Роль киберпространства в формировании политических ценностей: от регионов до центра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.11.2018

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Генрихова А. И. Роль киберпространства в формировании политических ценностей: от регионов до центра // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 249-251. — URL https://moluch.ru/archive/234/54366/ (дата обращения: 21.05.2019).



В статье рассматривается киберпространство, формирование с его помощью политической культуры граждан. Одним из главных факторов этого процесса является географический. На его основе проведено исследование и приведены аргументы.

Показана специфика новой политической культуры, оценка её качества в разных возрастных, профессиональных, территориальных группах. Делается вывод о том, что причины формирования новой политической культуры как стабилизатора и дестабилизатора в обществе указывают на полное отсутствие четкого определения целей, задач этой культуры на всех ее уровнях, в том числе при использовании сети Интернет. Несомненно, такое положение приводит к кризису в обществе, но есть предположение, что со временем ареал деятельности данной сферы будет только ширится и приведёт к новому положению вещей.

Ключевые слова: киберпространство, Интернет, политические ценности, политическая культура, политика.

Новым термином, характеризующим информационные технологии, является киберпространство. Оно включает ареалы распространения языков общения, средства передачи информации и трансляции культурного наследия на основе компьютерных технологий и сети Интернет. [1] Киберпространство постоянно расширяется, включая в свою орбиту все новые регионы и социальные группы. Однако происходит этот процесс неравномерно: географические, экономические, профессиональные, возрастные различия ложатся в основу неравенства. Всевозрастающая роль СМИ и Интернета в политике и государстве современного общества вызвали интерес к данной теме. Объектом моего исследования выступило киберпространство.

За годы своего существования сеть Интернет успела пройти несколько качественно отличающихся друг от друга этапов, наиболее важными из которых являются следующие: (1) довебовский этап; (2) этап Веб 1.0; (3) этап Веб 2.0. Эти этапы различаются принципами управления сетью, экономическими моделями и системой ценностей, этикой [2].

Основными достоинствами киберпространства являются оперативность осуществления интеракций, возможность обратной связи, а также низкая себестоимость использования телекоммуникаций в расчете на одно послание. Самым очевидным свойством киберпространства, как среды политических коммуникаций, является анонимность осуществления интеракций. В офлайне индивиды прочно связаны в рамках различных социальных сетей, ограничивающих возможность самовыражения личности. Здесь проявляется принцип политического и идеологического плюрализма.

Компьютер несет с собой новые культурные нормы, иные ментальные стереотипы и житейские привычки. На этой основе создаются особые сообщества со своими правилами игры, ценностями, нормами, законами, стилем общения и символикой поведения [3].

События, процессы и явления политической жизни страны афишируются в сетевом пространстве. Специализированные сообщества, группы создаются ВКонтакте, Twitter, Facebook и на других платформах с целью политической агитации и пропаганды. Нередко и сами политические деятели государства заводят подобные медиа (сайты, блоги и т. д.)

Информационное присутствие политиков во всемирной сети к началу XXI в. стало нормой. Для рядовых же пользователей киберпространство предоставило неограниченные возможности взаимодействий с политическими единомышленниками.

Быков И. А. в работе «Киберпространство как фактор развития политических идеологий» отмечает его доступность, быстроту и простоту коммуникации, лёгкость и вариативность [4]. Данное пространство формирует политическую культуру и ценности, однако здесь есть свои нюансы.

Опрос различных категорий населения Унечского района показал, что оценка политических событий общества различна в мировоззрении и поведении. Это зависит от возраста, сферы деятельности, места жительства, в результате чего формируется активное или пассивное политическое поведение. Труднее всего первой возрастной группе, представленной на графике. Во всемирной паутине, личность ещё социально не сформированная, поддающаяся пропаганде не может создать стабильную систему политических взглядов и ценностей.

Другая группа исследуемых — 25–30 лет, наоборот, с интересом реагирует на сложившиеся политические ситуации, через Интернет. Считают, что имеют право знать и регулировать данную сферу жизнедеятельности. Вероятно, это связано с активностью данной группы, амбициозностью, тенденцией получения информации только с помощью этого источника. Ей свойственно её фильтровать, соотносить свои интересы с идеологиями в государстве. Именно поэтому они вызывают интерес у политических организаций, являясь непосредственным электоратом.

А вот жители небольшого города в возрасте 35–55 лет неохотно используют Интернет для получения новостей о политике. Большее доверие вызывают СМИ И ТВ. На основе этих данных, смею предположить, что в этом возрасте повышается мнимость, снижается интерес к общественной жизни и себе, как актору политических процессов страны. По традиции они вербально обсуждаются в межличностных группах.

