Формирование основ здоровьесберегающих ценностей (социально-коммуникативного воспитания) детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шашкова, Е. А. Формирование основ здоровьесберегающих ценностей (социально-коммуникативного воспитания) детей дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности / Е. А. Шашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 111-121. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54087/ (дата обращения: 17.12.2024).



Когда нет здоровья, молчит мудрость,

не может расцвести искусство, не играют силы,

бесполезно богатство, и бессилен разум.

Геродот

Здоровье человека всегда зависело от стиля жизни. Стиль жизни для каждого индивидуален. Он определяется различными факторами, убеждениями и личными данными. Здоровый образ жизни объединяет все, что помогает человеку выполнять различные функции в оптимальных условиях для здоровья и определяет силу усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья [9].

Здоровый образ жизни это:

 благоприятное социальное окружение

 духовно-нравственное благополучие

 достаточный двигательный режим (культура движений)

 закаливание

 правильное питание

 личная гигиена

 отказ от вредных привычек

 положительные эмоции.

Приведенные характеристики помогают сделать вывод, что здоровый образ жизни человека – это часть общей культуры человека, которая отражает его состояние, определённое уровнем специальных знаний, как физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровье — это основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. [8]

Эта проблема волновала ученых на протяжении не одного столетия. Еще в XIX веке выдающийся польский педагог Януш Корчак делился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо … Объясни им, и они будут беречься». Французский писатель Ж. Руссо, один из крупнейших мыслителей XVIII века, пришел к выводу: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…».

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье детей? Как привить им навыки здорового образа жизни?

Эти проблемы требуют экстренных неотложных мер по оздоровлению детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании имеет большую ценность для здоровья детей, так как от самого рождения до 7-и лет идёт процесс становления всех функций и систем организма, формируется фундамент будущего здоровья, человеческой жизни во всех её сферах. [10, с. 25]

Используемые здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с интересом включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. [9, с.4] Поэтому формироватьосновы здоровьесберегающих ценностей лучше всего через проектную деятельность.

Проектная деятельность в детском саду – это метод, который основывается на процессе освоения ребёнком нужной информации в процессе поэтапной и спланированной работы по достижению намеченной деятельности с учётом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей. [2, c.21]

В рамках проектной деятельности можно провести направленную работу, в которой будут формироваться у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Например: реализовать проект «Мой весёлый звонкий мяч».

В проекте могут участвовать дети от 4-6 лет и взрослые: родители и прародители.

Работая над проектом можно поставить следующую цель: Организовать совместную деятельность детей и взрослых, направленную на нахождение ответа про мяч в современной жизни, в прошлом и будущем.

Исходя из данной цели выделить следующие задачи проекта:

 Познакомить детей с историей появления в нашей стране мяча.

 Изучение и исследование мяча в жизни человека, развитие свободной творческой личности ребёнка в результате развития познавательных способностей, творческого воображения, мышления, поискового поведения и коммуникативных навыков.

 Воспитывать в детях и родителях любознательность, желание самостоятельно узнавать новое и интересное об интересующей их теме, делиться новыми сведениями с ребятами и педагогами сада и группы.

 Помочь родителям увидеть и оценить необходимость и важность тесного общения со своим ребенком через совместную продуктивную деятельность.

Проект может быть: творческим, информационно – исследовательским, практико –ориентированным, коллективным, среднесрочным. По содержанию: «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Ребёнок и ценности здоровья», где ребёнок – субъект проектирования; внутри группы; при участии детей и взрослых (родителей, бабушек и дедушек, представителей общественных организаций).. [3, c.13], [6, c.35]

Работая над проектом, можно выделить следующую проблему: Старый знакомый или новый Друг-Мяч?

С чего же начать проект? Любой проект начинается с рождение проблемы.

Одним из примеров может являться следующая ситуация: Влад К. принес в группу книгу «Цветик-семицветик» В. Катаева. После прочтения книги и рассматривания иллюстраций дети спросили : «Елена Александровна, вы в детстве тоже играли в мячик?» Воспитатель: «Конечно, когда я была маленькой, то у меня был любимый мяч». Дети : «А наши мамы и папы тоже играли в мяч?».

