [1]. Рассмотрим их в специфике российского фондового рынка:
- Угроза появления новых игроков характеризуется барьерами входа, представленными в табл.1.
Таблица 1
Оценка входных барьеров
Наименование |
Характеристика входного барьера |
Уровень |
Государственные ограничения |
Каждый вид деятельности требует получения лицензии профессионального участника. Тем не менее, не относится к основополагающим поскольку большой спрос на профессиональных участников породил специфический рынок купли-продажи компаний управленческого, депозитарного и брокерского направления. Кроме биржевого рынка. |
Средний |
Наличие эффекта масштаба производства |
Специфика обслуживания фондового рынка заключается в практически полном отсутствии затрат, относимых на себестоимость. Поэтому наращивание мощностей существенно не влияет на изменение затрат. |
Отсутствует |
Невозможность доступа к информации |
Информация на рынке доступна, но крайне трудно интерпретируема. Это создает возможности инвестиционным компаниям для манипуляций. |
Средний |
Значительный размер первоначальных инвестиций |
Помимо организации деятельности, затраты на которую являются невысокими, новая компания, входящая на рынок, вынуждена затрачивать большие средства на расширение базы спроса, что затруднительно в силу отсутствия должной надёжности для клиентов. |
Средний |
Сложившаяся приверженность потребителей к определённым маркам |
Входящие компании должны перекрыть лояльность клиентов к имеющимся биржам значительными инвестициями. Также необходимо отметить преимущественное доверие к зарубежным финансовым институтам из-за высокой изменчивости развивающегося российского рынка. |
Высокий |
- Давление со стороны покупателей. Она подразумевает оценку затрат переключения потребителя и компании. В то время как поиск клиентской базы занимает до 80 % усилий фирмы, предоставляющей инвестиционные продукты, клиент без затруднений может выполнять переключения между компаниями путем купли-продажи фондов или перевода активов (например, в варианте брокериджа).
- Давление со стороны поставщиков. Рассматривая эту силу в разрезе рынка ценных бумаг необходимо подчеркнуть особую специфику. Она обусловлена тем фактом, что поставщика как такового в данной отрасли не существует. Однако отрасль инвестиций не относится к абсолютно автономным и поэтому входные данные имеют значение, если рассматривать их в динамике, в частности, как временные ряды биржевых значений различных индексов. Рассматриваемые в данном случае поставщики не способны согласованно оказывать влияние на фондовый рынок.
- Соперничество существующих вотрасли компаний проявляется в следующих факторах: сильной стороной отрасли является то, что степень конкурентоспособности фирм высока, а сама конкуренция близка к совершенной. В рамках отдельных финансовых инструментов уровень стандартизации очень высок. Поэтому конкурирующим фирмам необходимо значительно вкладываться в маркетинговые мероприятия. Что касается выхода из отрасли — барьеры практически отсутствуют.
- Угроза появления субститутов. Этой конкурентной силе в инвестициях также, как и поставщикам, отводится второстепенная роль. Возникновение дифференцированных продуктов обуславливается изменениями в законодательстве страны, а также в ее инвестиционном портфеле; ростом информационных технологий самого рынка, а также стоимостью денег.
Наряду с тем, как в отрасли меняются условия конкуренции, меняются и движущие их силы. Именно от них зависит характер перемен в отрасли. Для фондового рынка России свойственны следующие движущие силы (табл.2.) [2].
Таблица 2
Оценка влияния движущих сил на отрасль
Движущие силы |
Влияние на отрасль |
1. Изменение в составе потребителей |
Основная движущая сила. Привлечение новых инвесторов на фондовый рынок — ключевая задача отрасли, поскольку рост инвестиций означает и рост экономики. |
2. Технологические изменения |
Несущественная движущая сила. Данная отрасль не подвержена влиянию новых технологий для создания продуктов. Технологические изменения затрагивают в основном только организационную составляющую в проведении торгов. |
Движущие силы |
Влияние на отрасль |
3. Внедрение новых продуктов |
Основная движущая сила. В стремительно развивающемся информационном сообществе необходимо быстро реагировать на тенденции и предлагать современные инвестиционные продукты. |
4. Распространение ноу-хау |
Несущественная движущая сила. В рамках мировой конкуренции российский рынок значительно отстаёт от рынков развитых стран, а также является чрезмерно волатильным. Поэтому распространение ноу-хау на мировой площадке, почти неосуществимо и к тому же малопривлекательно для инвесторов, которые и без того опасаются вкладывать деньги из-за повышенной изменчивости рынка. |
5. Возрастающая глобализация отрасли |
Несущественная движущая сила. Данный процесс завершается, российский фондовый рынок успешно вступил на мировую арену фондовых бирж. |
6. Изменения в законодательстве |
Основная движущая сила. Даже незначительные поправки в законах изменяют взаимоотношения на фондовом рынке. |
7. Уменьшение влияния факторов риска и неопределенности |
Основная движущая сила. Высокая волатильность рынка во многом отталкивает потенциальных инвесторов от вложений в данную отрасль. Снижение рисков означает приток новых клиентов и развитие экономики в целом. |
Общим итогом можно отметить возможность анализа рынка акций с помощью модели пяти сил, с учетом нестандартности в виде невозможности сговора поставщиков и конкурентов. Вместе с тем, выявлена специфика фондового рынка, заключающаяся в том, что роль поставщиков берет на себя рыночная динамика. Также определена необходимость товаров-субститутов, которая, в отличие от классического постулирования Портера, повышает уровень привлекательности отрасли. В качестве показателей, влияющих на состояние конкурентной среды, были рассмотрены движущие силы рынка ценных бумаг [3]. Основными из них являются: изменения в составе потребителей/способах использования товара; изменения, связанные с законодательством и политикой правительства, а также внедрение новых продуктов и уменьшение влияния факторов неопределенности и риска.
Литература:
- Портер М. Э. Конкуренция. — М.: Вильямс, 2010. — 592 с.
- Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Электронный ресурс]: учебник / А. Дж. Стрикленд, ред.: Л. Г. Зайцев, ред.: М. И. Соколова, А. А. Томпсон. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 578 с. — Пер. с англ
- Годовые отчеты и Отчеты о сделках с заинтересованность [Электронный ресурс]. URL: https://www.moex.com/s1457