В современной России, выбирающей стратегию инновационного развития, возрастает необходимость в специалистах нового типа: высококвалифицированных, конкурентоспособных, быстро адаптирующихся, социально мобильных. Обозначенные свойства интегрируются в комплексном понятии «самомотивированность». В рамках личностно-деятельностного подхода под самомотивированностью понимается взаимосвязь мотивационного («могу») и инструментального («хочу») аспектов. Попов А.А. эксплицируют самомотивированность через способность и готовность к продуктивной деятельности.
Эффективность управления мотивацией обучающихся не возможна без учета трансформаций, происходящих с личностью самого студента и его межличностных коммуникаций. Согласно теории поколений, созданной У. Штраусом и Н. Хоувом, современный студент является представителем «поколения Z». Он претерпевает информационное давление, доступность и обилие развлекательного контента. Последствиями этого становиться неприятие «ненужных знаний», увеличение числа гиперактивных (перегруженных) студентов, отторжение ритма подачи информации.
В связи с этим претерпевают изменения функциональные обязанности педагога, который становиться так называемым специалистом по партизанскому маркетингу в образовании. Вектор профессиональной деятельности педагога в работе со студентами, должен ориентироваться на выявление и сопровождение мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту и искусству. Возникает необходимость в создании и тестировании новых форм, воспитывающих, усиливающих самомотивированность как массовое качество, помогающих определиться с кругом «своих» проблем, увидеть приоритетные сюжеты развития.
Меняются и цели образования, помимо его основной цели передачи знаний:
системное мышление исследовательское поведение «живая» логика.
умение понимать окружение и окружающих адаптивность;
работа в командах умение помогать наставничество;
фантазия креативность креативная ответственность;
инициатива уверенность самоуважение;
любопытство самообучение любовь к получении/применению знаний;
выбор пути разработка собственной дорожной карты
Учитывая обозначенные трансформации в личности студента и системе образования Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования активно использует следующие социальные технологии выявления и поддержки талантливой молодежи профессионального образования:
1) популяризация научного знания (науки);
2) построение индивидуальных траекторий обучения;
3) внедрение инновационных и креативных практик в процесс образования;
4) создание научных обществ и творческих объединений в молодежной среде;
5) развитие олимпиадного движения;
6) создание мотивационного поля для развития талантливой молодежи на международном уровне (международные конкурсы, стажировки, конференции, студенческие слеты).
Каждая из названных технологий включает совокупность приемов и методов ее реализации. Анализ способов популяризации позволил выявить новации, порожденные современным социумом (таблица 1).
Таблица 1 – Сравнительный анализ способов популяризации науки
Традиционные способы популяризации науки |
Инновационные способы популяризации науки |
проведение семинаров, круглых столов, открытых лекций, научных конференций; публикации в научных изданиях, издание монографий, сборников научных трудов; организация научно-популярных кинолекториев; просмотр научно-популярных теле- или радиопередач; интернет |
проектная деятельность; конкурсы имеющие научную направленность; интеллектуальные командные соревнования; использование различных лекционных форматов донесения научных знаний до студентов; создание информационно-аналитических банков данных научных достижений |
Использование разнообразных лекционных форматов, способов построения и подачи научной информации, влечет большее мотивационное воздействие на современную молодежь, в отличие от традиционных способов. Умение рассказать доступно о сложном научном открытии или явлении, достичь успеха в ораторских боях, успеть подать идею за 20 секунд, проверить свои силы в марафоне, все это становиться возможным при использовании инновационных лекционных форматов.
Наиболее значимыми лекционными форматами, способствующими формированию самомотивированности студентов являются: TEDx, PechaKucha, Science Slam, Дебаты, Курилка Гетенберга, University Talks, Наука за минуту. Каждый из них наделен совокупностью правил представления и донесения информации, пространственно-временной организации. Формализм подхода компенсируется ясностью процессуальных действий для студента. По мере усовершенствования навыков выступления в заданном лекционном формате («могу»), у обучающегося идет развитие мотивационной компоненты («хочу»).
