В настоящее время нередко можно встретиться с таким понятием, как «риск», мы можем наблюдать данное понятие в следующих сферах гражданского права: страхование, рента, сделки связанные с азартными играми. Все эти сферы объединяет общий «краеугольный камень» — они основаны на риске, то есть наступление конкретного юридически значимого последствия, вытекает после череды случайных событий.
Обратившись к истории изучения алеаторных сделок, можно четко прийти к пониманию, почему данная категория не получила особого развития в современном российском праве. Впервые алеаторные сделки были упомянуты в Древнем Риме, а термин «алеаторность» происходит от лат. «alea», что в переводе значит игральная кость, игра в кости, но должного развития они (сделки) не получили, так как отрицалась их правовая значимость. Поскольку данные договоры были запрещены, то и имущество от них признавалось приобретенным по недействительной сделке.
Впервые большой вклад в развитие данной сферы был внесен во Французском гражданском кодексе (Кодекс Наполеона, раздел двенадцатый «О рисковых договорах»), где в статье 1964 давалось легальное определение алеаторной сделки: «Рисковой договор есть обоюдное соглашение, которого последствия, по отношению к выгодам или потерям, для всех сторон, или для одной только, либо некоторых, поставлены в зависимость от неизвестного события». К данному договору законодатель того времени относил: договор страхования, ссуда под морские предприятия, игра и пари, договор о пожизненной ренте. Данная глава закрепляла за собою общие принципы сторон и регулировала отношения субъектов, так например в статье 1967 устанавливается, что: «Ни в каком случае проигравший не может требовать обратно того, что он добровольно уплатил, если со стороны выигравшего не было обмана, плутовства или мошенничества». Эти же положения нашли свое отражения и в современном российском законодательстве, так в пункте 1 статьи 1062 гражданского кодекса, говорится о том: «Требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите, за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари»
Касаясь темы отечественного права, тут можно сказать о том, что институт алеаторных сделок не получил в свое время должного внимания, а связанно это было в первую очередь с экономической системой. В условиях плановой экономики все риски должны были сводиться к минимуму, а алеаторные сделки никогда не выступали в качестве объектов изучения. Хотя стоит отдать должное советским цивилистам, ведь они впервые разработали основы теоретического положения о риске, которые впоследствии оказали влияние на современное российское гражданское право.
Переход России из плановой к рыночной экономике стимулировал данный институт, так как на рыночную систему имеет большое влияние предпринимательская деятельность, а согласно 2 статье гражданского кодекса: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». То есть — это деятельность основана на риске. Также с перестройкой России на новую экономическую модель существенно возросло количество заключенных «рисковых» договоров (рента, страхование), а также появились и новые, ранее не получавшие обширного применения сделки (фьючерсы, опционы, свопы), активно используемые в банковской и биржевой сфере.
Проблема алеаторных сделок состоит в том, что отечественное законодательство почти никак не регулирует данный институт. В гражданском кодексе нет четкого единого определения «рисковой сделки», а суды впервые столкнувшись с данным явлениям испытали проблемы с вынесениям решения. Так, различные контракты (фьючерсы и расчетные форвардные сделки) квалифицировались, как пари, в следствии этого субъекты гражданских прав по данным сделкам не могли получить судебную защиту.
Данная проблема, вызвана в первую очередь отсутствием четкого определения института алеаторности в гражданском праве, начиная от понятия и заканчивая отдельными статьями регулирующими те или иные положения. Для создания более эффективного регулирования данной сферы, а также для развития экономической системы, надо для начала сформулировать понятие «алеаторная сделка» и тут можно взять понятие сформулированное В. А. Запорощенко, он определяет её как двух- или многостороннюю срочную сделку, порождающую двусторонне обязывающее, возмездное отношение, при котором возникновение отдельных (наиболее значимых) прав и обязанностей, касающихся наличия и/или направленности, а также количества основного предоставления, поставлено в зависимость от обстоятельств, имеющих неподвластный участникам характер.
Также немаловажным будет дополнить гражданский кодекс новыми нормами, касающиеся сделок, связанными с биржевой и банковской деятельностью: фьючерсы, форварды.
Обобщая вышеуказанные заключения, автор статьи приходит к выводу о том, что наше законодательство еще весьма молодо в сфере алеаторности договоров и в условиях присущей для нас новой рыночной системе данная сфера набирает все больший оборот, что в свою очередь требует более четкого и понятного закрепления в действующих нормативных базах.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ
- Французский гражданский кодекс 1804 г. / Пер. И. С. Перетерского. — М.: КНОРУС, 1991. — 620 с.
- Запорощенко В. А. Особенности регулирования алеаторных сделок в Российской Федерации. Дисс… канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2006–159с.
- Мадагаева Т. Ф. Алеаторные договоры в системе рисковых договоров в гражданском праве Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.03