Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Налоговый федерализм и особенности его реализации

Юриспруденция
12.12.2018
3168
Поделиться
Библиографическое описание
Аминова, Д. А. Налоговый федерализм и особенности его реализации / Д. А. Аминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54645/.


Статья направлена на раскрытие содержания налогового федерализма и его принципов. Обозначены способы его функционирования и реализации.

Ключевые слова: налоговый федерализм, распределение налогов, принципы налогового федерализма, государственное управление.

Сегодняшний этап налоговой реформы в Российской Федерации отличается высокой динамичностью. Активно реализуется совокупная концепция развития налоговой системы, которая направлена на создание рациональной системы налогообложения в стране, принимаются кардинальные поправки в отдельные виды налогов.

В связи с тем, что были приняты Бюджетный Кодекс РФ и Налоговый Кодекс РФ, в последующем БК РФ и НК РФ, возросла актуальность проблемы правового разграничения и в последствии распределения налогов между органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления. Учитывая утверждение демократических принципов устройства Российской Федерации, можно утверждать, что органы местного самоуправления стали неотъемлемым компонентом системы государственного управления, получив управленческие и финансово-бюджетные права.

При построении модели налогового федерализма России возникают определенные проблемы. С одной стороны, они связаны с несовершенством теоретической основы налогового федерализма, с другой, наличием вопросов построения на практике федеративных отношений между разными уровнями органов власти. До сих пор ведутся обсуждения, связанные с пониманием правового содержания структуры, принципов и механизмов функционирования федерализма.

Различные источники по-разному дают характеристику налоговому федерализму, согласно книге Юткина Т. Ф. «Налоги и налогообложение» налоговый федерализм представляет собой правовую систему разграничения бюджетно-налоговых полномочий между уровнями власти и управления. Он предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации или в процессе дальнейшего реформирования. Этот принцип провозглашен в качестве исходного и в проекте Налогового кодекса, в котором определена стратегия налогообложения. Другие источники делают акцент на том, что налоговый федерализм это прежде всего основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни управления разными полномочиями в сфере налогов, по поводу их отчислений и распределения между бюджетами разных уровней для их самостоятельности в вопросах финансов.

Теоретический смысл налогового федерализма раскрывается благодаря принципам, которые обеспечивают оптимальное управление большими многоуровневыми системами:

1) конституционное закрепление характеристики финансовой системы, видов налогов, главных принципов налогообложения;

2) разграничение прав, обязанностей и ответственности при формировании и исполнении бюджетов между федеральными, региональными и местными органами РФ;

3) законодательная регламентация налоговых полномочий уровней управления;

4) равноправие все субъектов РФ в принятии финансовых решений с федеральным центром;

5) конституционная гарантия финансовой самостоятельности субъектов РФ и местного самоуправления и обеспеченность ресурсной базы, которая должна быть адекватной их полномочиям;

6) достаточность собственных доходов в бюджетах каждого уровня для реализации закрепленных за ними расходных полномочий;

7) закрепление за каждым уровнем бюджета собственных налогов, права на изменение отдельных составляющих налогообложения по собственным налогам;

8) конституционная гарантия справедливого перераспределения бюджетных средств между сферами управления, регионами, отдельными гражданами и контроль за их применением;

9) перераспределение финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы для сглаживания неравенств различных бюджетов, применяя межбюджетные трансферты;

10) автономизация, которая предполагает оптимальное сочетание центра и нижерасположенных уровней путем наделения последних собственными доходными источниками, налоговыми полномочиями и ответственностью.

Реализация налогового федерализма основывается на следующих принципах:

‒ сбалансированность бюджетов всех уровней;

‒ равенство прав и обязанностей всех территориально-административных единиц РФ;

‒ равномерность поступления налоговых платежей в течение года, в связи недопущения кассовых разрывов;

‒ заинтересованность в наращивании собственных доходов всех органов власти.

Существует два образа реализации налогового федерализма:

‒ все налоги, платежи и сборы согласно НК РФ делятся на федеральные, региональные, местные и по каждой группе определены границы соответствующих уровней государственной власти по установлению и изменению элементов налогообложения;

‒ в НК РФ заложен метод разделения налоговых ставок, а конкретно в части налога на прибыль организаций, по которому общая налоговая ставка равна 20 % делится на 2 % (для поступления налога в федеральный бюджет) и 18 % (для исчисления налога в бюджет субъектов РФ).

Кроме этого, по бюджетному законодательству (БК РФ) налоговые доходы поступая в бюджетную систему страны, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам. Рассмотрим данный процесс на примере некоторых налогов федерального бюджета:

‒ налог на прибыль организаций (НПО) по налоговой ставке — по нормативу 100 %;

‒ налог на добавленную стоимость (НДС) — по нормативу 100 %;

‒ акцизы на спиртовые продукты — по нормативу 50 %;

‒ налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — по нормативу 40 %

‒ сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов — по 20 % и т. д.

Проблема налогового федерализма заключается во взаимоотношениях государства и его граждан на основе организации движения финансовых потоков рациональным образом. При данном понимании налогового федерализма изменяется толкование базы доходов государства, услуги власти приобретают характер подчинения гражданам в условиях двустороннего контракта.

Модель налогового федерализма, которая сложилась в России, по большому счету уникальна. Тот факт, что в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, определяет сложность и многогранность конструкции, учитывающей различия исторического, географического, национального, экономического, климатического характера. Исходя из этого, главной задачей государства является выбор оптимальной модели налоговых отношений в стране и её реализации, устраняющей дисбаланс социально-экономического развития субъектов.

Подводя итог, можно утверждать, что налоговый федерализм представляет собой сложный механизм, в который входят множество нюансов при его реализации. Следовательно, для правильного его определения и реализации нужен системный подход.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) М., 2018.
  2. Хорхе Мартинес-Васкес, Джеймсон Бо Россия: переход к новому федерализму М., 2002. [с.102].
  3. https://studme.org/1523121020905/ekonomika/nalogovyy_federalizm
  4. Шугаев А. А. Бюджетно-налоговый федерализм в Российской Федерации М., 2009. [c.32].
  5. Юткин Т. Ф. Налоги и налогообложение 1999. [с.68].
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
налоговый федерализм
распределение налогов
принципы налогового федерализма
государственное управление
Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 213-214):
Часть 3 (стр. 213-303)
Расположение в файле:
стр. 213стр. 213-214стр. 303

Молодой учёный