Социальные технологии развития soft-компетенций обучающихся профессионального образования Хабаровского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. Социальные технологии развития soft-компетенций обучающихся профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.1 (232.1). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53977/ (дата обращения: 22.12.2024).



В современной России, выбирающей стратегию инновационного развития, возрастает необходимость в специалистах нового типа: высококвалифицированных, конкурентоспособных, быстро адаптирующихся, социально мобильных. Обозначенные свойства интегрируются в комплексном понятии «самомотивированность». В рамках личностно-деятельностного подхода под самомотивированностью понимается взаимосвязь мотивационного («могу») и инструментального («хочу») аспектов. Попов А.А. эксплицируют самомотивированность через способность и готовность к продуктивной деятельности.

Эффективность управления мотивацией обучающихся не возможна без учета трансформаций, происходящих с личностью самого студента и его межличностных коммуникаций. Согласно теории поколений, созданной У. Штраусом и Н. Хоувом, современный студент является представителем «поколения Z». Он претерпевает информационное давление, доступность и обилие развлекательного контента. Последствиями этого становиться неприятие «ненужных знаний», увеличение числа гиперактивных (перегруженных) студентов, отторжение ритма подачи информации.

В связи с этим претерпевают изменения функциональные обязанности педагога, который становиться так называемым специалистом по партизанскому маркетингу в образовании. Вектор профессиональной деятельности педагога в работе со студентами, должен ориентироваться на выявление и сопровождение мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту и искусству. Возникает необходимость в создании и тестировании новых форм, воспитывающих, усиливающих самомотивированность как массовое качество, помогающих определиться с кругом «своих» проблем, увидеть приоритетные сюжеты развития.

Меняются и цели образования, помимо его основной цели передачи знаний:

 системное мышление  исследовательское поведение  «живая» логика.

 умение понимать окружение и окружающих  адаптивность;

 работа в командах  умение помогать наставничество;

 фантазия креативность  креативная ответственность;

 инициатива уверенность  самоуважение;

 любопытство  самообучение  любовь к получении/применению знаний;

 выбор пути  разработка собственной дорожной карты

Учитывая обозначенные трансформации в личности студента и системе образования Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования активно использует следующие социальные технологии выявления и поддержки талантливой молодежи профессионального образования:

1) популяризация научного знания (науки);

2) построение индивидуальных траекторий обучения;

3) внедрение инновационных и креативных практик в процесс образования;

4) создание научных обществ и творческих объединений в молодежной среде;

5) развитие олимпиадного движения;

6) создание мотивационного поля для развития талантливой молодежи на международном уровне (международные конкурсы, стажировки, конференции, студенческие слеты).

Каждая из названных технологий включает совокупность приемов и методов ее реализации. Анализ способов популяризации позволил выявить новации, порожденные современным социумом (таблица 1).

Таблица 1 – Сравнительный анализ способов популяризации науки

Традиционные способы популяризации науки

Инновационные способы популяризации науки

 проведение семинаров, круглых столов, открытых лекций, научных конференций;

 публикации в научных изданиях, издание монографий, сборников научных трудов;

 организация научно-популярных кинолекториев;

 просмотр научно-популярных теле- или радиопередач;

 интернет

 проектная деятельность;

 конкурсы имеющие научную направленность;

 интеллектуальные командные соревнования;

 использование различных лекционных форматов донесения научных знаний до студентов;

 создание информационно-аналитических банков данных научных достижений

Использование разнообразных лекционных форматов, способов построения и подачи научной информации, влечет большее мотивационное воздействие на современную молодежь, в отличие от традиционных способов. Умение рассказать доступно о сложном научном открытии или явлении, достичь успеха в ораторских боях, успеть подать идею за 20 секунд, проверить свои силы в марафоне, все это становиться возможным при использовании инновационных лекционных форматов.

Наиболее значимыми лекционными форматами, способствующими формированию самомотивированности студентов являются: TEDx, PechaKucha, Science Slam, Дебаты, Курилка Гетенберга, University Talks, Наука за минуту. Каждый из них наделен совокупностью правил представления и донесения информации, пространственно-временной организации. Формализм подхода компенсируется ясностью процессуальных действий для студента. По мере усовершенствования навыков выступления в заданном лекционном формате («могу»), у обучающегося идет развитие мотивационной компоненты («хочу»).