Воспитатель предложила узнать у своих родителей, в какие мячи играли их родители, а потом рассказать сверстникам в группе о том, что дети узнали из беседы с родителями.

Следующий этап – реализация проекта.

Например: Провести развлечение «Мой весёлый мяч»

Ребята, закончите фразу:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку … (мячик)

Эти строчки знакомы вам с ясельной группы. Ребята, а вы знаете, откуда взялся мяч? Каким он был? Кто придумал в него играть? Сегодня вы узнаете историю появления мяча.

«Историю появления мяча» нашли родители Кирилла К., и мальчик с удовольствием ее рассказал:

«Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. В некоторых странах мяч не только любили, но и... уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами играли ногами, в игры типа футбола».

Далее можно провести подвижную игру «Найди два одинаковых мяча».

Прочитав со своей мамой следующую информацию, Мирон О. продолжил рассказ: «В нашей стране мячи были разные. В старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий шар».

Игра средней подвижности «Мячики» со словами:

Девочки и мальчики

прыгают, как мячики,

Ручками хлопают,

Ножками топают,

Глазками моргают,

Дети отдыхают.

Лера Г. и ее мама тоже решили поделиться интересной информацией о мячах: «С тех пор наизобретали много мячей! Тряпичных, войлочных, каменных, деревянных!.. Мячи набивали перьями, песком, фисташковыми зёрнами!.. Играть в них считали страшно полезным делом. Один врач всем больным вместо лекарств прописывал игру в мяч. А погоняй-ка такой, каменный! Или с песком. Тяжеловатые мячи. Позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Надували мячи специальным приспособлением-насосом».

Дидактическое упражнение «Насос».

Будем накачивать мяч воздухом с помощью насоса. Воздух выходит из насоса и свистит «ссссс». (Показ Насоса).

Воспитатель может сообщить детям следующую информацию: «Современные мячи делают из самых разных материалов. Зато форма у мяча всегда одинаковая. Какой формы мяч? Круглый. С одним только исключением. Мяч для игры регби. Взгляните не него. Какой он формы? Овальной формы (как дыня). Но не потому, что этого требует игра. Просто так получилось».

Можно предложить детям выполнить дидактическое упражнение «Найди мяч для регби», с целью побуждения детей находить аргументацию при ответе на вопрос: «Почему они решили, что именно этот мяч предназначен для игры в регби?»

Послушайте, о чем мечтает каждый мяч:

Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу.

Смирно лежать я никак не хочу.

Играть с мячами весело и интересно. Для детских игр подойдут любые мячи. А вот для каждой спортивной игры существует свой мяч, особенный.

- Мы уже знаем, что этот овальный мяч,

необходим для игры …http://www.asia.ru/images/target/photo/50101609/Rugby_Ball.jpg В регби.

- А знаете ли вы для какой игры нужен этот мяч?

http://shop.nurprint.com/fi/highresimages/19544168.jpgДля игры в футбол.

- Знаком ли вам этот мяч? http://www.gabitusport.ru/images/basketball/basketball-3.jpgОн предназначен для игры в баскетбол. В этой игре мяч нужно забросить в высоко висящую корзину.

- А знаете ли вы, для какой игры нужен этот мяч? http://kidologist.com/wp-content/2011/11/tennisballs.jpgДля игры в теннис.

- Может быть кто-то видел такой мяч, и знает для какой игры он предназначен? http://www.ntm-tv.ru/.cache/images/img_a/395x898_1_0__images_03march2012_VOLEIBOL.jpg Этот мяч для игры в волейбол. В этой игре нужно перебрасывать мяч через натянутую сетку. Мы с вами поиграем в волейбол и футбол во время прогулки.

Можно предложить детям нарисовать мячи. Нужно прогорить с ними о том, что они будут рисовать. Например, каждый из дошколят должен подумать, какой мяч он хочет нарисовать: большой или маленький, одноцветный или разноцветный, а может мяч для спортивной игры. Чтобы представить, какой мяч нарисует каждый ребенок, небходимо попросить детей закрыть глаза и пофантазировать:

Нарисуем мы мячи разного цвета,

Яркого, красивого,

Желтого и синего,

Зеленого, красного,

Пестрого, разного.

