В последние годы популярность криптовалюты во многих странах мира привела к необходимости разработки её правового регулирования. В декабре 2017 года произошёл взлет популярности биткоина, был обновлен исторический максимум этой валюты, один биткоин стал дороже 20 000 долларов. Российская Федерация относится к странам, в которых правовой режим криптовалют обсуждается, и он затруднён тем, что существует проблема квалификации криптовалюты как объекта гражданских прав.
Криптовалюта – цифровая валюта, защищённая с помощью криптографических технологий. Её особенностью стало то, что она существует только в виртуальном пространстве и не имеет материального выражения. Самой первой криптовалютой в мире и самой популярной на данный момент стал биткоин.
Преимущества криптовалюты привлекают внимание всё больших пользователей. Но многие вопросы, связанные с криптовалютой, невозможно решить, не опираясь на право. Например, вопросы налогообложения, рисков по сделкам с криптовалютой (поставкой некачественного товара за криптовалюту или перевод криптовалюты под влиянием угрозы или обмана). Нет возможности обратиться с жалобой или с заявлением в суд, например, об отмене сделки или о возврате платежа.
Изначально во многих странах, и в том числе в Российской Федерации, обсуждался вопрос о запрете криптовалют. Позиции российских ведомств до сих пор окончательно не устоялись и часто противоречат друг другу.
27 января 2014 года пресс-служба Центрального Банка Российской Федерации практически приравняла криптовалюту к денежным суррогатам. Схожее заявление сделала Федеральная служба по финансовому мониторингу и Генеральная прокуратура. Но стоит отметить, что в российском законодательстве не закреплено понятие «денежный суррогат».
25 января 2018 года Министерство финансов опубликовало проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах». Этот документ вводит определения самой криптовалюты и майнинга, а также регулирует отношения, связанные с её использованием. Данный федеральный закон должен вступить в силу уже в сентябре 2018 года. Однако, существуют проблемы в части его практической реализации, согласования с другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и уполномоченными органами. Возникают споры у Министерства финансов и Центрального банка относительно обмена криптовалюты на рубли и иностранную валюту. Кроме того, неясно как легализовать уже имеющиеся у многих лиц криптоактивы.
Существующая на данный момент правовая неопределённость негативным образом влияет на правоприменительную практику, суды вынуждены принимать решения, руководствуясь аналогией закона и существующей нормативной базой.
Представляет интерес дело, рассматриваемое шестым арбитражным апелляционным судом в городе Хабаровске. Между Абрамовым А.С. и сингапурской компанией был заключён договор займа, согласно которому Абрамов А.С. взял заём, но возврат средств не был произведён, хотя Абрамов утверждал, что вернул заём посредством перечисления криптовалюты. Суд оценивая обязательство по предоставлению криптовалюты, счёл данное обязательство неденежным, а криптовалюты ненадлежащей формой расчётов, но не привёл обоснования этому выводу. Также Ряжский районный суд (Рязанская область) установил, что «биткоин не попадает под объекты гражданских прав, перечислены в ст. 128 ГК РФ».
Тем не менее, на данный момент криптовалюта становится средством платежа, с помощью которого можно оплачивать услуги и приобретать реальные товары. Из этого можно сделать вывод, что криптовалюты должны быть урегулированы гражданским правом. Возникает вопрос: может ли быть в таком случае криптовалюта объектом гражданского права?
Изъятие из перечня объектов гражданских прав криптовалюты может привести к ещё большей неопределённости относительно её правового статуса. Такое положение будет выгодно недобросовестным лицам, которым будет представлена возможность сокрыть свои денежные средства. Данный вывод нашёл своё подтверждение в определении Арбитражного суда Вологодской области, который в ходе рассмотрения дела о банкротстве гражданина, обязал данного гражданина передать финансовому управляющему справки об остатках электронных денежных средств, к которым отнесли и криптовалюты. Но этот случай можно назвать исключительным, так как в большинстве дел об имущественном положении должника, суды не уделяют должного внимания криптовалюте, которая может иметься у ряда граждан и использоваться для сокрытия денежных средств.
Существуют различные точки зрения на то к какому виду объектов гражданских прав отнести криптовалюту:
1) Криптовалюта – это деньги. На территории Российской Федерации законным платёжным средством является рубль. Под денежным знаком понимаются физические объекты в виде банкнот и монет, находящиеся в законном обращении. Криптовалюта не может быть отнесена этому виду объектов гражданских правоотношений, так её эмиссия и обращение не находится под государственным контролем Центробанка России.
2) Криптовалюта – это безналичные денежные средства. Безналичный расчёт осуществляется в отношении денежных средств, находящихся на банковских вкладах или счетах. То есть между банком и клиентом заключается договор, согласно которому банк обязуется по поручению плательщика перевести денежную сумму на счет другого лица, указанного плательщиком. Но криптовалюты не попадают под данную классификацию, так как используются в обороте без заключения договоров с банком, все операции осуществляются на доверии пользователей к друг другу, а не банку. Также все транзакции отслеживаются не банком, а с помощью методов криптографии.
3) Криптовалюта – это ценные бумаги. Российский закон ценными бумагами называет документы, соответствующие установленным требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права. Те, кто придерживается такой точки зрения считают, что выпуск биткоинов схож с выпуском и эмиссией бездокументарных ценных бумаг. Но стоит учесть, что криптовалюты сами по себе являются самоценными объектами и не содержат обязательственных прав, что противоречит признакам ценных бумаг, указанных в законе.
4) Криптовалюта – это электронные денежные средства. Проанализировав статью 3 Федерального закона от 27.06.2011 №161 ФЗ «О национальной платёжной системе» можно сказать, что электронные денежные средства – это безналичные денежные средства, которые используются только в Интернете, учитываются кредитными организациями без открытия банковского счёта и могут быть переведены с использование электронных средств платежа. Определенная схожесть с криптовалютой, действительно, есть. Но, верификация электронных денежных средств производится посредником, который устанавливает свои правила, такие как размер комиссии за трансакцию, скорость осуществление перевода, лимит количества переводимых средств. В данном случае посредником выступает банк или электронный платёжный сервис. В отличие от электронных денежных средств, криптвалюта особенна именно тем, используется без участия третьих лиц.
Таким образом, рассмотрев различные точки зрения на правовую сущность криптовалюты, можно сделать вывод, что существует необходимость внести изменения в статью 128 Гражданского кодекса, дополнив её таким объектом гражданских прав, как криптовалюта. Но анализ позиции российских ведомств и исследование проекта Федерального закона «О цифровых финансовых активах» позволяет предположить, что вероятнее всего, законодатель пойдёт по более простому пути и приравняет криптовалюту к одному из уже существующих объектов гражданских прав, что может привести к новым спорам.
Литература:
1. Письмо ФНС от 3 октября 2016 г. № ОА-18-17/1027 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — 29.11.2016.
2. Законопроект об ответственности за использование криптовалют поступит в Госдуму в июне [Электронный ресурс] // ForkLog. — 25.02.2016.
3. О цифровых финансовых активах: проект Федерального закона, текст по состоянию на 25.01.2018 [Электронный ресурс] // Минфин России
4. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2017 г. по делу № А73-6112/2015 [Электронный ресурс].
5. Решение Ряжского районного суда г. Рязани от 26 апреля 2017 г. по делу № 2-160/2017 [Электронный ресурс].
6. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета. 2003. № 253.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Российская газета. 1996. № 23, 24, 25, 26.