Налоговый федерализм и особенности его реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 12.12.2018

Статья просмотрена: 3069 раз

Библиографическое описание:

Аминова, Д. А. Налоговый федерализм и особенности его реализации / Д. А. Аминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54645/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья направлена на раскрытие содержания налогового федерализма и его принципов. Обозначены способы его функционирования и реализации.

Ключевые слова: налоговый федерализм, распределение налогов, принципы налогового федерализма, государственное управление.

Сегодняшний этап налоговой реформы в Российской Федерации отличается высокой динамичностью. Активно реализуется совокупная концепция развития налоговой системы, которая направлена на создание рациональной системы налогообложения в стране, принимаются кардинальные поправки в отдельные виды налогов.

В связи с тем, что были приняты Бюджетный Кодекс РФ и Налоговый Кодекс РФ, в последующем БК РФ и НК РФ, возросла актуальность проблемы правового разграничения и в последствии распределения налогов между органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления. Учитывая утверждение демократических принципов устройства Российской Федерации, можно утверждать, что органы местного самоуправления стали неотъемлемым компонентом системы государственного управления, получив управленческие и финансово-бюджетные права.

При построении модели налогового федерализма России возникают определенные проблемы. С одной стороны, они связаны с несовершенством теоретической основы налогового федерализма, с другой, наличием вопросов построения на практике федеративных отношений между разными уровнями органов власти. До сих пор ведутся обсуждения, связанные с пониманием правового содержания структуры, принципов и механизмов функционирования федерализма.

Различные источники по-разному дают характеристику налоговому федерализму, согласно книге Юткина Т. Ф. «Налоги и налогообложение» налоговый федерализм представляет собой правовую систему разграничения бюджетно-налоговых полномочий между уровнями власти и управления. Он предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации или в процессе дальнейшего реформирования. Этот принцип провозглашен в качестве исходного и в проекте Налогового кодекса, в котором определена стратегия налогообложения. Другие источники делают акцент на том, что налоговый федерализм это прежде всего основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни управления разными полномочиями в сфере налогов, по поводу их отчислений и распределения между бюджетами разных уровней для их самостоятельности в вопросах финансов.

Теоретический смысл налогового федерализма раскрывается благодаря принципам, которые обеспечивают оптимальное управление большими многоуровневыми системами:

1) конституционное закрепление характеристики финансовой системы, видов налогов, главных принципов налогообложения;

2) разграничение прав, обязанностей и ответственности при формировании и исполнении бюджетов между федеральными, региональными и местными органами РФ;

3) законодательная регламентация налоговых полномочий уровней управления;

4) равноправие все субъектов РФ в принятии финансовых решений с федеральным центром;

5) конституционная гарантия финансовой самостоятельности субъектов РФ и местного самоуправления и обеспеченность ресурсной базы, которая должна быть адекватной их полномочиям;

6) достаточность собственных доходов в бюджетах каждого уровня для реализации закрепленных за ними расходных полномочий;

7) закрепление за каждым уровнем бюджета собственных налогов, права на изменение отдельных составляющих налогообложения по собственным налогам;

8) конституционная гарантия справедливого перераспределения бюджетных средств между сферами управления, регионами, отдельными гражданами и контроль за их применением;

9) перераспределение финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы для сглаживания неравенств различных бюджетов, применяя межбюджетные трансферты;

10) автономизация, которая предполагает оптимальное сочетание центра и нижерасположенных уровней путем наделения последних собственными доходными источниками, налоговыми полномочиями и ответственностью.

Реализация налогового федерализма основывается на следующих принципах:

‒ сбалансированность бюджетов всех уровней;

‒ равенство прав и обязанностей всех территориально-административных единиц РФ;

‒ равномерность поступления налоговых платежей в течение года, в связи недопущения кассовых разрывов;

‒ заинтересованность в наращивании собственных доходов всех органов власти.

Существует два образа реализации налогового федерализма:

‒ все налоги, платежи и сборы согласно НК РФ делятся на федеральные, региональные, местные и по каждой группе определены границы соответствующих уровней государственной власти по установлению и изменению элементов налогообложения;

‒ в НК РФ заложен метод разделения налоговых ставок, а конкретно в части налога на прибыль организаций, по которому общая налоговая ставка равна 20 % делится на 2 % (для поступления налога в федеральный бюджет) и 18 % (для исчисления налога в бюджет субъектов РФ).

Кроме этого, по бюджетному законодательству (БК РФ) налоговые доходы поступая в бюджетную систему страны, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам. Рассмотрим данный процесс на примере некоторых налогов федерального бюджета:

‒ налог на прибыль организаций (НПО) по налоговой ставке — по нормативу 100 %;

‒ налог на добавленную стоимость (НДС) — по нормативу 100 %;

‒ акцизы на спиртовые продукты — по нормативу 50 %;

‒ налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — по нормативу 40 %

‒ сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов — по 20 % и т. д.

Проблема налогового федерализма заключается во взаимоотношениях государства и его граждан на основе организации движения финансовых потоков рациональным образом. При данном понимании налогового федерализма изменяется толкование базы доходов государства, услуги власти приобретают характер подчинения гражданам в условиях двустороннего контракта.