Наука за минуту
|
Интеллектуальные командные соревнования «Креатив бой»
|
Science Slam PROFI
|
TEDxPROFI
|
Повышение мотивации студента невозможно без знания его потребностного состояния. Мотив, являясь видимой стороной побуждений человека, выступает управленческим ресурсом педагога. Одним из способов построения индивидуальных мотивационных траекторий может стать разработанный экспресс-метод «Октализ» Ю-Кай-Чоу. Согласно мнения автора, человеком движет сочетание нескольких мотивирующих сил: чувство собственной значимости, миссия; достижение, стремление к лидерству; самосовершенствование, раскрытие творческого потенциала, отработка навыков; чувство владения и накопления, «я собственник!»; социальное давление, дружба, конкуренция; ограниченность ресурсов, нетерпеливость; тайна, сюрприз, непредсказуемость, любопытство; избегание негатива, размеренность, безопасность.
Эффективность управления мотивацией обучающихся, будет зависеть от умений педагога идентифицировать ведущий мотив обучающегося и обеспечить соответствующие условия его достижения, что невозможно без интеграции традиционных и креативных педагогических практик. Последние можно условно разделить на: коммуникативные, проблемно-поисковые, имитационные, рефлексивные, арт-техники. Каждый из подвидов позволяет обучающемуся развивать как «мягкие» (soft) компетенции, так и «тяжелые» (hard) (таблица 2).
Таблица 2
Креативные педагогические практики
Креативные практики |
Виды |
Назначение |
коммуникативные |
интеллектуальный бой (креатив-бой), пресс-конференция, диспут, дискуссия, телемост, интервью, дебаты, интеллектуальная дуэль, сократов-круг, кафедра |
развитие коммуникабельности, умений вести переговоры, устанавливать контакт |
проблемно-поисковые |
открытые задачи, проблемные ситуации, кейс – технологии, видео – практикум, проектная деятельность, ученый совет, мозговой штурм |
развитие креативного и критического мышления, формирование самостоятельности, общенаучных компетенций |
имитационные |
деловые игры, метод шесть шляп |
развитие умений моделировать ситуации (в т.ч. профессиональные), всестороннего изучения |
рефлексивные |
психотехнологии: социально-перцептивные, коммуникативные, когнитивные |
развитие умений оценивать собственные ресурсы |
арт-техники |
мини-лекции, обсуждение (книги, видео), концепты, драмотерапия, клубы, синквейн |
развитие умений творческой самореализации |
Социальная технология направленная на создание и координацию научных обществ и творческих объединений в молодежной среде позволяет обеспечить возможность реализации творческого, научного, предпринимательского и социального потенциала талантливых студентов.
Развитие олимпиадного движения является эффективным социальным механизмом по выявлению талантливой молодежи, обогащению образовательной инфраструктуры Хабаровского региона, а также удовлетворяет образовательным запросам активных и самомотивированных студентов профессионального образования.
Расширение границ мотивационного поля с краевого (всероссийского) до международного для талантливой молодежи профессионального образования Хабаровского края, реализуется с помощью таких социальных механизмов как: международные конкурсы, стажировки, конференции, студенческие слеты. Все это способствует успешной социализации молодежи края.
Таким образом, обозначенные социальные технологии выявления и поддержки талантливой молодежи профессионального образования, позволяют реализовать развитие, успешную социализацию и реализацию человеческого потенциала инициативной талантливой молодежи профессионального образования как фактора инновационного социально ориентированного развития Хабаровского края.
Литература:
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявлинская. – Самара, 2009. – 416 с.
- Зиновкина, М.М. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ / М.М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, П. М.Горев, В.В. Утёмов. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 109с.
- Князев, А.М. Акмеологические технологии активно-игрового обучения / А.М. Князев, И.В. Одинцов. – М., 2007. – 215 с.
- Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2010. – 134 с.