Маленькие и большие,

Спортивные и игровые.

Дайте свободу воображению и создайте свой чудо – мяч.

Рисование «Мяч».

Ещё немного интересного про мяч расскажет Королёва Т.В., так как она нашла очень поучительную информацию: «В Африке на берегу реки Нил с незапамятных времён живут жуки-скарабеи. Те, что скатывают земляные шарики. Может, у скарабеев за 5 тысяч лет до нашей эры люди научились лепить шары из нильского ила?

Однажды, две тысячи лет тому назад, в Риме случилось вот что: учитель гимнастики, звали его Атциус, проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на огромный бычий пузырь. Надутый воздухом и перевязанный верёвкой, он висел над входной дверью – для красоты. Ветер трепал пузырь и стукал его об стенку, а он отскакивал! Ударялся и отскакивал!

«Идея!» – должно быть, подумал Атциус, купил пузырь, обшил его дома чехлом из кожи, и получился мяч – лёгкий и прыгучий!

Мяч» – по-английски «бол», «ступня» – «фут». Сложишь «фут» + «бол» получается «ножной мяч». А баскетбол своему названию обязан… корзине из-под персиков. Именно её приспособил для первого на планете баскетбольного матча изобретатель этой игры американец Джеймс Нейсмит. «Бол» – мяч надо было забросить в «баскет» – что в переводе с английского значит – корзина!

В развалинах древних индейских городов на Юкатанском полуострове Центральной Америки обнаружены площадки для игры в мяч. Индейцы считали мяч символом Солнца и Луны. Поэтому во многих играх его даже руками не касались. А только ракетками».

Пока Королёва Т.В. рассказывала, дети рисовали… Вот какие красавцы мячи у нас получились:

После развлечения ребята решили рассказать стихи про мяч в рамках «Поэтического вернисажа»:

  1. Сергей Л.:

Люблю играть я смячиком,

С ним весело всегда.

Он прыгает и скачет

И радует меня!

  1. Влад К.:

В новый мяч давай сыграем,

Безлимитный мячик есть!

Много опций он включает,

С ним теперь нам не присесть!

  1. Илья Г.:

Бьют его, а он не злится.

Он поёт и веселится.

Потому что без битья

Нет для мячика житья!

  1. Дарина С.:

Друг весёлый, мячик мой!

Всюду,всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мне с ним играть!

Можно предложить детям совместно с родителями подумать и нарисовать мяч будущего, каким он будет. Вот такие мячи будут у нас в будущем:

«Мяч будущего» (совместная деятельноясть взрослых и детей)

У Димы С. И его семьи получился вот такой мяч:

А у семьи Арсения Х. мяч получился такой:

Сергей Л. С семьёй придумал вот такой мяч:

Влад К. с семьёй придумал мяч-компьютер:

Но главное, дети узнали много игр с мячом и решили в них обязательно поиграть не только в детском саду, но и дома с родителями...

Можно предложить различные игры с мячом:

Школа мяча

Количество играющих: 1 – 6 человек.

Инвентарь: мяч, один или несколько.

Подбрасывание мяча

♦ Подбросить мяч вверх и поймать двумя руками.

♦ Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и поймать.

♦ Подбросить мяч вверх и поймать его после удара об пол.

♦ То же с хлопком.

♦ Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши впереди и позади себя, поймать мяч.

♦ Подбросить мяч вверх, убрать руки за голову, поймать мяч.

♦ Подбросить мяч вверх и поймать его одной правой или левой рукой.

♦ Подбросить мяч вверх, хлопнуть под коленом, поймать мяч.

♦ Подбросить мяч вверх, повернуться вокруг себя и поймать мяч.

♦ Продвигаясь вперед, подбрасывать мяч вверх.

Игры с ударом мяча об пол

♦ Ударить мячом об пол и поймать его двумя руками.