Модель налогового федерализма, которая сложилась в России, по большому счету уникальна. Тот факт, что в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, определяет сложность и многогранность конструкции, учитывающей различия исторического, географического, национального, экономического, климатического характера. Исходя из этого, главной задачей государства является выбор оптимальной модели налоговых отношений в стране и её реализации, устраняющей дисбаланс социально-экономического развития субъектов.

Подводя итог, можно утверждать, что налоговый федерализм представляет собой сложный механизм, в который входят множество нюансов при его реализации. Следовательно, для правильного его определения и реализации нужен системный подход.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) М., 2018.
  2. Хорхе Мартинес-Васкес, Джеймсон Бо Россия: переход к новому федерализму М., 2002. [с.102].
  3. https://studme.org/1523121020905/ekonomika/nalogovyy_federalizm
  4. Шугаев А. А. Бюджетно-налоговый федерализм в Российской Федерации М., 2009. [c.32].
  5. Юткин Т. Ф. Налоги и налогообложение 1999. [с.68].
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый федерализм, налог, Российская Федерация, РФ, государственное управление, конституционная гарантия, местное самоуправление, налоговая система, прибыль организаций, федеральный бюджет.


Ключевые слова

государственное управление, налоговый федерализм, распределение налогов, принципы налогового федерализма

Похожие статьи

Методы и формы государственного регулирования экономики

Статья посвящена изучению характерных черт государственного регулирования экономики. Представлены основные формы и методы этого вида регулирования, определена важность данных институтов и процесса их практической реализации.

Понятие и правовая сущность федерализма

В статье рассматриваются вопросы определения понятия федерализма в современной юридической литературе, а также исследуются основные подходы к раскрытию правовой сущности и качеств федерализма.

Бюджетное регулирование как необходимое условие комплексного экономического развития страны

В статье рассмотрено место и роль бюджетного регулирования в структуре государственного регулирования, рассмотрен финансовый механизм бюджетного регулирования, определены его основные проблемы и пути их решения.

Двойное налогообложение: понятие, предпосылки возникновения, тенденции и способы решения

В статье раскрывается понятие налога, налоговой системы. Дается понятие двойного налогообложения, причин его возникновения и дальнейших тенденций в развитии данной проблематики в международной юриспруденции.

Функции права и правовой системы общества

В данной статье рассмотрен и проделан анализ функций права и правовой системы. Выявлены особенности разграничения функций права и правовой системы общества.

О взаимодействии государственного и муниципального управления

В данной статье рассмотрены проблемные аспекты взаимодействия государственного и муниципального управления, выделены основные проблемы и предложены пути их решения.

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...

К вопросу о понятии и сущности налогового администрирования

В данной статье изложен подход к описанию сущностных характеристик понятия «налоговое администрирование», а также сформулировано его определение.

К вопросу о понятии и сущности социального государства

В статье проведен анализ понятия и сущностных характеристик социального государства, представлен анализ современных взглядов на понятие «социальное государство», выделены его отличительные особенности. Интеграция отдельных характеристик социального г...

Пути эволюционного развития налоговой системы РФ

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты налоговой системы Российской Федерации: сущность налогов, их классификация, элементы налогообложения, функции и принципы построения налоговой системы. Определена актуальность исследования развития нал...

Похожие статьи

Методы и формы государственного регулирования экономики

Статья посвящена изучению характерных черт государственного регулирования экономики. Представлены основные формы и методы этого вида регулирования, определена важность данных институтов и процесса их практической реализации.

Понятие и правовая сущность федерализма

В статье рассматриваются вопросы определения понятия федерализма в современной юридической литературе, а также исследуются основные подходы к раскрытию правовой сущности и качеств федерализма.

Бюджетное регулирование как необходимое условие комплексного экономического развития страны

В статье рассмотрено место и роль бюджетного регулирования в структуре государственного регулирования, рассмотрен финансовый механизм бюджетного регулирования, определены его основные проблемы и пути их решения.

Двойное налогообложение: понятие, предпосылки возникновения, тенденции и способы решения

В статье раскрывается понятие налога, налоговой системы. Дается понятие двойного налогообложения, причин его возникновения и дальнейших тенденций в развитии данной проблематики в международной юриспруденции.

Функции права и правовой системы общества

В данной статье рассмотрен и проделан анализ функций права и правовой системы. Выявлены особенности разграничения функций права и правовой системы общества.

О взаимодействии государственного и муниципального управления

В данной статье рассмотрены проблемные аспекты взаимодействия государственного и муниципального управления, выделены основные проблемы и предложены пути их решения.

Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве

В статье рассматривается значение принципа разделения властей в аспекте современной правовой действительности, освещены основные практические особенности его реализации, раскрыты проблемы, связанные с его соблюдением, на примере российской системы го...

К вопросу о понятии и сущности налогового администрирования

В данной статье изложен подход к описанию сущностных характеристик понятия «налоговое администрирование», а также сформулировано его определение.

К вопросу о понятии и сущности социального государства

В статье проведен анализ понятия и сущностных характеристик социального государства, представлен анализ современных взглядов на понятие «социальное государство», выделены его отличительные особенности. Интеграция отдельных характеристик социального г...

Пути эволюционного развития налоговой системы РФ

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты налоговой системы Российской Федерации: сущность налогов, их классификация, элементы налогообложения, функции и принципы построения налоговой системы. Определена актуальность исследования развития нал...

Задать вопрос