Мировой опыт показывает, что без инновационного развития выход из экономического кризиса невозможен. Инновационное направление развития является важным элементом для достижения высокого уровня конкурентоспособности как экономической системы в целом, так и отдельно взятого предприятия [6].
Уровень технического развития и научные достижения в последние десятилетия все больше определяют степень обеспечения национальной безопасности., динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности страны.
Фактором усиления конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках и внутри страны является внедрение результатов научных исследований в производство, воплощенных в прогрессивных технологиях, новых средствах и предметах труда с улучшенными качественными характеристиками [1].
Необходимость развития Российской экономики в инновации, так же обуславливается постановкой высоких целей для современного этапа развития страны. Установление и поддержание высокого уровня жизни населения, закрепление России на мировой арене, все это требует вложение в инновационный сектор экономики. [7].
Новшества стараются внедрять во все сферы деятельности предприятия. При этом правильное понимание инновационного развития и его оценка на протяжении всего жизненного цикла предприятия позволит руководителям укрепить позиции на рынке, а именно повысить эффективность инвестиций, адекватно реагировать на действия конкурентов и обеспечить конкурентоспособность.
Очевидно, что все сотрудники и специалисты предприятия являются источниками предложений, идей и инновационное развитие компании полностью зависимо от их желания, мотивации, восприимчивости и готовности. К сожалению, чаще всего этот потенциал остается недооцененным и недоиспользованным, а в управлении инновационной деятельностью, как и в других сферах бизнеса, наблюдается значительная нехватка квалифицированных сотрудников [2].
Важно отметить, что предприятия во многих регионах России, которые обладают высоким научно-техническим потенциалом, тем не менее, имеют недостаточный уровень инновационной системы, что является следствием:
1) недостаточной инновационной привлекательности инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;
2) несовершенной системой профессиональной подготовки сотрудников для инновационной сферы;
3) неразвитости сферы малых инновационных компаний, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка [4].
Инновационная деятельность в России должна находиться в центре государственной инновационной политики. Государство должно создавать экономические, правовые и социальные механизмы, стимулирующие инновационную деятельность.
Государственное регулирование инновационных процессов представлено следующими основными инструментами:
‒ прямое государственное стимулирование НИОКР путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов;
‒ косвенное государственное стимулирование науки и освоение ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, льготной форме для различных субъектов инновационной деятельности;
‒ предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (предпринимателям, осуществляющим инновации, и элементам инфраструктуры, оказывающим им ту или иную поддержку) [5].
Структурные подразделения, в рамках которых сосредоточена инновационная деятельность, могут рассматриваться в качестве центра ответственности инновационного развития. Организация работы данных центров должна соответствовать ряду условий, связанных с критериями непротиворечивости, доступности, права управленческого решения [3].
По данным Росстата, рассмотрим статистику организаций, выполнявших исследования и разработки за период 2010–2016 гг.
Таблица 1
Количество организаций, выполнявшие исследования иразработки
|
2010 |
2011 |
2014 |
2015 |
2016 |
Число организаций — всего |
3492 |
3682 |
3604 |
4175 |
4032 |
в том числе: |
|||||
научно-исследовательские организации |
1840 |
1782 |
1689 |
1708 |
1673 |
конструкторские организации |
362 |
364 |
317 |
322 |
304 |
проектные и проектно-изыскательские организации |
36 |
38 |
32 |
29 |
26 |
опытные заводы |
47 |
49 |
53 |
61 |
62 |
образовательные организации высшего образования |
517 |
581 |
702 |
1040 |
979 |
организации промышленности, имевшие научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения |
238 |
280 |
275 |
371 |
363 |
прочие |
452 |
588 |
536 |
644 |
625 |
Источник: http://www.gks.ru/
Рис. 1. Количество организаций, выполнявшие исследования и разработки
По данным таблицы 1 и рисунку 1 можно сделать вывод, что на протяжении 2010–2014 гг., численность организаций, которые вели исследования и разработки в основном уменьшается, в отличии от опытных заводов и образовательных организаций высшего образования.
Несмотря на то, что к 2015 г., выросло общее количество организаций, сохраняется тенденция по их числу в исследовательской деятельности, но наблюдается уменьшение к 2016 г.
По данным Росстата, рассмотрим статистику численности организаций, выполнявших исследования и разработки, по секторам деятельности и приведем в таблицу 2, графически представим на рисунке 2.
Таблица 2
Число организаций, выполнявших исследования иразработки, по секторам деятельности
|
2010 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
3492 |
3604 |
4175 |
4032 |
В том числе по секторам деятельности: |
||||
Государственный |
1400 |
1491 |
1560 |
1546 |
Предпринимательский |
1405 |
1265 |
1400 |
1326 |
Высшего образования |
617 |
777 |
1124 |
1064 |
Некоммерческих организаций |
70 |
71 |
91 |
96 |
Источник: http://www.gks.ru/
Рис. 2. Число организаций, выполнявших исследования и разработки, по секторам деятельности
По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что в основном с 2010–2015 гг., наблюдается тенденция увеличения в общей численности организаций, выполнявших исследования и разработки, по секторам деятельности примерно на 2 %, но к 2016 г, численность организаций уменьшается на 3,5 % по сравнению с 2015 г., и на 1,7 % по сравнению с 2010 г.
По данным Росстата, рассмотрим статистику инноваций по видам экономической деятельности за период 2014–2016 гг.
Таблица 3
Инноваций по видам экономической деятельности
2014 |
2015 |
2016 |
|
Сельское хозяйство, % |
6 |
4,4 |
3,4 |
Промышленность, % |
7,6 |
9,3 |
9,2 |
Строительство, % |
4,4 |
2,0 |
1,1 |
Источник: http://www.gks.ru/
Рис. 3. Инноваций по видам экономической деятельности
Таким образом, по данным, представленным выше, можно сделать вывод, что на протяжении с 2014–2016 гг., наблюдается тенденция снижения инноваций к 2016 г.,: в промышленность на 2 %, сельское хозяйство на 22 % и строительство на 45 %.
Создание и развитие инновационной деятельности — это масштабная и не легкая задача, которую тяжело решить без достаточно продуманных и согласованных эффективных действий со стороны органов власти, экономического и научного сообществ.
Поэтому при организации инновационной деятельности необходимо учитывать то, что рыночная экономика более восприимчива к инновациям. Требуются хорошо развитые прямые и обратные связи между всеми участниками инновационного процесса.
Литература:
- Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат.- Р76 М., 2017–686с.
- Бусов, В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для академического бакалавриата / В. И. Бусов, О. А. Землянский. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 382 c.
- Валдайцев С. В. Оценка бизнеса. М.: Проспект, 2008.
- Кондрашова И. С., Киреева Е. В. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности предприятия. / И.С Кондрашова, Е. В. Киреева // Социально-экономические явлениия и процессы. — ¬2013. С — 113–115.
- Мазур И. И., Шапиро В. Д. учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур [и др.]; под общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. — 6 е изд., стер. — М.: Издательство «Омега Л», 2010. — 960 с.
- Мартынова Е. В. Особенности оценки инновационного развития компании. / Е. В. Мартынова // Теория и практика. 2015. С- 61–69.
- Парамонова, Т. Н. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебное пособие / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк. — М.: КноРус, 2013. — 288 c.