♦ Ударить мячом об пол, хлопнуть в ладоши и поймать его.

♦ Ударить мячом об пол, повернуться вокруг себя и поймать его.

♦ Ударить мячом об пол и поймать его правой (левой) рукой.

♦ Ударить мячом об пол, перенести ногу над мячом, пока он ударяется об пол, поймать его.

♦ Отбивать мячом об пол двумя руками 5-6 раз подряд.

♦ Отбивать мячом об пол двумя руками, продвигаясь вперед.

♦ Отбивать мячом об пол правой (левой) рукой по 5-6 раз, продвигаясь вперед.

♦ Ударить мячом об пол, хлопнуть впереди и сзади себя, поймать мяч.

♦ Ударить мячом об пол, сделать хлопок под коленом, поймать мяч.

♦ Непрерывно ударять мячом о пол, перенося над ним ногу.

Игры с ударом мяча о стену

♦ Ударить мячом о стену и поймать его двумя руками.

♦ Ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену, хлопнуть впереди и позади себя, поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену, хлопнуть руками под коленом, поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену, дать ему удариться об пол и поймать его.

♦ Ударить мячом о стену, повернуться вокруг себя и поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену, дать ему удариться об пол, повернуться вокруг себя и поймать его.

♦ Повернуться к стене спиной, бросить мяч через голову в стену, повернуться и поймать его.

♦ То же, но поймать после того, как мяч ударится об пол.

♦ Бросить мяч одной рукой в стену и поймать его.

♦ Отбивать мяч двумя руками о стенку 5-6 раз: ладонями, пальцами; вниз, вверх.

♦ Ударить мячом о стену, перепрыгнуть через него.

♦ Ударить мячом о стену, присесть и поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену из-под ноги правой (левой) рукой.

♦ Ударить мячом о стену из-за спины.

♦ Ударить мячом о стену из-за головы.

♦ Ударить мячом о колено и поймать мяч двумя руками.

♦ Ударить мячом о колено и поймать мяч правой (левой) рукой.

♦ Ударить мяч коленом о стену и поймать его двумя руками.

♦ Ударить мяч коленом о стену и поймать его правой (левой)рукой.

♦ Один ребенок бросает мяч в стену, а другой ловит его.

♦ То же самое, но с ударом мяча об пол.

♦ Стоя спиной к стене, бросить мяч между ногами так, чтобы он ударился об пол и о стену, и поймать его после отскока от стены.

Перебрасывание мяча

♦ Перебрасывание мяча друг другу снизу.

♦ Перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди (баскетбольный бросок).

♦ Перебрасывание мяча друг другу из-за головы.

♦ Перебрасывание мяча друг другу с ударом об пол.

♦ Перебрасывание мяча друг другу из-под колена.

♦ Перебрасывание мяча друг другу с хлопками перед ловлей.

♦ Дети перебрасывают мяч, стоя в шеренгах (расстояние между детьми около 2-2,5 метров), указанными выше способами.

Перебрасывание мяча через веревку или сетку

♦ Перебрасывание мяча через сетку снизу.

♦ Перебрасывание мяча через сетку из-за головы.

♦ Перебрасывание мяча через сетку, при этом тот, кто ловит мяч, дает ему ударится об пол.

♦ Подбросить мяч вверх перед собой и отбивать его через сетку.

♦ Отбивать через сетку 2-3 раза.

Передача и перебрасывание мяча в кругу

♦ Передавать мяч друг другу, не пропуская, влево и вправо (на близком расстоянии).

♦ То же, но за спиной.

♦ Передавать мяч друг другу над головой (ставить детей по росту), после передачи мяча быстро опустить руки.

♦ Перебрасывание мяча друг другу через круг.

♦ Перебрасывание мяча друг другу с ударом об пол.

♦ Передача мяча друг другу во время ходьбы по кругу.

Игра с мячом

Количество играющих: 6-8 человек.

◈ Все участники игры стоят в кругу, на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

◈ В центре круга — водящий. Водящий должен поймать мяч, который игроки перекатывают ударом ноги друг другу. Они могут послать мяч в любом направлении: вправо, влево, пересечь круг, но сами должны оставаться строго на месте и не касаться мяча руками: перекатывать можно только по земле, и только ногами.