Наука за минуту

D:\Mydok\Downloads\DSC_0035.JPG

Интеллектуальные командные соревнования «Креатив бой»

D:\Mydok\Downloads\DSC_0971.JPG

Science Slam PROFI

D:\Mydok\Downloads\DSC_1060.JPG

TEDxPROFI

C:\Documents and Settings\Diana\Рабочий стол\Фотоконкурс ПП 2018\IMG-20180924-WA0004.jpg

Повышение мотивации студента невозможно без знания его потребностного состояния. Мотив, являясь видимой стороной побуждений человека, выступает управленческим ресурсом педагога. Одним из способов построения индивидуальных мотивационных траекторий может стать разработанный экспресс-метод «Октализ» Ю-Кай-Чоу. Согласно мнения автора, человеком движет сочетание нескольких мотивирующих сил: чувство собственной значимости, миссия; достижение, стремление к лидерству; самосовершенствование, раскрытие творческого потенциала, отработка навыков; чувство владения и накопления, «я собственник!»; социальное давление, дружба, конкуренция; ограниченность ресурсов, нетерпеливость; тайна, сюрприз, непредсказуемость, любопытство; избегание негатива, размеренность, безопасность.

Эффективность управления мотивацией обучающихся, будет зависеть от умений педагога идентифицировать ведущий мотив обучающегося и обеспечить соответствующие условия его достижения, что невозможно без интеграции традиционных и креативных педагогических практик. Последние можно условно разделить на: коммуникативные, проблемно-поисковые, имитационные, рефлексивные, арт-техники. Каждый из подвидов позволяет обучающемуся развивать как «мягкие» (soft) компетенции, так и «тяжелые» (hard) (таблица 2).

Таблица 2

Креативные педагогические практики

Креативные практики

Виды

Назначение

коммуникативные

интеллектуальный бой (креатив-бой), пресс-конференция, диспут, дискуссия, телемост, интервью, дебаты, интеллектуальная дуэль, сократов-круг, кафедра

развитие коммуникабельности, умений вести переговоры, устанавливать контакт

проблемно-поисковые

открытые задачи, проблемные ситуации, кейс – технологии, видео – практикум, проектная деятельность, ученый совет, мозговой штурм

развитие креативного и критического мышления, формирование самостоятельности, общенаучных компетенций

имитационные

деловые игры, метод шесть шляп

развитие умений моделировать ситуации (в т.ч. профессиональные), всестороннего изучения

рефлексивные

психотехнологии: социально-перцептивные, коммуникативные, когнитивные

развитие умений оценивать собственные ресурсы

арт-техники

мини-лекции, обсуждение (книги, видео), концепты, драмотерапия, клубы, синквейн

развитие умений творческой самореализации

Социальная технология направленная на создание и координацию научных обществ и творческих объединений в молодежной среде позволяет обеспечить возможность реализации творческого, научного, предпринимательского и социального потенциала талантливых студентов.

Развитие олимпиадного движения является эффективным социальным механизмом по выявлению талантливой молодежи, обогащению образовательной инфраструктуры Хабаровского региона, а также удовлетворяет образовательным запросам активных и самомотивированных студентов профессионального образования.

Расширение границ мотивационного поля с краевого (всероссийского) до международного для талантливой молодежи профессионального образования Хабаровского края, реализуется с помощью таких социальных механизмов как: международные конкурсы, стажировки, конференции, студенческие слеты. Все это способствует успешной социализации молодежи края.

Таким образом, обозначенные социальные технологии выявления и поддержки талантливой молодежи профессионального образования, позволяют реализовать развитие, успешную социализацию и реализацию человеческого потенциала инициативной талантливой молодежи профессионального образования как фактора инновационного социально ориентированного развития Хабаровского края.

Литература:

  1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявлинская. – Самара, 2009. – 416 с.
  2. Зиновкина, М.М. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ / М.М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, П. М.Горев, В.В. Утёмов. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 109с.
  3. Князев, А.М. Акмеологические технологии активно-игрового обучения / А.М. Князев, И.В. Одинцов. – М., 2007. – 215 с.
  4. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2010. – 134 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, талантливая молодежь, развитие умений, PROFI, молодежная среда, мотивационное поле, олимпиадное движение, проектная деятельность, социальная технология выявления, Хабаровский край.


Похожие статьи

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Инновационные педагогические технологии в процессе профессиональной подготовки студентов-бакалавров социальной работы

Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Похожие статьи

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Инновационные педагогические технологии в процессе профессиональной подготовки студентов-бакалавров социальной работы

Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте развития ИКТ-компетентности

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС

Задать вопрос