Рис. 1. Роль киберпространства в формировании политических ценностей граждан г.Унеча Брянской области

Очевидно, что отдалённость от центра сказывается на общей политической культуре жителей периферии. Бытует мнение о том, что политика и её процессы закрытая область. В этом и заключается географический фактор политического неравенства. Что касается разного уровня экономического, образования жителей центра и регионов страны, то данное деление не оказывает существенного влияния на политическую культуру.

Молодые люди, активно пользующиеся сетью Интернет, уверены в важности и результативности своего политического действия. Это связано с социально-психологическими особенностями данной группы. Растущая активность политически настроенных молодых людей к зрелому возрасту пресекается недоверием к государственным структурам, а соответственно и падением политических ценностей.

Таблица 1

Уровень политической культуры жителей г.Унеча Брянской области

Возраст респондентов

Считают, что современному человеку необходимо интересоваться политикой

Считают, что могут повлиять на сегодняшний ход политических событий встране

Да, конечно

Нет, не стоит

Могу (выборы или митинг)

Могу, если сам буду политическим деятелем

15–17 лет

100 %

0 %

75 %

25 %

25–35 лет

87,5 %

12,5 %

25 %

75 %

35–55 лет

100 %

0 %

25 %

75 %

Три крупные партии, представленные и на Брянщине, в том числе, Единая Россия, КПРФ и ЛДПР имеют молодёжные организации. Молодая Гвардия Единой России, «Время молодых» и «Ленинский коммунистический союз молодёжи РФ» ведут работу через региональные отделения, Web-сайты и группы Вконтакте. Однако несут в себе ознакомительный характер, нежели агитационный. Ссылаясь на брянского общественного деятеля, эксперта фонда «Давыдов.Индекс», политолога и философа Владимира Горбачёва, можно сказать о низкой политической активности субъекта — Брянской области. Детально разобрав политическую ситуацию в регионе в преддверии года больших выборовсчитает, что политическая культура населении находится на низком уровне. Причина тому небольшой спектр представленных партий, так называемых парламентских, непродуктивная работа с молодёжью в данной сфере.«Сейчас в политике наблюдается межпоколенческий разрыв, который на Брянщине очевиден. Старшее поколение, которое хорошо известно в политике, своё дело в некоторой степени сделало. А на смену ему новое поколение не приходит. Большой дефицит новых лиц»[5].

В мае 2015 г. в рамках проекта «Политическая и сетевая идентичности участников виртуальных сообществ: на примере жителей г. Санкт-Петербурга», реализуемого при поддержке «Центра социологических и интернет-исследований» СПбГУ было проведено исследование общественного мнения пользователей сети Интернет в г. Санкт-Петербурге, в ходе которого часть вопросов должна была выявить отношение респондентов к виртуальным ценностям в сфере политики. Объем выборки составил 1200 человек. Персональное восприятие Интернета как безопасной среды тоже (хоть и в чуть меньшей степени) говорит не в пользу виртуальных ценностей. Определенно безопасно себя чувствуют 15,1 %, скорее безопасно — 30,5 %, скорее небезопасно —27,6 %, определенно небезопасно — 19,7 %. Данные, полученные с помощью ответов на эти вопросы, показывают, что пользователи сети Интернет ощущают атмосферу некоторого недоверия и небезопасности [2, с.37].

Из 1200 опрошенных около 75 % считают, что современное киберпростанство непосредственно влияет на образ жизни населения, становление их мировоззрения, именно поэтому оно должно стать максимально безопасным и отражать реально происходящие факты глобального мира, а также необходимо повысить ответственность владельцев сайтов.

Учитывая анализ общественного мнения, можно заключить, что виртуальные ценности не являются по-настоящему значимым фактором политического процесса в нашей стране. Нехватка опыта работы в медиа-ресурсах по формированию политической ценностей и переход от второго к третьему этапу развития сети оказывают влияние на виртуальные ценности.

Атмосфера недоверия в сети может косвенно свидетельствует об определенном кризисе общественного доверия. Но киберпространство как политический субъект безусловно формирует политические ценности, при этом стабилизируя или дестабилизируя политическое сообщество. Будет или нет оно расширять, квалифицировать ареал своей деятельности покажет время.

Литература:

  1. Песков, Д. Н. Интернет-пространство: состояние премодерна?/Д. Н. Песков // Полис. Политические исследования. — 2003. — № 5. С. 46–55.
  2. Мартьянов, Д. С. Виртуальные ценности как фактор формирования политического сознания российского интернет-сообщества/ Д. С. Мартьянов// Вестник СПбГУ — 2015 — Сер. 6, Вып. 4 — С.33–39
  3. Мартьянов, Д. С. Виртуальные ценности: структура, динамика, противоречия / Д. С. Мартьянов// Труды С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. — 2015. — Т. 206. — С. 319–327.
  4. Быков И. А. Киберпространство как фактор развития политических идеологий/ И. А. Быков — URL:https://docviewer.yandex.ru/view/281842373/?*=VMlGCS %2BzQnjzU %2FTRDwqwVPDKTc17InVybCI6Imh0dHA6Ly9qZi5zcGJ1LnJ1L3VwbG9hZC9maWxlcy9maWxlXzE0 (дата обращения: 03.07.2018)
  5. Брянский объектив — URL: http://bo32.ru/20181121/bryansknews/politika/ekspert-ocenil-politicheskuyu-obstanovku-v-bryanskoy-oblasti (дата обращения: 12.11.2018)
  6. Нестерчук, О. А. «Новая политическая культура» как инструмент стабилизации/деформации общества/ О. А. Нестерчук// Вопросы политологии. — 2017 — выпуск 4(28) — С.26–37
Основные термины (генерируются автоматически): политическая культура, Брянская область, Интернет, группа, ценность, политик, интерес, санкт-петербург, Единая Россия, политический.


Похожие статьи

Политические ценности как элемент ценностных ориентиров...

«Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно

Ценности мы рассматриваем как ядро культуры, они стабильны и меняются крайне медленно.

Напротив, установки, как и желания, убеждения, интересы, меняются, и их можно поменять.

Политическая культура современной России | Статья в журнале...

Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях.

Политическая активность российской молодежи на современном...

В статье рассматриваются особенности политического участия современной российской

Низкая заинтересованность молодежи в политической сфере жизни общества обусловлена

Например, в младшей возрастной группе молодежи 17–20 лет в целом интерес к политике в...

Демократические молодёжные объединения в РФ на современном...

политическая культура, Россия, современная политическая культура, российское общество, демократический тип, политическая система

движение, молодежная политика, молодое поколение, современная Россия, студенческая молодежь, политическая активность молодежи...

Политический интернет-маркетинг: проблемы становления...

Политический интернет-маркетинг: проблемы становления и развития в России. Автор: Березовская Галина Владимировна.

Отмечается, что целью российской элиты политического маркетинга становится деятельность, способствующая созданию и поддержанию ценностей...

Политическая культура: сущность и структура | Статья в журнале...

Политическая культура— ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики, существующий в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Особенности выражения концепта будущего в политической...

Ключевые слова: концепт будущего, партия «Единая Россия», правящая партия, программа политической партии, структура концепта. Концепт будущего является одним из базовых политических концептов.

Современная модель взаимодействия гражданского общества...

Кооперация и согласование интересов — это неотъемлемые части политического процесса.

Интернет–площадки, научные конференции, расширенные заседания в рамках

Место и роль гражданского общества в процессе политической модернизации России.

Политические коммуникации в интернет-сообществе...

В Российской Федерации в настоящее время наблюдается противоречивая ситуация, связанная с применением и проникновением интернет-технологий в бытовой уклад рядовых граждан: Россия находится на седьмом месте в рейтинге стран...

Похожие статьи

Политические ценности как элемент ценностных ориентиров...

«Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно

Ценности мы рассматриваем как ядро культуры, они стабильны и меняются крайне медленно.

Напротив, установки, как и желания, убеждения, интересы, меняются, и их можно поменять.

Политическая культура современной России | Статья в журнале...

Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях.

Политическая активность российской молодежи на современном...

В статье рассматриваются особенности политического участия современной российской

Низкая заинтересованность молодежи в политической сфере жизни общества обусловлена

Например, в младшей возрастной группе молодежи 17–20 лет в целом интерес к политике в...

Демократические молодёжные объединения в РФ на современном...

политическая культура, Россия, современная политическая культура, российское общество, демократический тип, политическая система

движение, молодежная политика, молодое поколение, современная Россия, студенческая молодежь, политическая активность молодежи...

Политический интернет-маркетинг: проблемы становления...

Политический интернет-маркетинг: проблемы становления и развития в России. Автор: Березовская Галина Владимировна.

Отмечается, что целью российской элиты политического маркетинга становится деятельность, способствующая созданию и поддержанию ценностей...

Политическая культура: сущность и структура | Статья в журнале...

Политическая культура— ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики, существующий в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Особенности выражения концепта будущего в политической...

Ключевые слова: концепт будущего, партия «Единая Россия», правящая партия, программа политической партии, структура концепта. Концепт будущего является одним из базовых политических концептов.

Современная модель взаимодействия гражданского общества...

Кооперация и согласование интересов — это неотъемлемые части политического процесса.

Интернет–площадки, научные конференции, расширенные заседания в рамках

Место и роль гражданского общества в процессе политической модернизации России.

Политические коммуникации в интернет-сообществе...

В Российской Федерации в настоящее время наблюдается противоречивая ситуация, связанная с применением и проникновением интернет-технологий в бытовой уклад рядовых граждан: Россия находится на седьмом месте в рейтинге стран...

Задать вопрос