◈ Задача водящего — задержать мяч. Он может сделать это ногой, рукой, может только прикоснуться к мячу, может выбить его за круг.

◈ Если водящему удалось задержать мяч, он встает на место того игрока, с чьей неудачной подачи ему удалось задержать мяч.

Передай мяч

Количество играющих: от 6 человек.

Инвентарь: два мяча или других одинаковых игрушки.

◈ Разделите детей на две команды и постройте в две линии так, чтобы дети стояли друг за другом.

◈ Дайте детям, стоящим первыми, мячи или другие игрушки. Дети могут передавать мячи друг другу, присев на корточки. Когда мяч достигает последнего человека, он начинает передавать его вперед, но уже руками, высоко поднятыми над головой.

◈ Мячи нужно передавать максимально быстро.

◈ Команда, в которой мяч быстрее прошел этот путь, объявляется победительницей.

Мяч через ворота

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч, кубики (кегли).

◈ Дети стоят на ковре. Ставятся ворота из кубиков или кеглей. Задание: сидя на ковре лицом к воротам, прокатить мяч в ворота, не задев их.

◈ Можно усложнить игру, построив за воротами мост (из кубиков или кеглей); нужно прокатить мяч через ворота, не задев их и не сломав мост.

Мяч толкаем, догоняем

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: надувной мяч.

◈ Ребенок передвигается на четвереньках и головой подталкивает перед собой большой надувной мяч, не касаясь его руками.

◈ Поставьте перед ребенком какую-нибудь задачу, например, загнать мяч в угол.

Прыжки с мячом

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: мяч, один или несколько.

◈ Дети по очереди или одновременно выполняют следующие задания:

♦ допрыгать до определенного места, зажав мяч между коленями;

♦ установить мяч на голове и придерживать его одной рукой;

♦ зажать мяч между ступней ног;

♦ удерживать мяч локтями перед грудью.

Не урони мяч

◈ Лежа на ковре (вытянувшись на спине), зажать мяч между ног.

◈ Пусть ребенок попробует перевернуться на живот, не выронив мяча.

Городки

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мячи, кегли.

◈ Дети стоят либо сидят на скамейке или стульях, поставленных в один ряд. Впереди на расстоянии 1,5-2 м от них установлены «городки» (кегли, кубики и т. д.).

◈ Играющие поочередно, прокатив маленький мяч по полу, стараются сбить цель — попасть в «городок».

◈ После удачного попадания в цель «городок» переставляют на шаг дальше, игра продолжается.

Перекладываю мяч

◈ Ребенок сидит на полу, опираясь руками позади себя. Мяч лежит у ног справа.

◈ Предложите ребенку захватить мяч стопами, поднять и переложить налево, а затем направо.

Мячом стучу, где захочу

Количество играющих: 1—4 человека.

Инвентарь: мяч, стул.

◈ Предложите детям постучать мячом вокруг стула, по стулу, стоя, сидя, во время ходьбы.

Катание мяча

Количество играющих: 1-6 человек.

◈ Ребенок катит три-четыре мяча взрослому (другому ребенку), который их ему сразу возвращает. По неожиданной команде «Стоп!» игра останавливается.

◈ Выигрывает тот, у кого при сигнале «Стоп!» оказалось меньше мячей.

Упражнение с мячом

◈ дети выполняют движения в соответствии с текстом:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне, не спеша, положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

К правой ступне, и к левой ступне,

И на живот — не запутаться б мне.

Мяч в цепочке

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч, 3-5 обручей, мел.

◈ Выложите дорожку из обручей или нарисуйте круги мелом.

◈ Детям нужно пройти дорожку, ударяя мячом в каждый круг.

◈ Можно усложнить игру попаданием в круги через один.

Лови мяч!

Количество играющих: 2-6 человек.

