SWIFT и проблемы минимизации рисков информационной безопасности международного финансового рынка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 18.12.2018

Статья просмотрена: 419 раз

Библиографическое описание:

Козадаева, В. В. SWIFT и проблемы минимизации рисков информационной безопасности международного финансового рынка / В. В. Козадаева, С. А. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54723/ (дата обращения: 16.11.2024).



Появление единой системы SWIFT — это закономерная реакция на увеличение количества проводимых международных сделок в области торговли. Потребность в быстрой межбанковской коммуникации и сокращении путей движения информации была удовлетворена с помощью автоматизации банковского сектора. Система всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций позволила стандартизировать передачу данных, значительно ускорить осуществление операций.

С введением системы SWIFT был решен целый спектр задач банковской системы.

1) был открыт доступ услуг для корпоративных клиентов и физических лиц в различных регионах;

2) развитие получил ретейлорный бизнес;

3) произошел реинжиниринг систем управления финансовыми организациями и их деятельностью;

4) транспарантной бизнеса поднялась на новый уровень.

В 2001 году после сентябрьского теракта в США, доступ к информации системы с целью защиты баз от атак террористов получили ЦРУ, ФБР и Министерство финансов Штатов. В 2006 данные были опубликованы в New York Times. Обнародованные сведения вызвали возмущение членов общества, в связи с чем компания SWIFT приняла решение о переводе архитектуры в распределенный режим. Сообщение, передаваемые посредством системы, начали направляться в операционные центры в Соединенных Штатах Америки и Голландии.

С целью повышения эффективности управления SWIFT постоянно внедряются методы контроля и усиления прозрачности банков. Для этого простраиваются процедуры контроля рисков деятельности, оптимизируются издержки внутрибанковсих операций. В SWIFT проводится финансово-стоимостный анализ, а также анализ прибыльности для оценки новых продуктов и услуг.

2,5 миллиарда платежных сообщение ежегодно курсируют через SWIFT. Подобные объемы информации необходимо защищать от взломов. До 2016 года компания SWIFT использовала стандартные средства обеспечения безопасности данных. Однако в 2016 хакеры обнаружили слабое место в программном коде системы и взломали его. Тогда из Центрального банка Бангладеш ушел 81 миллиард долларов.

В 2017 компания обнародовала требования для банков и сервис провайдеров — SWIFT Customer Security Controls Framework (далее — CSCF). При создании списка учитывались международные стандарты PCI DSS и ISO27001. Всего в перечень входить 27 требований. 16 пунктов были обязательны, 11 — рекомендованы к исполнению. Они классифицированы по 8 принципам и 3 целевым направлениям. Соответствие организаций подтверждалось специальными документами, выпущенными в том же году. До конца 2017 все банки и сервис-провайдеры были обязаны провести оценку собственного соответствия требованиям, результаты выгружались в программу SWIFT. С начала 2018 года к организациям, не выполнившим предписания, применяются ограничительные меры.

Согласно требованиям компании SWIFT, сервис-провайдеры и банки должны внедрить сетевые экраны с целью отделения компонентов SWIFT от прочих банковских систем. Системные администраторы ограничиваются в своих полномочиях, за исключением определенных служебных. Организациям необходимо было вести учет изменений технологической инфраструктуры. Передача по сети критичных данных обязательно должна выполняться с шифрованием. Все настройки IT-систем производятся исключительно по рекомендациям производителя.

Одним из важнейших факторов обеспечения безопасности SWIFT выделила многофакторную аутентификацию. Пароли для доступа к критичным данным должны быть максимально усложненными. Специалистами банков должен обеспечиваться контроль целостности баз данных и программ. Обязательным было и внедрение антивирусного программного обеспечения для защиты от программ-шифровальщиков.

Все инциденты и аномальная активность в работе IT-систем должны быть отслежены, а данные о них мгновенно передаваться в компанию SWIFT. Непосредственно банки и сервер-провайдеры обязывались разработать систему реагирования на подобные случаи. Персонал, в свою очередь, должен быть обучен. Требования к уровню готовности сотрудников к отражению кибератак различного рода повышались.

Выполнение требований SWIFT усложняло работу банков, поскольку острым вопросом стала необходимость внедрения сложных программных продуктов, возросли затраты на квалифицированных специалистов и обучение сотрудников.

Для пользователей SWIFT был создан специализированный сервис по управлению взаимоотношениями, он же RMA (Relationship Management Application). Им осуществляется контроль передаваемой информации. Транзакции с помощью этого сервиса проверяются, благодаря чему предотвращаются несанкционированные переводы средств. Использование RMA смягчает риски, связанные с несоблюдением требований компании.

Помочь пользователям направлены и ежедневные отчеты по валидации. Механизмы отслеживания мошенничества усиливаются за счет независимых средств проверки сообщений. Отчеты получаются на следующий день после проведения транзакций, а потому являются вторичным способом контроля.

Рыночная практика также позволяет регулировать отношения между контрагентами. Важность изучения выписок на конец дня была изложена в информационном бюллетене SWIFT от 2016 года. Уже в 2017 PMPG (Группой по анализу практики платежного рынка) были разработаны специальные рекомендации по рыночной практике для осуществления отмены подозрительных мошеннических транзакций.

На конец 2017 года SWIFT сообщил о подтверждении 89 % организаций соответствия выдвинутым требованиям безопасности. Подтвержденные банки выполняют практически 100 % финансовых операций. Компании предстоит дальнейшее совершенствование систем безопасности. В конце 2018 года банки обязаны пройти переаттестацию. О финорганизациях, не соответствующих требованиям SWIFT, компания сообщает в местные надзорные органы, принимающие решения по дальнейшей работе структур. Повторные проверки проводятся ежегодно с целью максимальной защиты данных от хакерских атак и незаконного проникновения.

На территории Российской Федерации вопросами соответствия организаций требованиям занимается Центробанк и Россвифт. На данный момент, все банки прошли проверку, подтвердив возможность своего участия в работе системы SWIFT. Угрозы отключения России от сети привели к необходимости создания собственной системы финансовых телекоммуникаций. Безопасность отечественного аналога осуществляется схожими механизмами. Впрочем, российская система пока не способна конкурировать со SWIFT как в отношении функциональных возможностей, так и в плане защиты от рисков.

Литература:

  1. Erykhailova A. N., Bass A. B. Risks of using international payment systems in the Russian banking system // Инновационная наука. 2015. № 7–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risks-of-using-international-payment-systems-in-the-russian-banking-system (дата обращения: 01.12.2018).
  2. Журавлева Надежда Владимировна, Хачпанов Гия Вячеславович Операции swift на рынке банковских услуг // Сервис +. 2011. № 1. С. 100–107.
  3. Крахмалев С. В. Swift — глобальная телекоммуникационная система, обеспечивающая проведение международных финансовых операций // Финансы и кредит. 2007. № 9 (249). С. 21–28.
  4. Программа безопасности пользователей SWIFT — усиление безопасности финансовой экосистемы // «BIS Journal» 2(29)/2018. URL: https://journal.ib-bank.ru/post/667.
  5. Рудакова О. С. Банковские электронные услуги. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 160–161.
Основные термины (генерируются автоматически): SWIFT, RMA, CSCF, DSS, PCI, PMPG, банк, компания, рыночная практика, соответствие организаций.


Задать вопрос