Работа посвящена анализу способов предупреждения нарушений государственными служащими антикоррупционного законодательства и результатам применения данных способов.
Целью исследования является исследование имеющихся мер предупреждения нарушений государственными служащими антикоррупционного законодательства, а также внедрение новых механизмов пресечения правонарушений на государственной службе.
Ключевые слова: профилактика и предупреждение, государственная служба, коррупция, антикоррупционное законодательство, обязанности государственных служащих, ответственность государственных служащих, конфликт интересов.
The paper analyzes the ways to prevent violations by civil servants of anti-corruption legislation and the results of applying these methods achieved by government agencies.
The aim of the study is study of existing measures to prevent violations of civil servants of anti-corruption legislation, as well as the introduction of new mechanisms for the prevention of offenses in the public service.
Keywords: prevention; public service; corruption; anti-corruption legislation; duties of public servants; responsibility of public servants; conflict of interest.
В современной России, как правовом государстве, создана развитая система органов государственной власти, осуществляющих эффективное управление, взаимодействие, а также взаимный контроль. В этой связи одним из важнейших способов укрепления государственности можно назвать дальнейшее совершенствование деятельности государственных органов.
Государственная служба является профессиональной служебной деятельностью, которая осуществляется в целях обеспечения исполнения государственных полномочий федерального и регионального уровней; а также полномочий лиц, которые замещают государственные должности [1].
Особенности юридической ответственности лиц, замещающих государственные должности, обусловлены их правовым статусом, который вытекает из законодательно закрепленной обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не нарушать Конституцию РФ, а также создавать условия для беспрепятственной реализации человеком и гражданином прав, свобод и выполнения обязанностей. В целях обеспечения соблюдения государственными служащими возложенных на них обязанностей, ограничений и запретов государственные органы, общественные организации и представители власти предпринимают меры, направленные на предупреждение совершения преступлений и проступков на государственной службе.
Законодательством установлена обязанность принимать меры по предотвращению любых ситуаций, связанных с возможностью наступления конфликта интересов; а при невозможности их предотвратить — незамедлительно письменно уведомить руководителя [2]. Впервые в российской практике закон обязывает служащих уведомлять представителя нанимателя и органы прокуратуры обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Служащий, исполнивший эту обязанность, может рассчитывать на защиту государства. В случае, если у служащего возникла личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов, он обязан письменно проинформировать об этом работодателя [3]. Кроме того, служащий обязан принимать меры, чтобы не допустить какой-либо возможности возникновения такого конфликта.
Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность чиновника может повлиять на надлежащее исполнение им служебных обязанностей и при которой возможно возникновение противоречия между его личными интересами и законными интересами иных лиц, которое может причинить вред их правам [4].
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках приоритетного проекта «Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности» провел мониторинг практики привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений государственных служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия. В приоритетном проекте участвуют МЧС России, ФАС России, ФНС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор, ФТС России.
Директор Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России Дмитрий Баснак напомнил, что федеральные органы исполнительной власти — участники приоритетного проекта «Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности» реализуют комплекс правовых и организационных мер по минимизации коррупционных рисков, а также комплекс профилактических мероприятий, направленный на формирование у служащих контрольно-надзорных органов нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
По данным мониторинга, за 9 месяцев 2017 года к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено 1362 федеральных государственных служащих, из которых 1319 замещают должности федеральной государственной службы в территориальных органах и 43 — в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти [5]. При этом в территориальных органах к дисциплинарной ответственности привлечено 1274 человека, к административной — 41 человек, к уголовной — 4 человека. «Дисциплинарную ответственность как правило влечет представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», — отметил директор департамента.
Также в ходе мониторинга были рассмотрены данные в части уведомления федеральными государственными служащими представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. «Порядка 4,4 тысячи служащих федеральных органов исполнительной власти — участников приоритетного проекта подали соответствующее уведомление, — сообщил Дмитрий Баснак. — В отношении более 2,8 тысячи таких служащих были приняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов».
Также существует проблема избыточного количества государственных служащих, не имеющих при поступлении на службу необходимой квалификации. Это вследствие приводит к большим затратам государственного органа на их образование и приводит к тому, что государственные служащие получают низкую заработную плату. Данные факторы являются одним из оснований пренебрежений своими моральными принципами и ведет к совершению должностными лицами противоправных действий. По моему мнению, необходимо предупреждать нарушения законодательства должностными лицами еще до момента поступления на государственную службу, до подписания государственным служащим служебного контракта. Целесообразно на этапе отбора претендентов на замещение вакантной должности проводить тестирование на выявление личностных качеств, поступающих на государственную или муниципальную службы. Было бы весьма желательно, чтобы кандидаты на определенные должности проходили соответствующую проверку на наличие качеств, необходимых для успешной работы на данной должности. Например, вопросы теста для кандидата на должность судьи могут звучать с позиции вопроса отношения к деньгам, вопросов, касающихся точек соприкосновения служебной деятельности судьи и его родственных связей. Для этих целей необходимо ввести термин «Психологическое тестирование», изменить базовую концепцию действующего законодательства и включить оценку личностных качеств как непременное условие процесса трудоустройства. Считаю необходимым внести дополнения в главу 11 Трудового кодекса РФ «Заключение трудового договора» и в главу 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе», в которых введением отдельной статьи признать обязательной процедуру психологического тестирования и регламентировать порядок его прохождения, круг лиц, уполномоченных его осуществлять со ссылкой на правовой акт, в котором более подробно будет закреплены все нюансы упомянутой процедуры.
В целом, можно сделать вывод, что подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений контрольно-надзорных органов информируют служащих о положениях антикоррупционного законодательства Российской Федерации и проводят соответствующие профилактические мероприятия.
Реформа контрольной и надзорной деятельности началась в 2017 году и уже показала положительные результаты, но для дальнейшей минимизации коррупционных рисков требуется решить еще очень много вопросов, что потребует усилий. Также целесообразно действовать в направлении минимизации коррупционных проявлений не только в процессе исполнения государственными служащими своих полномочий, но и предупреждать возможность заключения служебных контрактов с лицами, которые по результатам тестирования при поступлении на службу по личностным качествам не имеют право претендовать на вакантную должность ввиду возможности нарушения данными претендентами законодательства о государственной службе.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». // Парламентская газета, N 34, 07.03.2007.
- Федеральный закон от 28.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». // Российская газета от 30 декабря 2008 г. N 266.
- Шугрина Е. С. Конфликт интересов на государственной гражданской службе. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://cmo.khabkrai.ru (дата обращения — 25.10.2018).
- Шкатулла В. И., Сытинская М. В., Надвикова В. В. Комментарий к Федеральному закону от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» (2-е изд.). — Специально для системы ГАРАНТ, 2015.- 450с.
- Минтруд России: [Электронный ресурс]. М., 2018. URL: http://rosmintrud.ru (Дата обращения:17.11.2018).