◈ Дети сидят на полу, на ковре, напротив друг друга, ноги согнуты в коленях, прижаты к животу. Движением ног вперед надо отбросить мяч к сидящему напротив со словами: «Лови мяч!». Тот ловит его руками, а затем ногами откатывает мяч обратно своему партнеру со словами: «Лови мяч!».

◈ Игру можно усложнить: ловить мяч ногами; прокатывать его то одной, то другой ногой; сбивать мячом кубики или кегли, которые ставят на равном расстоянии между играющими.

◈ После игры обязательно надо полежать на спине и расслабиться.

Мяч на голове

◈ Соревнующиеся кладут на голову бублик, сверху — мяч. С мячом на голове необходимо пройти или пробежать определенное расстояние.

Бег с мячом

◈ Соревнующиеся встают друг против друга и зажимают между лбами большой мяч. Затем стараются как можно быстрее добежать до цели, не уронив мяч. При этом один бежит вперед, а другой — задом наперед.

Съедобное — несъедобное

◈Для участия в этой подвижной игре с мячом потребуется как минимум 2 человека. Суть: ведущий бросает мяч и называет какой-нибудь продукт (например, яблоко, банан, пирожное). Если названо слово «съедобное», то мяч следует поймать, а если нет, то мяч нужно отбить.

Всезнайка

◈Суть игры: один участник бросает мяч и произносит фразу, например, «Я знаю три женских имени». Участник должен назвать три имени девочки. Лучше всего, если в игре будет несколько участников. Если мяч не отбит, а пойман, но ответа не последовало, то ведущий переходит к следующему участнику. Игра развивает ловкость рук, обогащает словарный запас, развивает быстроту реакции.

Вышибалы

◈Для игры потребуется как минимум 3 игрока. Два игрока становятся друг против друга (расстояние между ними должно быть как минимум 5 метров, желательно 7). Между ними становятся участники. Главные игроки должны попасть мячом в стоящих в центре. Если мяч пойман, значит, игроку дается еще одна жизнь. Если мяч попал в участника, то он выбывает. Задача участников – увернуться от мяча. [4] , [5].

Последний этап проекта- это защита проекта и подведение его итогов.

В результате проведённой работы дети узнали историю появления и видоизменения мяча, познакомились с особенностями мячей, предназначенных для спортивных игр и узнать много новых развлечений. А главное, с ними всегда их лучший друг – МЯЧ.

По просьбе детей можно составить книгу с загадками о мячах, где иллюстрациями могут быть рисунки детей… Так у вас может появиться книжка-малышка «Мой весёлый друг» (совместная деятельность воспитателя и детей):


 Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.

Хоть надут он всегда -

С ним не скучно никогда.

 Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

 Лежу, забившись в уголок,

Пока сидишь ты с книгою.

Когда же кончится урок,

И я с тобой попрыгаю.

 Я разноцветен и упруг,

Хоть не живой, а все же друг.

 Его пинают, а он не плачет!

Его бросают – назад скачет.

 Упадёт – подскачет,

Ударишь – не плачет.

 Круглый, гладкий и пузатый,

Больно бьют его ребята.

 Стукнешь о стенку – а я отскочу.

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу -

Смирно лежать я никак не хочу.

 Резиновый Арбузик

Скачет на пузе.

 Круглый я как Шар земной

Все гоняются за мной.

Лупят ногами, руками,

А я убегаю – прыжками.

Звонкий, громкий и прыгучий

Улетает аж за тучи

И на радость детворе

Звонко скачет во дворе.

 У Непоседы – паренька.

Круглые бока.

Ударишь – не плачет,

А всё выше скачет.

 Кто там скачет по дорожке

Прыг, скок, кувырок

И забился в уголок.

 Резиновое пузо!

Пузо арбуза.

Бьют его не плачет.

День – деньскою скачет.

 Сделан из резины.

Купили в магазине

Скачет звонко

В руках ребёнка!

 Узнаёте Циркача!

Он умчался топоча.

Прыгал звонко у ребят -

Закатился в палисад.

И теперь из палисада

Доставать беднягу надо.

 Люди бьют его руками,

Головою и ногами,

Клюшкой по траве катают,

В сетку и кольцо кидают,

Вверх взлетает птицей вольной

И ему совсем не больно.

В лоб ударит, ты не плачь.

Называется он… (Мяч! )

 Бьют меня, а я скачу,

Пнут, я радуясь лечу!

Детвора в футбол играет

И в ворота забивает,

Круглый словно шар земной-

Не соскучишься со мной.

 Надоело мне катиться -

Помоги остановиться.

Я старался, да не смог.

У меня ни рук, ни ног,

Ни затылка, ни лица,

Ни начала, ни конца.

 Лёгкий, звонкий и упругий,

Круглый, словно колобок.

С ним приятно на досуге.

Он, как зайка, прыг, да скок.

С удовольствием играет

С ним и девочка, и мальчик.

Каждый сразу отгадает-

Ну, конечно, это...(мячик)

 Догадайся кто такой?

Если бьешь его рукой,

Он совсем не плачет,

Только выше скачет.

 Круглый, гладкий, без углов,

Целый день скакать готов?


Для изучения уровня осведомленности родителей по вопросам Формирование основ здоровьесберегающих ценностей у воспитанников можно провести анкетирование родителей воспитанников.

Анкета для родителей:

  1. Что такое здоровьесберегающие ценности?
  2. Какие игры вы знаете с мячом?
  3. Часто ли Вы играете с ребёнком в мяч?
  4. Что интересного Вы узнали об истории мяча?

Анкетирование в начале проекта может показать, что у родителей знания не всегда могут соответствовать запросам детей. Анализ анкет родителей по завершению проекта наверняка покажет, что все родители будут более заинтересованы в организации совместной деятельности детей и взрослых, направленных на формирование основ здоровьесберегающих ценностей.

Анализ анкет родителей и активное детское творчество детей показывает, что все условия для успешной реализации проекта были соблюдены.

Вывод: В детском саду проектная деятельность должна проводиться постоянно. Работая над проектом Можно заметить, что у детей достаточно обширные знания, и они постоянно их обогащают через доступные средствам для добычи информации (при совместной деятельности со взрослыми – родителями). [6, c.21]

Данный проект не оставил никого равнодушным: дети и взрослые стали более заинтересованы в организации совместной деятельности детей и взрослых, направленных на формирование основ здоровьесберегающих ценностей. Родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваясь к их мнению. У детей появилось желание узнавать что-то новое об истории мяча и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Используя в своей работе педагогическое проектирование, реализуются такие подходы к обучению как:

 личностно-ориентированный,

 компетентностный,

 развивающий.

 Основной целью педагогической работы является переход к внедрению ФГОС ДО, а с ними и новых компетенций, и технологий.

Проектная деятельность, как никакая другая, помогает развивать детскую познавательную инициативу, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт, через реализацию собственных замыслов, требуя от него поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогая замыслить и оформить в виде различного детского творчества, и, конечно, же, помогает развивать познавательную и творческую активность дошкольника. [7, c.10]

Метод проектирования деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования, является одним из приоритетных методов.

Литература:

  1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие.-СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2013.
  3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  4. http://kladraz.ru/, http://www.numama.ru/
  5. http://www.raut.ru/article/podvizhnie_igri_s_mjachom_dlja_detej_raznogo_vozra.html
  6. Евдокимова Е.С. «Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей», 2007
  7. Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника»- Изд: «ТЦ Сфера» 2008 г
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении ФГОС ДО"
  9. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 .
  10. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009 .
Основные термины (генерируются автоматически): мяч, ребенок, Перебрасывание мяча, друг, игра, рука, пол, стен, голова, проектная деятельность.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Формирование здоровьесберегающих компетенций на основе междисциплинарных дидактических комплексов в условиях инклюзивного образования

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Здоровьесберегающая деятельность как ценность и условие коррекционно-образовательного сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Похожие статьи

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Формирование здоровьесберегающих компетенций на основе междисциплинарных дидактических комплексов в условиях инклюзивного образования

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Здоровьесберегающая деятельность как ценность и условие коррекционно-образовательного сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Обеспечение качества формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных образовательных технологий

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Задать вопрос